Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление личностных особенностей среднего медицинского персонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия личность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы изучения личности среднего медицинского работника………………………………………………….5
1.1 Основные направления теории личности …………………………………..5
1.2 Теоретические основы изучения индивидуально-топологических особенностей личности……………………………………………………...11
1.3 Личность среднего медицинского работника……………………………...14
Глава 2. Эмпирические исследования личностных особенностей среднего медицинского персонала…………………………………………………..…18
2.1 Постановка и проведение исследования…………………………………18
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………..…20
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 212.09 Кб (Скачать)

Наиболее знаменитая разработка Маслоу - иерархия потребностей. "Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую схему приоритета или доминирования" . Часто эти потребности представляют в виде пирамиды: - потребность самоактуализации

           - потребность самоуважения

           - потребность принадлежности и  любви

           - потребность безопасности и  защиты

           - физиологическая потребность

Более высокие потребности  в этой пирамиде, за редкими исключениями, не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены нижние потребности, т. е. когда человек голоден или  его жизнь подвергается серьёзной  опасности - он вряд ли сможет реализовать  себя как талантливый художник или  музыкант (самоактуализироваться).

"Маслоу…охарактеризовал  самоактуализацию как желание  человека стать тем, кем он  может стать. Человек, достигший  этого высшего уровня, добивается  полного использования своих  талантов, способностей и потенциала  личности. Короче, самоактуализироваться  - значит стать тем человеком,  которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала" . Маслоу исследовал биографии выдающихся исторических личностей, а так же тех его современников, кого он относил к самоактуализирующимся людям. В результате он описал пятнадцать качеств, характеризующих самоактуализирующуюся личность

Итак, самоактуализирующиеся  личности - это люди адекватно воспринимающие реальность, принимающие себя и других, простые и естественные, сосредоточенные  на деле, которое считают важным, независимые, творческие - в общем, они  обладают теми качествами, которые  хочется развивать у себя. Это  образ людей психически здоровых, гармонично живущих плодотворной жизнью, на который хочется равняться. Это  те качества, на которые следует  обращать внимание в душепопечительской практике, ведь люди обращаются к душепопечителю не только с духовными или психологическими проблемами, но и с потребностями: "как мне реализовать себя, как жить, чтобы жизнь не была пустой?"

Самоактуализирующийся человек - это человек, принимающий мир  и людей такими, как они есть, и непонятно, как такому человеку удастся закрывать глаза на повсеместное действие греха и вины в этом мире. Самоактуализирующийся человек - это  тот, кто решил не только свои основные психические, но и духовные проблемы, то есть обрёл мир с Богом. Гуманистическая  психология не учитывает этот духовный аспект.[8]

Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала  может  строится на основе всех указанных  теорий. Каждая из которых позволяет  объяснить поведенческие, индивидуальные и личностные особенности в соответствии с идеями данной школы.

Сложность социально –  психологического образования носящее  название личность делает актуальным каждую из указанных  теорий в любом  практическом исследовании.

 

1.2 Теоретические  основы изучения индивидуально-  типологических особенностей личности

Индивидуально-типологические особенности личности – это тема исследований многих ученых. В науке существуют разные типологические подходы, классифицирующие особенности личности. Одним из таких является темперамент.

 Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.[ 10]

 Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. 
        Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента. 
      Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной  системой. Он обладает быстрой скоростью  реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник  жизнерадостен, благодаря чему ему  свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит  дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту  болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему  нужно время для раскачки, для  сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства. [20]

Темперамент личности находит  отражение в характере.

Характер - это своеобразие  склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения  личности и в первую очередь в  отношениях к людям, делу, к самой  себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и  практической деятельности. 
       Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

      Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: экстраверт и интроверт.

      Экстраверт  характеризуется врожденной тенденцией  направлять свою психическую  энергию, или либидо, вовне, связывая  носителя энергии с внешним  миром. Данный тип естественно  и спонтанно проявляет интерес  и уделяет внимание объекту  – другим людям, предметам,  внешним манерам и благоустройству.  Экстраверт ощущает себя наилучшим  образом, когда имеет дело с  внешней средой, взаимодействует  с другими людьми. И делается  беспокойным и даже больным,  оказываясь в одиночестве, монотонной  однообразной среде. Поддерживая  слабую связь с субъективным  внутренним миром, экстраверт  будет остерегаться встречи с  ним, будет стремиться недооценить,  умалить и даже опорочить любые  субъективные запросы как эгоистические.

       Интроверт  же характеризуется тенденцией  своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую  энергию со своим внутренним  миром мысли, фантазии или чувства.  Интроверт наиболее успешен в  то время, когда он освобожден  от обязанности приспосабливаться  к внешним обстоятельствам. Интроверт  предпочитает свой “тесный мирок”  и немедленно замыкается в  больших группах.

     Многие классификаторы характеров строились в основной на описании акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

      Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: “при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении”. При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание). [8]

 

        1.3 Личность медицинского работника

Работа с людьми сложна, так как требует умения разбираться  в людях, их характерах, требует изучения психологии человека. Работа с больными ещё сложнее, потому что болезнь  и страдания изменяет психику  человека, неизвестность и неопределённость положения угнетают его. Восприятие внешнего мира у больного острее, реакция  на внешние раздражители часто чрезмерна. Некоторые больные становятся вспыльчивыми, неуравновешенными, капризными. Поэтому  необходимо организовать больничную обстановку и лечение так, чтобы оградить больных от лишних страданий и огорчений.[14]

          Отношения между медицинскими работниками и их общение  друг с другом, с санитарками, со  старшей  медицинской сестрой,  врачами должно быть вежливым, деловым, спокойным, тактичным. Контакты эти часто происходят в присутствии больных, а перед ними весь коллектив должен быть единым, действовать одинаково, всегда только в пользу больных. Нужно стараться своим поведением и отношением к врачу укреплять его авторитет перед больными, так как это усилит эффект проводимого лечения.

Равнодушие к людям  и их страданиям – качества несовместимое  с профессией медицинского работника.  Медицинского работа требует постоянного  самоусовершенствования: каждодневного  анализа своих поступков, своего общения, качества работы. Чувство неудовлетворенности  естественно, так как чем выше требования к себе, чем больше самокритичность, тем меньше места для удовлетворения и самоуспокоенности. И это не плохо, потому что такая неудовлетворённость  является стимулом роста и самосовершенствования. [15]

То, что каждый медицинский  работник должен учиться всю жизнь,- аксиома. В формировании  врача, например,  имеет значение привычка к систематическому, упорному труду. Врачебная работа очень  трудоемкая, чтобы добиться успеха, ее нельзя ограничивать строго отмеренным временем. Работе нужно отдавать себя всего, руководствуясь старинным правилом: то, что нужно сделать завтра, сделай сегодня, то, что нужно сделать  сегодня, сделай сейчас.

Ответственность за свои действия, за свою работу - качество обязательное для любой профессии, но в деятельности медицинского работника приобретает  особый характер. Зависит от того, что  ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного, повседневного  отношения к самому важному и  сокровенному для человека: его жизни  и смерти. Вследствие этого врачебная  ответственность становится не только наиболее почетной и высокой, но и наиболее тяжелой. Врачу вверяют жизнь, здоровье и благополучие людей. Он несет ответственность перед конкретным больным, его родственниками, перед обществом в целом. Поэтому врач не имеет права быть безответственным.   

Наблюдательность – качество, которое должен совершенствовать в  себе каждый медицинский работник. Речь идет не об обычной обывательской  наблюдательности, позволяющей увидеть  и профессионально правильно  оценить малейшие изменения в  физическом и психическом состоянии  человека.

Практическая деятельность медицинского работника тяжела. Ему  приходиться переживать ни мало горьких  минут, видеть человеческие страдания, слезы, муки безнадежно больных, которых  он не может спасти. В эти минуты его поддерживает вера в великую  силу науки, представителем которой  он является. Эта вера и есть основа оптимизма медицинского работника.[17]

Говоря о личности медицинского работника, следует иметь и в  виду такое чувство, как эмпатия  к больному. Иногда высказывают мнение, это сердце врача грубеет и  черствеет от постоянного соприкосновения  с человеческими страданиями, «привыкает»  к ним. Это неверно. Врач не бывает равнодушным к больному, но его  чувства должны отступать на второй план перед сосредоточенностью его  воли и разума на задаче: что и  как необходимо сделать, чтобы лечебные действия дали желаемый результат. Врач всегда должен быть собранным, хладнокровным, не «терять головы», уметь отключаться  от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи. [13]

Для любого медицинского работника  очень важно уметь устанавливать  контакт с больным, завоевать  его доверие. Доверие больного к  медицинскому работнику необходимое  начало в комплексе лечения и  показатель нормальных отношений медицинского работника и больного.[ 17]

Информация о работе Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала