Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление личностных особенностей среднего медицинского персонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы к проблеме личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия личность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы изучения личности среднего медицинского работника………………………………………………….5
1.1 Основные направления теории личности …………………………………..5
1.2 Теоретические основы изучения индивидуально-топологических особенностей личности……………………………………………………...11
1.3 Личность среднего медицинского работника……………………………...14
Глава 2. Эмпирические исследования личностных особенностей среднего медицинского персонала…………………………………………………..…18
2.1 Постановка и проведение исследования…………………………………18
2.2 Анализ и интерпретация результатов………………………………..…20
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 212.09 Кб (Скачать)

 

   ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ  И ПРАВА 

 

Психологический факультет

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ  ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

 

(курсовая работа)

Выполнил: 

студентка гр. 381 У заочного отделения Афлетонова М.Н

Научный руководитель: 

Челнакова Т.А

 

                                                 Зеленодольск – 2010

                                                           Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические  основы изучения личности среднего медицинского работника………………………………………………….5

    1. Основные направления теории личности …………………………………..5
    2. Теоретические основы изучения индивидуально-топологических особенностей личности……………………………………………………...11
    3. Личность среднего медицинского работника……………………………...14

Глава 2. Эмпирические исследования личностных особенностей среднего медицинского персонала…………………………………………………..…18

2.1 Постановка и проведение  исследования…………………………………18

2.2 Анализ и интерпретация   результатов………………………………..…20

Выводы………………………………………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………...33

Список литературы…………………………………………………………….34

Приложение…………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

Введение

  Актуальность  проблемы. Тема профессионализма очень важна в наше время. Рыночная экономика, конкуренция, безработица диктует свои правила, требования к специалистам. Работодатель требует высокого профессионализма, пациент - внимания и эффективного обслуживания.

Для того чтобы медицинскому работнику обеспечить себе рабочее  место, повысить эффективность обслуживания необходимо кроме владения  моральными качествами, владеть и   высоко развитыми  коммуникативными  способностями, эмпатичностью и профессионализмом.

         Просто уметь выполнять процедуры недостаточно для хорошего медицинского работника. Необходимы познания в психологии, умение общаться с людьми. Необходимо учитывать  индивидуальность каждого пациента, с состраданием и вниманием относиться к проблемам больных людей, ведь это основной путь к  здоровью населения.

В последние годы  среди  проблем, все сильнее привлекающих внимание ученых, одно из первых мест стало  занимать проблема личности. Уточняется  определение этого сложнейшего  образования в психике человека, углубляется представление о  структуре личности и входящих в  нее элементов, все более глубоко  освещаются аспекты, связанные с  развитием личности в онтогенезе.

       Личность в общей психологии - это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

    Под личностью понимают конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

   Цель исследования: выявление личностных особенностей среднего медицинского персонала.

  Объект исследования:  личность среднего медицинского персонала.

  Предмет исследования: личностные особенности среднего медицинского персонала.

  Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные подходы к проблеме личности в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Раскрыть сущность и содержание понятия личность.
  3. Подобрать психодиагностический инструментарий для выявления личностных особенностей среднего медицинского персонала.
  4. Провести диагностическое исследование личностных особенностей среднего медицинского персонала.

           В гипотезе своего исследования мы предложили, наличие общих личностных особенностей наиболее присущих среднему медицинскому персоналу.

         Для решений поставленных задач  будем использовать следующие  методы психологических исследований: теоретический анализ литературы; наблюдение;  психодиагностические  методы: СМОЛ (сокращенный, многопрофильный  опросник личности ), опросник Айзенка по определению темперамента; качественные и количественные методы обработки данных.

        Теоретическую  и методологическую базу нашего  исследования составили: системный  подход к изучению личности, деятельный  подход к изучению личности, законы  дедуктивной и  индуктивной  логики.

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1.  Теоретические основы изучения личностных особенностей среднего медицинского персонала.

1.1 Основные направления теории личности

         Слово личность (“реrsonaliti”) в  английском языке происходит  от латинского “реrsonа”. Первоначально  это слово обозначало маски,  которые надевали актеры во  время театрального представления  в древнегреческой драме. По  сути, этот термин изначально  указывал на комическую или  трагическую фигуру в театральном  действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим. Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в социологии и психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее “нечто”, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.[21]  Леонтьев писал что  личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.[7] Личность в теории Рубинштейна – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.[ 19] Ганзен определяет личность как общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.[12] А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.[ 11]

Проблема личности является одной из разрабатываемых проблем  в психологической науке. Однако наличие различных школ находит  свое отражение и в теории личности. Наиболее разработанными являются: психоаналитическая теория, когнитивная теория, бихевиоральное направление в психологии личности, гуманистическая теория. Поэтому в своем исследовании мы проанализируем эти направления в исследовании личности.

Одним из первых к проблеме психоанализа обратился Зигмунд  Фрейд.

          Психоаналитическая теория развития основана на двух предпосылках.

1. Переживания раннего  детства играют важную роль  в формировании взрослой жизни.  Основной фундамент личности, по  Фрейду, закладывается до 5 лет.

2. Человек рождается с  определённым количеством сексуальной  энергии (либидо), которая затем  проходит в своём развитии  через несколько психосексуальных  стадий, находящихся в инстинктивных  процессах организма.

В термине «психосексуальный» подчёркивается главный фактор, определяющий развитие человека - сексуальный инстинкт.

Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке  и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

 Социальный опыт привносит  свой вклад в каждую стадию  в виде собственных установок,  черт, ценностей.

Фрейду принадлежит гипотеза о 4 последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической, генитальной (в соответствии с изменяющимися эрогенными зонами). Фрейд отмечает  латентный период (между 6 и 7 годами жизни) и началом половой зрелости. Это не является стадией.

Первые три стадии развития захватывают период от рождения до 5 лет. На каждой стадии есть свой главный  источник получения удовлетворения. Фиксация на какой - либо стадии ведёт  к чрезмерному скоплению либидо, впоследствии, в зрелые годы может  выразиться в виде «остаточного»  поведения (черты характера, ценности, установки), связанные с  той психосексуальной стадией, на которую пришлась фиксация.[ 5]

З.Фрейд впервые определил  психику как поле боя между  силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает  именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными аспектами личности. Психоаналитическая теория является примером психодинамического подхода - отводит  ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые борются друг с другом за главенство в регуляции поведения  человека. Понятие динамики применительно  к личности подразумевает, что поведение  человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным.

Предлагаемый психодинамическим  направлением детерминизм распространяется на всё, что мы делаем, чувствуем, или  о чём думаем, видим в снах.[6]

Не менее  популярным является научающе-бихевиоральное направление в психологии личности.

Бихевиоризм - это наука  о поведении человека, которое  зависит целиком от внешних обстоятельств  и является реакцией на них. Мы не понимаем поведения лишь в том случае, если не учли абсолютно все обстоятельства, приведшие к такому типу поведения (реакции). Мы можем научить человека действовать определённым образом, подкрепляя его правильное поведение. Если животное получает пищу (подкрепление) после выполнения определённого действия, оно начинает выполнять это действие для того, чтобы получить пищу.[2] Бихевиористы считают, что человек принципиально не отличается от животного. Стимул может не предшествовать реакции, а следовать за ней, иногда спустя какое-то время - в этом случае стимул является подкреплением. Стимулы (подкрепелния) иногда могут связываться между собой, и тогда животное (человек) начинает реагировать на стимул, бывший прежде нейтральным, и, казалось бы, не имевший значения, потому что он стал в процессе обучения "условным раздражителем". Интересно, например, что люди, привыкшие пользоваться кредит-ными карточками, совершали более дорогостоящие покупки, расплачиваясь наличными в помещении, где находилось изображение кредитной карточки, т. к. вид кредитной карточки вызывал приятные ассоциации .

Бихевиористы уделяют  много внимания обучению. Теории научения используются не только в педагогике, но и для закрепления нормального  адаптивного поведения у больных  шизофренией, обучения общению застенчивых  людей и т. п. Однако, бихевиористский  подход - это попытка манипулировать человеком, управляя внешними обстоятельствами. Есть также серьёзная опасность  настолько приучить человека (особенно ребёнка) к подкреплениям- наградам, что без подкреплений он будет  отказываться делать то, чему мы его  учили. Подкрепление в таком случае становится подкупом, а поведение - сплошь корыстным. Человек должен увидеть  ценность правильных (праведных) поступков  заложенную в них самих, а не в  наградах за эти поступки.[8]

Джордж Келли, в своей  оригинальной когнитивной теории личности (теории личностных конструктов) не просто вспомнил, что человек имеет разум  и руководствуется им, но и представил каждого человека своего рода исследователем, или учёным, исследующим себя, общество и мир, выдвигающим гипотезы о  том, что видит, проверяющим и  корректирующим свои гипотезы, чтобы  на основании их прогнозировать будущее. "Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как учёного, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на своё собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъектов исследования. Он описывает это следующим образом. "Психолог как бы говорит себе 'Я - психолог, следовательно, учёный, я выполняю этот эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определённых феноменов поведения человека, но мой испытуемый, будучи простым человеческим существом, явно движим неумолимыми побуждениями, которыми он переполнен, или же он жадно стремится найти средства к существованию и/или защиту' "" [8].

Каждый человек действует  исходя из системы своих личностных конструктов, выбирает друзей по принципу соответствия глубинных личностных конструктов, хотя абсолютной идентичности конструктов быть не может. Конструкты подразделяются на виды. В сознании индивида конструкты встраиваются в  личную иерархическую систему.

Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность  системы личностных конструктов для достижения цели [8]. Следовательно, роль психотерапевта - "помочь людям изменить их конструктивную систему…Психотерапевт активно направляет и стимулирует клиента интерпретировать события по-новому, не так, как он делал это раньше" [8].

Популярной также является и гуманистическая теория. Абрахам  Маслоу отвергал важность для психологии изучения поведения животных. Он утверждал, что человек является цельной  личностью; для создания хорошей  психологической теории необходимо изучение не больных, а здоровых личностей: "Изучение увечных, недоразвитых и  нездоровых людей может дать в  результате только "увечную" психологию" [8].

Информация о работе Изучение личностных особенностей среднего медицинского персонала