Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ВСОШ № 1 г. Гродно. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9-12 классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
– аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого–педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: агрессивность подростков имеет гендерные различия.

Содержание

1. Исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков 3
2. Методика состояния агрессивности Е. П. Ильин, П. А. Ковалев. 4
3. Опросник Сандры Бем. 7
4. Психологические рекомендации по коррекции агрессии у подростков. 11
5.Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения. 15
6. Правила психологической самообороны. 17
7. Психокоррекционная программа. 21
8. Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Исследование гендерных особенностей агрессивности у 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

 

1. Исследование гендерных особенностей

агрессивности у подростков                                                                                                                3

2. Методика состояния агрессивности

Е. П. Ильин, П. А. Ковалев.                                                                                                                4

3. Опросник Сандры Бем.                                                                                                                7

4. Психологические рекомендации по коррекции

агрессии у подростков.                                                                                                                              11

5.Упражнения, направленные на коррекцию                                                                       15

агрессивного поведения.

6. Правила психологической самообороны.                                                                      17

7. Психокоррекционная программа.                                                                                    21

8. Список литературы.                                                                                                                              27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование гендерных особенностей агрессивности у

подростков

 

Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ВСОШ № 1 г. Гродно. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9-12 классов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;

– аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого–педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.

Гипотеза исследования: агрессивность подростков имеет гендерные различия.

Достаточно известным является опросник, разработанный Сандрой Беем в 1974 году, по изучению маскулинности – фемининности (мужественность – женственность). Данный опросник содержит 60 утверждений (качеств). Вопросник Сандры Бэм состоит:

Шкалы: маскулинность (мужественность), фемининность (женственность)

Назначение теста:

Диагностика маскулинности – фемининности испытуемых.

Наиболее часто в психологии используется методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Методика содержит:

Шкалы: склонность к вербальной агрессии:

- прямой и косвенной,

склонность к физической агрессии:

- прямой и косвенной, уровень несдержанности.

Назначение теста: Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Процедура исследования. Испытуемым давался сначала опросник методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев),они получали необходимые инструкции. После ответа на первый опросник испытуемым давался опросник Сандры Бэм (Бем) по изучению маскулинности – фемининности (мужественность – женственность), так же с необходимыми инструкциями.

После чего полученные данные были обработаны и занесены в протокол.

1.      Методика состояния агрессивности Е. П. Ильин, П. А. Ковалев.

В данном опроснике были выделены следующие виды реакций:

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Физическая агрессия – использование физический силы против другого лица.

Также разделяют прямую и косвенную агрессию.

Вопросник состоит из 40 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» - если согласен с утверждением или «нет» - если не согласен.

Уровень несдержанности респондента (УНР) вычисляют по следующей формуле:

 

УНР=КФА+ПФА+ПВА

Где КФА - Склонность к косвенной физической агрессии;

ПФА - Склонность к прямой физической агрессии;

ПВА - Склонность к прямой вербальной агрессии.

С подростками была проведена беседа, в которой рассматривались понятия «агрессия», «агрессивное поведение», формы и особенности проявления агрессии, конструктивные способы выражения агрессии в обществе и др. Беседа с подростками проводилась с целью их мотивации к участию исследовании.

На исследовательском этапе было проведено тестирование, во время которого, каждому испытуемому был предложен бланк и опросник. Результаты тестирования представлены на таблице 1.1

Девочки

ПВА

КВА

КФА

ПФА

УНР

№1

7

2

5

5

17

№2

6

7

2

3

11

№3

9

7

6

8

23

№4

4

6

3

2

9

№5

10

5

3

8

21

№6

8

6

3

3

14

№7

6

7

4

4

14

№8

1

3

1

1

3

№9

1

3

3

0

4

№10

2

2

4

0

6

№11

8

6

3

2

13

№12

6

5

5

7

18

№13

6

5

1

5

12

№14

6

1

3

3

12

№15

7

6

6

6

19

 

 

 

 

 

Таблица 1.2.

Мальчики

ПВА

КВА

КФА

ПФА

УНР

№1

5

2

0

6

11

№2

8

4

7

7

22

№3

3

5

5

5

13

№4

0

2

2

0

2

№5

7

6

2

9

18

№6

6

7

9

9

24

№7

9

3

3

9

21

№8

4

4

1

6

11

№9

8

5

6

7

21

№10

9

0

3

7

19

№11

6

0

6

6

18

№12

6

0

6

6

18

№13

3

0

4

5

12

№14

4

1

2

5

11

№15

7

3

5

8

20


 

Сумма баллов по показателю УНР  дает возможность судить о несдержанности, если сумма 20 баллов и больше, или сдержанности (выдержке), если сумма 10 баллов и меньше.

Просмотр диагностических данных показал, что подростки с уровнем несдержанности респондента, превышающим норму, у девочек составляют 13,(3) %, а у мальчиков – 33,(3)%. Показатели УНР <10 баллов соответствующее сдержанности (выдержке) у девочек составляет 26,(6)%, а у мальчиков только 6,(6)%.

На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение девочек характеризуется более низким показателями несдержанности по сравнению с показателями мальчиков, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола.

Шкалы

Девочки

Мальчики

ПВА

87

85

КВА

71

42

КФА

52

61

ПВА

57

95

Анализируя общие баллы можно сделать вывод, что у девочек баллы по косвенной вербальной агрессивности намного превышают соответствующие показатели у мальчиков. Прямая вербальная агрессия незначительно выше у девочек. Однако, показатели прямой физической агрессии значительно превышают у мальчиков, а показатели косвенной агрессии у девочек немного ниже. Что свидетельствует о том, что девочкам присуща вербальная агрессия, а мальчикам преимущественно физическая.

 

2. Опросник Сандры Беем.

Достаточно известным является тест - опросник, разработанный Сандрой Бем в 1974 году, по изучению маскулинности – фемининности (мужественность – женственность). Данный опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое утверждение респондентам нужно ответить «ДА» или «НЕТ», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

Маскулинность – совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины. Комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские (то есть внешне отличающих мужчину от женщины или самца от самки у животных).

Фемининность – совокупность признаков, отличаючих женщину от мужчины. Этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину.

Андрогинность - явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества; психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкалам маскулинности (уподоблению мужчине) и фемининности (уподобление женщине); андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков.

Данные по результатам исследования сведены в таблицу 2.1.

Девочки

М

F

IS

№1

0,3

0,9

1,1161

№2

0.7

0,85

0,3483

№3

0,75

0,75

0

№4

0,85

0,8

-0,1161

№5

0,6

0,7

0,2322

№6

0,7

0,75

0,1161

№7

0,9

0,85

-0,1161

№8

0,4

0,8

0,9288

№9

0,4

0,9

1,161

№10

0,5

0,8

0,6966

№11

0,75

0,7

-0,1161

№12

0,75

0,5

-0,5805

№13

0,9

0,9

0

№14

0,65

0,85

0,4644

№15

0,75

0,75

0

Информация о работе Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности подростков