Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ВСОШ № 1 г. Гродно. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9-12 классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
– аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого–педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: агрессивность подростков имеет гендерные различия.

Содержание

1. Исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков 3
2. Методика состояния агрессивности Е. П. Ильин, П. А. Ковалев. 4
3. Опросник Сандры Бем. 7
4. Психологические рекомендации по коррекции агрессии у подростков. 11
5.Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения. 15
6. Правила психологической самообороны. 17
7. Психокоррекционная программа. 21
8. Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Исследование гендерных особенностей агрессивности у 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.2.

Мальчики

M

F

IS

№1

0,9

0,4

-1,161

№2

0,8

0,5

-0,6966

№3

0,85

0,75

-0,2322

№4

0,35

0,55

0,4644

№5

0,55

0,6

0,1161

№6

0,95

0,45

-1,161

№7

0,95

0,65

-0,6966

№8

0,85

0,55

-0,6966

№9

0,65

0,55

-0,2322

№10

0,75

0,5

-0,5805

№11

0,75

0,7

-0,1161

№12

0,75

0,65

-0,2322

№13

0,6

0,55

-0,1161

№14

0,85

0,55

-0,6966

№15

0,85

0,6

-0,5805

 

Анализируя результаты, испытуемого относят к одной из 5 категорий:

1. IS меньше -2,025: ярко выраженная маскулинность.

2. IS меньше – 1: маскулинность;

3. IS от -1 до +1: андрогинность;

4. IS больше +1: фемининность;

5. IS больше +2,025: ярко выраженная фемининность.

Среди девочек показатель IS показывает, что 13,(3) % можно отнести к категории фемининность, а 86,(7)% к категории андрогенность. Среди мальчиков, показатели IS так же, как и среди девочек: 86,(7)% – андрогенность и 13,(3)% - категория маскулинность.

Сопоставляя данные исследований, следует отметить, что в обеих группах мальчиков и девочек  показатель IS определяющий  принадлежность к андрогенной категории достаточно высок (более 80%). Отсюда можно сделать вывод, что в современном обществе, среди подростов и юношей преобладает андрогинный стиль поведения, как у девочек, так и у мальчиков.

Ряд исследований показывает, что андрогинные индивиды проявляют большую гибкость в своем поведении, в меньшей степени ограничены гендерно-ролевыми предписаниями, обладают более высокой самооценкой. Также они принимают более эффективные решения в групповых ситуациях, демонстрируют более высокий уровень социальной компетентности и мотивации к достижениям, чем люди, отличающиеся гендерно-стереотипным поведением либо характеризующиеся низкой степенью выраженности как мужских, так и женских качеств. Исследования также свидетельствуют о том, что маскулинные и андрогинные индивиды обоего пола более независимы и менее склонны менять свое мнение под влиянием других, чем индивиды, прочно идентифицирующие себя с женской ролью (Bem, 1975). Результаты исследований позволяют сделать вывод, что как анрогинность, так и высокий уровень маскулинности обеспечивают более высокую адаптивность для лиц обоего пола в любом возрасте. В то же время для фемининных и андрогинных индивидов обоего пола значительно более характерны проявления заботы, чем для лиц, строго следующих маскулинным ролям.

Однако мы должны быть осторожными, делая вывод о том, что андрогинность является идеальным вариантом, в некоторых исследованиях стереотипно-маскулинные мужчины продемонстрировали более высокий уровень эмоциональной адаптации, чем андрогинные мужчины. Другое исследование показало, что андрогинные индивиды выражают более глубокое психологическое удовлетворение, но чаще сообщают о связанном с профессиональной деятельностью стрессе, чем индивиды, отличающиеся гендерно-стереотипным поведением. Другие исследования также показывают, что именно маскулинность, а не фемининность или андрогиния, более тесно ассоциируются с успешной адаптацией и позитивной самооценкой. Таким образом, хотя андрогинность часто ассоциируется с эмоциональной, социальной и поведенческой компетентностью, для получения более полной картины влияния андрогинности на уровень индивидуальной адаптации и психологической удовлетворенности необходима дополнительная информация.

Исследования андрогинов еще продолжаются, и, безусловно, есть основания проявлять осторожность, прежде чем однозначно высказываться в пользу данного стиля поведения. Тем не менее, большая часть собранных на сегодняшний день данных позволяет предположить, что люди, способные выйти за рамки традиционных гендерных ролей, могут более комфортно и эффективно функционировать в самых различных ситуациях. Андрогины имеют выбор из более широкого репертуара мужских и женских ролей. Они могут быть как независимыми, настойчивыми, так и заботливыми или нежными, руководствуясь не гендерно-ролевыми нормами, а в первую очередь стремлением обеспечить и себе и другим наиболее полное личное удовлетворение в каждой конкретной ситуации.

 

Психологические рекомендации по коррекции

агрессии у подростков

 

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого–педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей – подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (не справедливых) действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности – пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении, – отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально–психологической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

– выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

– современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно–профилактических средств психолого–педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально–психологических и психолого–педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно–профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно–коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов и предложений по воспитательной и психокоррекционной работе с подростковой агрессивностью:

– Задачи формирования у подростков социально–адаптивной и нравственно–зрелой личности осложняются необходимостью преодоления чувства неуверенности, коррекции самооценки, поддержания чувства самоуважения.

– Одним из эффективных средств повышения самоуважения учащихся являются индивидуальные беседы с ними психолога по результатам проведенной психодиагностики, в процессе которой обсуждаются их индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности учащегося служит целям психологической реабилитации.

– Индивидуальная работа педагога–психолога с подростками является одной из основных форм коррекции протестного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.

– Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами.

– Выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться совместно психологом, мастером и классным руководителем, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования, молодежные отряды гуманитарного назначения (поисковые, восстановление храмов и архитектурных памятников, охрана природы и т.д.).

– Особое место должна занимать работа психолога с родителями учащихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.

– Необходимо социально–психологическое просвещение родителей в целях повышения их психолого–педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками.

 

  Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила–была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по–новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!»

Информация о работе Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности подростков