Межличностные отношения в группах и коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Знание особенностей межличностного поведения индивида необходимо для подбора персонала, для формирования резерва, для профориентационной консультации. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность организации.
Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Межличностные отношения 4
Глава 2. Межличностные отношения в группах и коллективе 7
2.1. Основные понятия: виды малых групп 7
2.2. Развитие малой группы 9
2.3. Социально-психологический климат в группах 11
Заключение 14
Содержание 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 179.98 Кб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

челябинский институт (филиал) 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

        по дисциплине: «Психология и педагогика»

        тема: «Межличностные отношения в группах и коллективе»

 
 
 
 
 
     Выполнил:  студент 1 курса

     специальности  «Маркетинг»

     заочной    ускоренной  формы обучения                    

     Группа 11 МС Шифр МкзС-10Т-18     __________________________      

     Проверил:  преподаватель    

                                __________________________        
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2010

 

Содержание 
 

Введение 3

Глава 1. Межличностные отношения 4

Глава 2. Межличностные отношения в группах и коллективе 7

2.1. Основные понятия: виды малых групп 7

2.2. Развитие малой группы 9

2.3. Социально-психологический климат в группах 11

Заключение 14

Содержание 15 
 
 
 
 

 

Введение 

     Социальная психология изучает закономерности психической деятельности, поведение и взаимодействие людей как представителей социальных групп, психологические характеристики самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. При этом в качестве объекта исследований в социальной психологии могут выступать личность, социальная группа (от пары индивидов, до нации или массового общественного движения), их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия.

     Методы социальной психологии являются междисциплинарными и применяются в других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Весь набор методов подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки. Наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, эксперимент - вот те приемы и методы исследований.

     Результаты исследований  проблемы межличностного познания, включающего в себя восприятие и понимание человека человеком, довольно полно представлены в работах отечественных ученых.

     В свою очередь, процесс межличностного познания как бы предваряет другой, параллельно идущий и актуальный - развитие межличностных отношений.

     Отношения - это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип - межличностными отношениями.

 

      Глава 1. Межличностные отношения 

     Межличностные отношения - это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку.  В отличие от общественных, деловых отношений, межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.

     Межличностные отношения включают в себя три элемента:

когнитивный (информационный);

аффективный (эмоциональный);

поведенческий (практический, регулятивный).

     Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным партнером.

     Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между нами. Аффективный компонент, как правило, является ведущим. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется  в двух противоположных отношениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов проявления межличностных отношений много. Позитивные отношения проявляются  в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и пр. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакты, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные средства общения).

     Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен, то общение с ним будет затруднено. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения могут сформироваться с позицией:

    доминирования - равенства - подчинения, и

    зависимости - взаимозависимости - независимости.

     Несмотря на очевидные различия, которые существуют между общественными и межличностными отношениями, они тесно связаны между собой и подчас очень глубоко проникают друг в друга. Даже вступая  во взаимодействие в сугубо официальной обстановке и по сугубо формальному поводу, люди довольно быстро начинают испытывать те или иные чувства к своим партнерам по общению. Причем это зачастую связано не, только с практической стороной дела, но и с индивидуальными особенностями внешности и поведения партнера. Они могут вызывать симпатию, любопытство, уважение либо, напротив, - антипатию, скуку, презрение, что обусловливая позитивную либо негативную эмоциональную окраску делового взаимодействия, будет облегчать или затруднять его протекание.

     Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику - переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений.

     Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой  деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер.

 

      

     Глава 2. Межличностные отношения в группах и коллективе 

2.1. Основные понятия: виды малых групп

     Малую группу можно определить как совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы, которые направляют их активность.

     Малая группа выполняет функции связующего звена в системе отношений «личность - общество». Человек осознает принадлежность к обществу, свои общественные интересы через принадлежность к социальным группам и организациям, в которых он участвует в общественной жизни. Малые группы играют важную роль в становлении личности, являясь передаточным звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в обществе. Обычно верхняя граница малой группы пролегает между количеством от 20 до 30 человек, а нижняя - от 2 до 3 человек. Оптимальным размером малой группы принято считать 5 - 12 человек.

     Группы большого размера обычно распадаются на более мелкие микрогруппы. В этой связи принято выделять первичные и вторичные группы.

     Первичная группа характеризуется малочисленностью состава, пространственной близостью ее членов, длительностью совместного существования, единством целей, добровольностью вхождения в группу и неформальным групповым контролем. Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование социальных идеалов личности и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства и социализации.

     Вторичная группа включает в себя несколько первичных групп. Например, рабочая бригада является первичной группой для ее членов, а коллектив предприятия в целом, где работает эта бригада - является вторичной группой. В социальных связях вторичного типа непосредственное взаимодействие возможно, но оно может полностью или частично отсутствовать.

     Среди естественных малых групп наиболее важным является их деление на формальные и неформальные.

     Формальная группа - это вид малой группы, где членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации. Отношения в формальных группах характеризуются разделением функций, безличностью и договорностью, строго определенной  свыше целью сотрудничества.

     Неформальная группа - это вид малой группы, возникающий в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребности в общении, понимании и взаимных симпатий.  Организация отношений в неформальных группах характеризуется относительной независимостью от формальных структур, размытостью групповых целей и неформальным контролем, зависящим от степени осознанности группового членства. В группе самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению ее членов. Неформальные группы могут образовываться как в рамках формальных групп, так и отдельно.

     Еще одним видом групп является референтная группа. Референтной группой является любая реальная или воображаемая социальная группа, система норм, ценностей и установок которой является для индивида эталоном, с которым он соотносит свое поведение. В системе отношений «личность - общество» референтные группы выполняют три функции:

статусно-информативную (формирует у индивида представление о его месте в обществе, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей);

регулятивно-нормативную функцию, интерпретирующую для личности групповые социальные нормы и регулирующие его поведение;

ценностно-ориентационную функцию, определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности. 

2.2. Развитие малой группы

После образования группы как формальной, так и неформальной, наступает процесс развития малой группы. Отличительными признаками развития группы являются:

направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей);

организованность (подготовленность к выполнению совместной деятельности);

коммуникативность (интеллектуальная, волевая и эмоциональная);

стрессоустойчивость.

     Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, референтность, психологический климат, формы лидерства, внутри- и межгрупповая активность. Высшей точкой развития группы является коллектив, а низшей  - группа-конгломерат (только что сформированная группа людей, у которой отсутствуют все эти признаки).

     Коллектив характеризуется  единством направленности, организованности, коммуникативности.

     Особенностью коллектива как высшего уровня развития группы является  интеграция с другими группами на основе направленности на более общие и широкие социально значимые цели. Динамика развития коллектива - это сложный процесс, содержащий как периоды быстрого продвижения по соответствующим этапам, так и периоды длительного пребывания  на одном уровне  и даже его снижение. При этом отношения в группе  могут характеризоваться  антипатией, конфликтностью и агрессивностью как формой проявления дезинтеграции.

Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективе