Исследования агрессивности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.
Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.
Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

Введение

 

Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время  большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или  причинение вреда  другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31, 416].

Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека.

Психоаналитическое направление  представленное  З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К.Юнгом, К. Хорни и др.  определяет агрессию как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессознательным, как один из способов  психологической защиты человека.

 Поведенческое направление – эта школа возникла как противопоставление концепции влечения. Агрессивное поведение рассматривается как ситуативное. Дж. Доллард, Л. Берковитц, С. Розенцвейг рассматривали агрессию как следствие фрустрации. Д. Уотсон, А. Бандура понимали под агрессией усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах  многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина,  О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.). Отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессивности, когда всестороннему анализу подвергаются различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы.

Однако при  всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

Актуальность темы несомненна, так как в последние десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных  действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми.

На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать агрессивно.

Существующее мнение о том, что мужчины более агрессивны, сейчас подвергается жёсткой критике. Оказывается, различия полов проявляются не на уровне агрессии, а в формах её проявления. Мужчинам более свойственна прямая вербальная и физическая агрессия (сразу выражает своё недовольство словом и делом), в то время как женщинам свойственна косвенная и вербальная агрессивность. Кроме того, у мальчиков и юношей в большей степени выражена - обидчивость и вспыльчивость, а у девочек - неуступчивость и мстительность.

Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.

Целью данной выпускной квалификационной работы, исходя из поставленной выше проблемы, является определение влияния психологического тренинга на снижение агрессивности у девочек-подростков школьного возраста.

Нулевая гипотеза предполагает выявить преобладание высоких показателей агрессивности, негативизма, враждебности, фрустрированности у девочек-подростков с агрессивным поведением по сравнению с контрольной группой девочек-подростков, не проявляющих повышенной агрессивности.

Основная гипотеза предполагает получить снижение уровня агрессивности у девочек-подростков из экспериментальной группы на фоне проведения психологического тренинга.

Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  научную литературу по исследуемой теме.

2. Отобрать и апробировать  диагностический аппарат для  изучения уровня агрессивности у подростков.

3. Провести сравнение  по полученным результатам показателей  агрессивности подростков экспериментальной  и контрольной групп.

4. Подобрать адекватные методы коррекции, направленные на снижение уровня агрессивности, разработать программу психологического тренинга.

5. Отследить динамику показателей  агрессивности подростков под  влиянием проведенных психокоррекционных  занятий; провести статистический  анализ.

Объект исследования.

Основная группа: 20 подростков (девочек) в возрасте 14-15 лет, склонных к агрессивному поведению (грубость по отношению к сверстникам, недоброжелательные отношения с педагогами и родителями, частые конфликты, оскорбления), без выраженных психических и соматических патологий. Учащиеся проживают в полных семьях, (т. е. имеют обоих родителей).

Все подростки обучаются  в муниципальном образовательном  учреждение «Средняя общеобразовательная  школа № 13», города Воркуты, по традиционной программе.

Основанием для выбора учащихся в экспериментальную группу послужили следующие причины: совершение правонарушений; жалобы преподавателей; постановка подростков на внутришкольный учет, обращение родителей за помощью к школьному психологу.

Контрольная группа: Контрольная группа: 20 подростков (девочек) в возрасте 14-15 лет, не проявляющих агрессивности в поведении, из полных семей, (т. е. имеющих обоих родителей), без выраженных психических и соматических патологий.

Все подростки обучаются в муниципальном образовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13», города Воркуты, по традиционной программе.

Основание для выбора учащихся в  контрольную группу – отсутствие жалоб педагогов, родителей, адекватное поведение, благоприятная социализация данной группы подростков.

Предметом исследования является психологические  особенности  проявления агрессивности  девочек – подростков.

Коррекция выше описанных  проявлений агрессивности была осуществлена посредством проведения психологического   тренинга,  в   основу   которого  легла

разработанная нами программа.

Методы  исследования:    теоретический   анализ   литературы;    эксперимент;

наблюдение.

Психологический инструментарий:

1. Опросник Басса А. - Дарки А. «Диагностика агрессивности» (1982).

2. Методика диагностики  социально-психологической адаптации  «Опросник СПА», Роджерс К., Даймонд  Р. (1981).

Методы математической обработки: Т-критерий Уилкоксона,. t-критерий Стьюдента, Критерий Z.

Научная новизна: новым  в проведенном исследовании является системный подход к изучению проявлений агрессивности в поведении девочек-подростков. Комплексное исследование агрессивности, посредством применения ряда разнообразных методик. Разработка программы комплексной коррекции.

Практическая значимость работы заключается в том, что наше исследование может представлять интерес в работе практических психологов, социальных работников, педагогов, родителей. В ней рассматриваются как психолого-педагогические, так и социально-психологические проблемы агрессивности детей подросткового возраста.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что  она может служить основой для дальнейших исследований проблем агрессивности в поведении девочек-подростков и коррекционных мероприятий по ее снижению.

 

1 Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков

1.1. Агрессия. Основные подходы к  исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии

 

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий – «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

Термин «агрессия» сегодня  часто употребляется в широком  контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности  необходимо уточнение смысла и значения этого понятия.

 Человеческая агрессия  предполагает наличие многих  факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).

 Агрессия с точки  зрения социальной позиции. Необходимы  знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так  и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.

 Результат агрессии  – негативные последствия. Помимо  оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то  необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.

Проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны,  А. Басс  выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия:

- физическая – вербальная;

- активная – пассивная;

- прямая – непрямая. [8,1]

 Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.

Физическая агрессия – причинение боли или повреждения  другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.

Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:

а) Многочисленные отпоры;

б) Отрицательные отзывы и критические  замечания;

в) Выражение отрицательных  эмоций – недовольство другими в  форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;       

г) Высказывание мыслей и  желаний агрессивного характера, проклятий;

д) Оскорбления, упреки обвинения;

е) Угрозы, вымогательства, принуждения.

Кроме того простой крик – часто носит агрессивный  характер.

Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии – жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться  у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность[5,27].

Существует мнение, что когда человек не чувствует  себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят  явную и скрытую  форму: Ярость, вспышка гнева; Гнев; Полная пассивность, страх; Сознательный уход от деятельности; Скука; Депрессия – длительно подавленный гнев; Сарказм, грубые шутки, унижение другого; Эгоцентризм, гордыня.

Существовало и существует множество  точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия  были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия – это попытка нанесения другим телесных  или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:

Агрессия  - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [8,18].

Некоторые авторы [8,18] агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как  желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.

1. Как объяснить, что  агрессор по свободной воле  оскорбил жертву, как  один  человек намерен навредить другому.

Информация о работе Исследования агрессивности в подростковом возрасте