Межличностные отношения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические основы проблемы межличностных отношений
детей подросткового возраста.
1.1. Исследование межличностных отношений в работах психологов..............................................................................................6-10
1.2. Возрастные особенности подростков…………………………..11-18
1.3.Психологический климат группы……………………………….19-21
1.4.Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков………………………………………………...22-27
Глава 2. Диагностика межличностных отношений детей подросткового возраста
2.1. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе………………………………...28-31
2.2.Выявление стиля руководства классного руководителя………..32-33
2.3. Психологический микроклимат в классе………………………..34-36
Заключение ………………………………………………………………...37-40
Библиографический список………………………………………............41-44
Приложения………………………………………………………………...45-46

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения детей подросткового возраста.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

Содержание 

      Введение ……………………………………………………………………..3-5 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы межличностных  отношений 

      детей подросткового возраста.  

    1.1. Исследование  межличностных отношений в работах психологов..............................................................................................6-10

     1.2. Возрастные особенности подростков…………………………..11-18

     1.3.Психологический климат группы……………………………….19-21                                                          

      1.4.Влияние стиля педагогического общения на межличностные        отношения подростков………………………………………………...22-27 

    Глава 2.  Диагностика межличностных отношений детей подросткового возраста

    2.1. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня межличностных отношений в классе………………………………...28-31

     2.2.Выявление стиля руководства классного руководителя………..32-33

     2.3. Психологический микроклимат в классе………………………..34-36                                                                                           

Заключение ………………………………………………………………...37-40

      Библиографический список………………………………………............41-44

      Приложения………………………………………………………………...45-46 
       
       
       
       
       
       

Введение.

     Актуальность  темы исследования.

     В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, личности в целом.

     Общение – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

     Потребность в общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает  у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.)

     Цель: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его  соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также  психологическому климату, созданному в ней. 

     Объектом  исследования являются межличностные отношения и общение.

     Предмет исследования – дети подросткового возраста (7 «Б» класс, СОШ №6, г. Омутнинск).

     Гипотеза: Высокий уровень межличностных отношений между учащимися формируется при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе.

     Задачами  исследования являются:

  1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов;
  2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста;
  3. Выявить зависимость уровня межличностных отношений от психологического климата в коллективе.

     Практическая  значимость: работа может быть использована педагогами и психологами при взаимодействии с группой сверстников подросткового возраста.

     Научная новизна: выявлена зависимость структуры межличностных отношений в группе сверстников от социометрического статуса каждого ребенка входящего в данную группу.

     Над проблемой взаимных влияний и  воздействий детей друг на друга  работали многие известные психологи  и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.

     Каждый  из них изучал межличностные отношения  как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. И то, что Общение влияет на социальное и личностное развитие детей.

     В подростковом возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.

     То, что система личных взаимоотношений  долгое время, по существу, ускользала из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом  исследования, обусловлено, прежде всего, тесно связанными между собой причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет исследования - та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, не были известны методы изучения этих отношений.

     Положение существенно изменилось, когда у  нас начали широко вести социально-психологические  исследования, в том числе изучать  взаимоотношения в малых группах. Проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящаются симпозиумы (Я.Л. Коломинский).

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы межличностных  отношений 

       детей подросткового возраста.

 

1.1.Исследования межличностных отношений в  работах психологов.

     Тема  межличностных отношений рассматривается  в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А., Коломинского,  Столяренко Л.Д., Рогова Е.И., Дж. Морено и др.

     В подавляющем числе случаев межличностное  взаимодействие людей, обозначаемое как  общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности. [31,c.72].

     Межличностное общение не только необходимый компонент  деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

     При сравнении характера межличностного общения в разных объединениях людей  бросается в глаза наличие  сходства и различия. Сходство выступает в том, что общение оказывается необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем, каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды – выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи – воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.

     Вместе  с тем понятно, что на то, как  общаются люди в общности, оказывает  влияние не только главная для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.

     Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым  человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности. [6, с.105].

     Во  взаимодействии людей каждый человек  постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как  субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

     В настоящее время в психологии широко исследуется явление так называемой совместимости или несовместимости людей. Собранные при этом факты показывают, что названная большая или меньшая совместимость сильнее всего дает себя знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.

     Сейчас  для психологической науки очень  актуально, используя сравнение, разработать  типологию общения личностей, похожих  друг на друга по определенным параметрам либо отличающихся друг от друга также  по определенным параметрам. Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.

     Чрезвычайная  субъективная значимость отношений  с другими людьми привлекала к  этой деятельности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных  направлений. Эти отношения описывались  и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т.д.

     В работах Л.С. Высотского и его  последователей отношения ребенка  с другими людьми выступают как  всеобщий объяснительный принцип, как  средство освоения мира (где сам  взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

     Исключение  составляют работы М.И. Лисиной, в которых  предметом исследования было общение  ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого.

     Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников  была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношение к другим. Прежде всего, следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики.

Информация о работе Межличностные отношения детей подросткового возраста