Гендерные особенности учебной мотивации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик). Основы гендерных различий закладываются генетически и затем с раннего детства развиваются в семье и в общении с другими людьми, в результате чего дети учатся поступать в соответствии со своим полом, гендерным стереотипом, у них вырабатывается «гендеросоответствующее» поведение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6
1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23
2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36

Работа содержит 1 файл

Сутобалова Света КУРСОВАЯ.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО

«БИЙСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.М. Шукшина»

(ГОУ  ВПО «БПГУ»)

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Гендерные особенности

учебной мотивации подростков 

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

                                     Исполнитель:

                                     студент 3 курса П-ПП072группы

                                     факультета психологии

                                     Сутобалова  Светлана Юрьевна 

                                     Научный руководитель:

                                     канд. психол. наук,

                                     доцент кафедры  ТиПП

                                     Жихарева  Елена Васильевна 
 
 
 
 
 
 

Бийск - 2010

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..............3

Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6

1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6

1.2.  Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12

1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23

2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23

2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………..33

Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36

 

Введение

     Актуальность  исследования. Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не может быть удовлетворена при несформированности у школьников интеллектуально-познавательной мотивации при изучении различных дисциплин, поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования учебной мотивации учащихся. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

     В русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации  сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения, их содержательные и динамические характеристики, подчеркивается мысль о том, что с возрастом у школьников становятся заметнее изменения в их учебных мотивах. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. Существует и внешний фактор данной проблемы: демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают свободы выбора и от такой традиционно консервативной сферы, как образование.

     В последнее время публикуется  все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик). Основы гендерных различий закладываются генетически и затем с раннего детства развиваются в семье и в общении с другими людьми, в результате чего дети учатся поступать в соответствии со своим полом, гендерным стереотипом, у них вырабатывается «гендеросоответствующее» поведение.

     Гормоны и строение головного мозга у  детей разного пола имеют значительные различия, что влияет на их способности, поведение, предпочтения, отношение к окружающему миру. Поэтому учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации подростков представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса.

     В основу исследования заложены теоретические  положения, разработанные трудами ведущих психологов: В.Г. Асеева, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, П.В. Симонова, Д.Н. Узнадзе,                          А.А. Файзуллаева, Дж. Аткинсона, Г. Холла, К. Мадсена, А. Маслоу и др. [16, с. 54].

     Цель  исследования: изучение гендерных особенностей учебной мотивации у подростков.

     Объект  исследования: учебная мотивация.

     Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.

     Гипотеза  исследования строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах учения у девочек и мальчиков подросткового возраста.

     Задачи  исследования:

1. Изучение  и анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.

2. Исследование  учебной мотивации подростков.

3. Выявление  особенностей учебной мотивации девочек и мальчиков подросткового возраста.

     Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Тестирование («Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса»; «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса» «Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта»).

3. Методы  количественной и качественной  обработки данных.

     Экспериментальная база. В исследовании приняли участие учащиеся 8-го класса МОУ «Пуштулимская средняя общеобразовательная школа»  в количестве 24 человек, из них 12 мальчиков и 12 девочек.

     Практическая  значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны педагогами и психологам с целью оптимизации учебно-воспитательных воздействий и гармонизации личности учащихся.

     Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической «Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии» и практической «Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте), заключения, списка используемой литературы, приложения.

 

      Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии

     1.1. Учебная мотивация как психологическая категория

     Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношении их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

     В отечественной психологии мотивация и мотивы рассматриваются в качестве основного механизма поисковой активности человека в реализации своих потребностей [18, с. 110]. Экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в отечественной психологии А. Н. Леонтьевым и его учениками. Интерес к этой проблеме возник у А.Н. Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции А.Н. Леонтьев, выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определяет как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено. Следовательно, то, как будет субъект действовать с предметом, будет зависеть, с точки зрения А.Н. Леонтьева, не только от того, что представляет собой этот предмет объективно, но и от того, в каком отношении он стоит к субъекту, каким его потребностям он отвечает. Развивая эту мысль, А.Н. Леонтьев, по существу, приходит к выводу о том, что только «смысл» является истинным предметом психологического исследования [18, с.112]. Такого рода общий теоретический вывод, естественно, сосредоточил внимание А.Н. Леонтьева на изучении мотивов, придающих смысл человеческой деятельности и, таким образом, влияющих на ее протекание. Экспериментальные исследования мотивов, проведенные под руководством А.Н. Леонтьева, преследовали цель показать, как меняется деятельность испытуемых под влиянием изменения мотивов, побуждающих эту деятельность. Необходимо указать на значение исследований А.Н. Леонтьева, в результате которых удалось экспериментально раскрыть механизм расширения мотивационной сферы ребенка. Кратко эта гипотеза заключается в том, что, если ребенку для достижения желаемой цели необходимо осуществить какую-либо деятельность, то в процессе этой деятельности мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы «сдвигается» на ее средства; тем самым у ребенка возникают новые по содержанию мотивы. В частности, таким путем, с точки зрения А.Н. Леонтьева, можно, опираясь на практический интерес, возбудить интерес к теоретическим вопросам, изучаемого материала или выполняемой деятельности [18, с. 114].

     Согласно  исследованиям А.Н. Леонтьева, понятие мотивации употребляется в двух смыслах:

     1) Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как: потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления.

     2) Мотивация – это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне. А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы. Мотивы есть только у человека. Замечено, что потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, так как она способна породить только ненаправленную активность организма. А направленность и организованность поведения обеспечиваются лишь мотивом – предметом данной потребности. Мотивы в отличие от потребностей потенциально осознаваемы. Потребности, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы человека [18, с. 115].

     Д.Б. Элькониным была разработана теория, которая объединяет две линии  развития человека: познавательное и собственно личностное развитие. Согласно этой теории, развитие познавательной сферы человека и его личности идет в разных видах общения и деятельности, последовательно сменяющих друг друга. В младенческом возрасте доминантой выступает непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью и окружающими людьми. Далее – предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. При этом различные виды общения обеспечивают развитие преимущественно потребностно-мотивационной сферы личности (образно выражаясь, сферы «хочу»). При этом ведущие виды деятельности в основном способствуют становлению познавательной сферы психики (сфера «могу», «умею»). Иначе говоря, с рождения до ранней юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения, которые, поочередно обеспечивают преимущественно становление познавательных процессов и развитие личности [10, с. 80].

     Л. И. Божович её сотрудники, и последователи  долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью.

Информация о работе Гендерные особенности учебной мотивации подростков