Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление личностных особенностей среднего медицинского персонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия личность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы изучения личности среднего медицинского работника………………………………………………….5
1.1 Основные направления теории личности …………………………………..5
1.2 Теоретические основы изучения индивидуально-топологических особенностей личности……………………………………………………...11
1.3 Личность среднего медицинского работника……………………………...14
Глава 2. Эмпирические исследования личностных особенностей среднего медицинского персонала…………………………………………………..…18
2.1 Постановка и проведение исследования…………………………………18
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………..…20
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 212.09 Кб (Скачать)

6% предпочли прямоугольник. Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры. В определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поиском лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

      Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольника обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это прежде всего любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, задать которые у них прежде не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому может оказаться так, что прямоугольниками легко манипулировать. Прямоугольность - всего лишь стадия, которая проходит.

 

 

Рис. 4. Результат анализа личности по системе Сьюзен Деллингер.

 

 

Проанализировав три метода, объединим испытуемых по этим методикам.

Таблица  3

Анализ испытуемых по трем методикам

Ф. И. О

испытуемого

Психогеометр-ическая фигура

Тревожность

Экстраверт.

Интроверт

П.Н.

Л.А

Ш.А

Р.Л

Ф.Р

Г.Р

Ш.Г

Н.Р

Г.Р

С.Н

И.Г

Г.М

квадрат

Высокая

Высокая

Низкая

Высокая

Средняя

Высокая

Высокая

Средняя

Высокая

Низкая

Высокая

Высокая

Экстраверт

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

Интроверт

Интроверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

К.А

М.А

К.А

Ф.Р

Г.Д

М.А

И.В

А.А

круг

Средняя

Высокая

Высокая

средняя

высокая

высокая

высокая

высокая

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

Интроверт

Интроверт

Экстраверт

Интроверт

Ф.А

О.Г

Л.Н

О.Н

С.С

треугольник

высокая

высокая

высокая

высокая

высокая

Интроверт

Интроверт

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

П.Л

В.Л

Т.Н

О.С

зигзаг

высокая

высокая

высокая

высокая

Интроверт

Интроверт

Интроверт

Интроверт

М.О

прямоугольник

высокая

Экстраверт


 

Испытуемым выбравшим  квадрат характерен высокий, средний  и низкий уровни тревожности, и преобладают  экстраверты. Для круга и треугольника присуще высокий уровень тревожности, здесь встречаются экстраверты  и интроверты. Связи между геометрической фигурой и экстравертами и  интровертами не выявлено, правда в  группе зигзаг все испытуемые относятся  к интровертам.

С точки зрения психогеометрии преобладают круг и квадрат , хотя это и не удивительно ведь им присуще  такие качества как: любовь к порядку, внимательность к деталям, аналитичность, бережливость, доброжелательность, добродушие, заботливость, великодушие. Именно такими качествами и должен обладать медицинский  работник.

 

С целью выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и общим стажем работы личности среднего медицинского работника,  мы  рассчитали Н- критерий Крускала - Уоллиса. 

Критерий предназначен для  оценки различий одновременно между  тремя, четырьмя выборками, по уравняю  какого- либо признака. Он позволяет установить, что уровень признака изменяется при переходе от группы к группе.

Таблица  4

Показатели уровня тревожности.

 

Группа 1: стаж  1-5лет (n=7)

Группа 2: стаж 5-10 лет (n=11)

Группа 3: стаж 10-15 лет(n=7)

Группа 4: стаж

15 лет и выше (n=5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

13

12

11

14

10

13

10

8

12

20

15

11

17

15

15

11

12

13

16

16

10

16

11

13

14

9

16

13

18

Суммы

89

146

95

70

Средний бал

12.7

13

14

14


 

Сформулируем гипотезы

Н0 : 4 группы испытуемых, с разным стажем работы, не различаются по уровню тревожности.

Н1 : 4 группы испытуемых, с разным стажем работы, различаются по уровню тревожности.

 

                                                                                                             

 

 

 

 

                                                                                                            

 

 Таблица  5

Подсчет ранговых сумм по группам  испытуемых, испытывающих тревожность.

 

Группа 1: стаж 1-5 (n=7)

Группа 2: стаж 5-10 (n=11)

Группа 3: стаж 10-15

(n=7)

Группа 4: стаж 15 лет и выше (n=5)

 

тревожность

ранг

тревожность

ранг

тревожность

ранг

тревожность

ранг

 

 

 

10

11

 

12

 

13

13

14

 

 

 

16

 

 

4

7.5

 

11

 

15

15

18.5

 

 

 

25

8

 

10

11

11

12

12

 

 

 

15

15

15

 

 

 

17

 

20

1

 

4

7.5

7.5

11

11

 

 

 

21

21

21

 

 

 

28

 

30

 

 

10

11

 

 

 

13

13

 

 

 

 

16

16

16

 

 

4

7.5

 

 

 

15

15

 

 

 

 

25

25

25

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

13

 

14

 

 

 

16

 

 

 

18

 

2

 

 

 

 

 

15

 

18.5

 

 

 

25

 

 

 

29

Суммы

 

96

 

163

 

116.5

 

89.5

Средний бал

 

13.7

 

14.8

 

16.6

 

17.9


Общая сумма рангов =96+ 163+116.5+89.5=465

Расчетная сумма рангов: ∑ Ri = 30*(30+1) = 465

Равенство реальной и расчетной  сумм соблюдено.

Теперь определим эмпирическое значение Н:

 

Нэмп =

 

Нэмп =

 

Поскольку таблицы критических значений критерия Н предусмотрены только для количества групп с = 3, а в данном случае у нас 4 группы, придется сопоставлять полученное эмпирическое значение Н с критическими значениями Х2. Для этого вначале определим количество степеней свободы v для с=4:

v = с – 1 = 4 - 1=3

Теперь определим критическое  значение для v=3:

            7.815 ( р ≤ 0.05)

Х2кр=   11.345 (р ≤ 0.01)

Нэмп= 92

Нэмп > Х 2кр

Ответ: Н1 принимается: 4 группы испытуемых, с разным стажем работы, различаются по уровню тревожности.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  1.    Проблема личности является одной из разрабатываемых проблем в психологической науке. Однако наличие различных школ находит свое отражение и в теории личности. Наиболее разработанными являются: психоаналитическая теория, когнитивная теория, бихевиоральное направление в психологии личности, гуманистическая теория. Поэтому в своем исследовании мы проанализировали эти направления в исследовании личности.
  2.    Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ.
  3. С целью исследования личностных особенностей среднего медицинского персонала нами были использованы следующие методики:

          - Методика СМОЛ

          - Методика Айзенка.

            - Анализ личности по системе Сьюзен Деллингер – Психогеометрия

           Использование данных методик позволило выявить такие характеристики личности, как экстраверт и интроверт, склонность к стрессу. Благодаря чему стало возможным определить индивидуально-типологические особенности личности среднего медицинского работника.

  1.   Изучение особенностей среднего медицинского персонала на основе указанных методик выявило: возрастание степени депрессии с увеличением стажа работы, преобладание интровертов над экстравертами. В ходе проведенного исследования выявлено, что испытуемым, выбравшим квадрат характерен высокий, средний и низкий уровни тревожности, и преобладают экстраверты. Для круга и треугольника присуще высокий уровень тревожности, здесь встречаются экстраверты и интроверты. Связи между геометрической фигурой и экстравертами и интровертами не выявлено, правда в группе зигзаг все испытуемые относятся к интровертам.

             С точки зрения психогеометрии преобладают круг и квадрат , хотя это и не удивительно ведь им присуще такие качества как: любовь к порядку, внимательность к деталям, аналитичность, бережливость, доброжелательность, добродушие, заботливость, великодушие. Именно такими качествами и должен обладать медицинский работник.

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

                                                     Заключение.

Тема профессионализма очень  важна в наше время.

        Для того чтобы медицинскому работнику обеспечить себе рабочее место, повысить эффективность обслуживания необходимо кроме владения  моральными качествами, владеть и   высоко развитыми  коммуникативными  способностями, эмпатичностью и профессионализмом.

         Просто уметь выполнять процедуры недостаточно для хорошего медицинского работника. Необходимы познания в психологии, умение общаться с людьми. Необходимо учитывать  индивидуальность каждого пациента, с состраданием и вниманием относиться к проблемам больных людей, ведь это основной путь к  здоровью населения.

В последние годы  среди  проблем, все сильнее привлекающих внимание ученых, одно из первых мест стало  занимать проблема личности. Уточняется  определение этого сложнейшего  образования в психике человека, углубляется представление о  структуре личности и входящих в  нее элементов, все более глубоко  освещаются аспекты, связанные с  развитием личности в онтогенезе.

Информация о работе Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала