Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования: выявление личностных особенностей среднего медицинского персонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия личность.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы изучения личности среднего медицинского работника………………………………………………….5
1.1 Основные направления теории личности …………………………………..5
1.2 Теоретические основы изучения индивидуально-топологических особенностей личности……………………………………………………...11
1.3 Личность среднего медицинского работника……………………………...14
Глава 2. Эмпирические исследования личностных особенностей среднего медицинского персонала…………………………………………………..…18
2.1 Постановка и проведение исследования…………………………………18
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………..…20
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение…………………………………………………………………….
Наиболее знаменитая разработка Маслоу - иерархия потребностей. "Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую схему приоритета или доминирования" . Часто эти потребности представляют в виде пирамиды: - потребность самоактуализации
- потребность самоуважения
- потребность принадлежности и любви
- потребность безопасности и защиты
- физиологическая потребность
Более высокие потребности в этой пирамиде, за редкими исключениями, не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены нижние потребности, т. е. когда человек голоден или его жизнь подвергается серьёзной опасности - он вряд ли сможет реализовать себя как талантливый художник или музыкант (самоактуализироваться).
"Маслоу…охарактеризовал
самоактуализацию как желание
человека стать тем, кем он
может стать. Человек,
Итак, самоактуализирующиеся
личности - это люди адекватно воспринимающие
реальность, принимающие себя и других,
простые и естественные, сосредоточенные
на деле, которое считают важным,
независимые, творческие - в общем, они
обладают теми качествами, которые
хочется развивать у себя. Это
образ людей психически здоровых,
гармонично живущих плодотворной жизнью,
на который хочется равняться. Это
те качества, на которые следует
обращать внимание в душепопечительской
практике, ведь люди обращаются к душепопечителю
не только с духовными или
Самоактуализирующийся человек - это человек, принимающий мир и людей такими, как они есть, и непонятно, как такому человеку удастся закрывать глаза на повсеместное действие греха и вины в этом мире. Самоактуализирующийся человек - это тот, кто решил не только свои основные психические, но и духовные проблемы, то есть обрёл мир с Богом. Гуманистическая психология не учитывает этот духовный аспект.[8]
Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала может строится на основе всех указанных теорий. Каждая из которых позволяет объяснить поведенческие, индивидуальные и личностные особенности в соответствии с идеями данной школы.
Сложность социально – психологического образования носящее название личность делает актуальным каждую из указанных теорий в любом практическом исследовании.
1.2 Теоретические
основы изучения индивидуально-
Индивидуально-типологические особенности личности – это тема исследований многих ученых. В науке существуют разные типологические подходы, классифицирующие особенности личности. Одним из таких является темперамент.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.[ 10]
Поведение зависит не только
от социальных условий, но и от особенностей
природной организации личности. Темперамент
как раз и обусловлен биологической организацией
индивида, а потому обнаруживается довольно
рано и четко у детей в игре, занятиях,
общении.
Рассмотрим характеристики
четырех типов темперамента.
Холерик. Представители
этого типа отличаются повышенной возбудимостью,
а вследствие этого и неуравновешенностью
поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен,
прямолинеен в отношениях, энергичен в
деятельности. Для холериков характерна
цикличность в работе. Они со всей страстью
отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились
силы, упала вера в свои возможности, наступило
подавленное настроение, и они нечего
не делают. Такая цикличность есть одно
из следствий неуравновешенности их нервной
деятельности.
Сангвиник. Человек с сильной,
уравновешенной, подвижной нервной
системой. Он обладает быстрой скоростью
реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник
жизнерадостен, благодаря чему ему
свойственна высокая
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства. [20]
Темперамент личности находит отражение в характере.
Характер - это своеобразие
склада психической деятельности, проявляющегося
в особенностях социального поведения
личности и в первую очередь в
отношениях к людям, делу, к самой
себе. Характер формируется, как правило,
постепенно в процессе познания и
практической деятельности.
Большинство исследователей
выделяет в структуре сложившегося характера
прежде всего две стороны: содержание
и форму. Они неотделимы друг от друга
и составляют органическое единство. Содержание
характера составляет жизненную направленность
личности, т.е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, идеалы и социальные
установки. Содержание характера проявляется
в виде определенных индивидуально-своеобразных
отношений, которые говорят об избирательной
активности человека. В разных же формах
характера выражаются различные способы
проявления отношений, темперамента, закрепившиеся
эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: экстраверт и интроверт.
Экстраверт
характеризуется врожденной
Интроверт
же характеризуется тенденцией
своего либидо устремляться
1.3 Личность медицинского работника
Работа с людьми сложна,
так как требует умения разбираться
в людях, их характерах, требует изучения
психологии человека. Работа с больными
ещё сложнее, потому что болезнь
и страдания изменяет психику
человека, неизвестность и
Отношения между медицинскими работниками и их общение друг с другом, с санитарками, со старшей медицинской сестрой, врачами должно быть вежливым, деловым, спокойным, тактичным. Контакты эти часто происходят в присутствии больных, а перед ними весь коллектив должен быть единым, действовать одинаково, всегда только в пользу больных. Нужно стараться своим поведением и отношением к врачу укреплять его авторитет перед больными, так как это усилит эффект проводимого лечения.
Равнодушие к людям и их страданиям – качества несовместимое с профессией медицинского работника. Медицинского работа требует постоянного самоусовершенствования: каждодневного анализа своих поступков, своего общения, качества работы. Чувство неудовлетворенности естественно, так как чем выше требования к себе, чем больше самокритичность, тем меньше места для удовлетворения и самоуспокоенности. И это не плохо, потому что такая неудовлетворённость является стимулом роста и самосовершенствования. [15]
То, что каждый медицинский работник должен учиться всю жизнь,- аксиома. В формировании врача, например, имеет значение привычка к систематическому, упорному труду. Врачебная работа очень трудоемкая, чтобы добиться успеха, ее нельзя ограничивать строго отмеренным временем. Работе нужно отдавать себя всего, руководствуясь старинным правилом: то, что нужно сделать завтра, сделай сегодня, то, что нужно сделать сегодня, сделай сейчас.
Ответственность за свои действия, за свою работу - качество обязательное для любой профессии, но в деятельности медицинского работника приобретает особый характер. Зависит от того, что ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного, повседневного отношения к самому важному и сокровенному для человека: его жизни и смерти. Вследствие этого врачебная ответственность становится не только наиболее почетной и высокой, но и наиболее тяжелой. Врачу вверяют жизнь, здоровье и благополучие людей. Он несет ответственность перед конкретным больным, его родственниками, перед обществом в целом. Поэтому врач не имеет права быть безответственным.
Наблюдательность – качество, которое должен совершенствовать в себе каждый медицинский работник. Речь идет не об обычной обывательской наблюдательности, позволяющей увидеть и профессионально правильно оценить малейшие изменения в физическом и психическом состоянии человека.
Практическая деятельность медицинского работника тяжела. Ему приходиться переживать ни мало горьких минут, видеть человеческие страдания, слезы, муки безнадежно больных, которых он не может спасти. В эти минуты его поддерживает вера в великую силу науки, представителем которой он является. Эта вера и есть основа оптимизма медицинского работника.[17]
Говоря о личности медицинского работника, следует иметь и в виду такое чувство, как эмпатия к больному. Иногда высказывают мнение, это сердце врача грубеет и черствеет от постоянного соприкосновения с человеческими страданиями, «привыкает» к ним. Это неверно. Врач не бывает равнодушным к больному, но его чувства должны отступать на второй план перед сосредоточенностью его воли и разума на задаче: что и как необходимо сделать, чтобы лечебные действия дали желаемый результат. Врач всегда должен быть собранным, хладнокровным, не «терять головы», уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи. [13]
Для любого медицинского работника
очень важно уметь
Информация о работе Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала