Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:59, контрольная работа
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Знание особенностей межличностного поведения индивида необходимо для подбора персонала, для формирования резерва, для профориентационной консультации. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность организации.
Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.
Введение 3
Глава 1. Межличностные отношения 4
Глава 2. Межличностные отношения в группах и коллективе 7
2.1. Основные понятия: виды малых групп 7
2.2. Развитие малой группы 9
2.3. Социально-психологический климат в группах 11
Заключение 14
Содержание 15
ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
челябинский
институт (филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология и педагогика»
тема: «Межличностные отношения в группах и коллективе»
Выполнил:
студент 1 курса
специальности «Маркетинг»
заочной ускоренной формы обучения
Группа
11 МС Шифр МкзС-10Т-18 __________________________
Проверил: преподаватель
__________________________
Челябинск 2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Межличностные отношения 4
Глава 2. Межличностные отношения в группах и коллективе 7
2.1. Основные понятия: виды малых групп 7
2.2. Развитие малой группы 9
2.3. Социально-психологический климат в группах 11
Заключение 14
Содержание 15
Введение
Социальная психология изучает закономерности психической деятельности, поведение и взаимодействие людей как представителей социальных групп, психологические характеристики самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. При этом в качестве объекта исследований в социальной психологии могут выступать личность, социальная группа (от пары индивидов, до нации или массового общественного движения), их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия.
Методы социальной психологии являются междисциплинарными и применяются в других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки. Наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, эксперимент - вот те приемы и методы исследований.
Результаты исследований проблемы межличностного познания, включающего в себя восприятие и понимание человека человеком, довольно полно представлены в работах отечественных ученых.
В свою очередь, процесс межличностного познания как бы предваряет другой, параллельно идущий и актуальный - развитие межличностных отношений.
Отношения - это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип - межличностными отношениями.
Глава 1. Межличностные отношения
Межличностные отношения - это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений, межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.
Межличностные отношения включают в себя три элемента:
когнитивный (информационный);
аффективный (эмоциональный);
поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.
Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между нами. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных отношениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные средства общения).
Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут сформироваться с позицией:
доминирования - равенства - подчинения, и
зависимости - взаимозависимости - независимости.
Несмотря на очевидные различия, которые существуют между общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая во взаимодействие в сугубо официальной обстановке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не, только с практической стороной дела, но и с индивидуальными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напротив, - антипатию, скуку, презрение, что обусловливая позитивную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимодействия, будет облегчать или затруднять его протекание.
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику - переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений.
Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер.
Глава 2. Межличностные
отношения в группах и коллективе
2.1. Основные понятия: виды малых групп
Малую группу можно определить как совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы, которые направляют их активность.
Малая группа выполняет функции связующего звена в системе отношений «личность - общество». Человек осознает принадлежность к обществу, свои общественные интересы через принадлежность к социальным группам и организациям, в которых он участвует в общественной жизни. Малые группы играют важную роль в становлении личности, являясь передаточным звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в обществе. Обычно верхняя граница малой группы пролегает между количеством от 20 до 30 человек, а нижняя - от 2 до 3 человек. Оптимальным размером малой группы принято считать 5 - 12 человек.
Группы большого размера обычно распадаются на более мелкие микрогруппы. В этой связи принято выделять первичные и вторичные группы.
Первичная группа характеризуется малочисленностью состава, пространственной близостью ее членов, длительностью совместного существования, единством целей, добровольностью вхождения в группу и неформальным групповым контролем. Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование социальных идеалов личности и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства и социализации.
Вторичная группа включает в себя несколько первичных групп. Например, рабочая бригада является первичной группой для ее членов, а коллектив предприятия в целом, где работает эта бригада - является вторичной группой. В социальных связях вторичного типа непосредственное взаимодействие возможно, но оно может полностью или частично отсутствовать.
Среди естественных малых групп наиболее важным является их деление на формальные и неформальные.
Формальная группа - это вид малой группы, где членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации. Отношения в формальных группах характеризуются разделением функций, безличностью и договорностью, строго определенной свыше целью сотрудничества.
Неформальная группа - это вид малой группы, возникающий в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребности в общении, понимании и взаимных симпатий. Организация отношений в неформальных группах характеризуется относительной независимостью от формальных структур, размытостью групповых целей и неформальным контролем, зависящим от степени осознанности группового членства. В группе самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению ее членов. Неформальные группы могут образовываться как в рамках формальных групп, так и отдельно.
Еще одним видом групп является референтная группа. Референтной группой является любая реальная или воображаемая социальная группа, система норм, ценностей и установок которой является для индивида эталоном, с которым он соотносит свое поведение. В системе отношений «личность - общество» референтные группы выполняют три функции:
статусно-информативную (формирует у индивида представление о его месте в обществе, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей);
регулятивно-нормативную функцию, интерпретирующую для личности групповые социальные нормы и регулирующие его поведение;
ценностно-ориентационную функцию, определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности.
2.2. Развитие малой группы
После образования группы как формальной, так и неформальной, наступает процесс развития малой группы. Отличительными признаками развития группы являются:
направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей);
организованность (подготовленность к выполнению совместной деятельности);
коммуникативность (интеллектуальная, волевая и эмоциональная);
стрессоустойчивость.
Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, референтность, психологический климат, формы лидерства, внутри- и межгрупповая активность. Высшей точкой развития группы является коллектив, а низшей - группа-конгломерат (только что сформированная группа людей, у которой отсутствуют все эти признаки).
Коллектив характеризуется единством направленности, организованности, коммуникативности.
Особенностью коллектива как высшего уровня развития группы является интеграция с другими группами на основе направленности на более общие и широкие социально значимые цели. Динамика развития коллектива - это сложный процесс, содержащий как периоды быстрого продвижения по соответствующим этапам, так и периоды длительного пребывания на одном уровне и даже его снижение. При этом отношения в группе могут характеризоваться антипатией, конфликтностью и агрессивностью как формой проявления дезинтеграции.
Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективе