Гендерные особенности внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашей работы заключается в том, что тенденция в развитии гендерных исследований в психологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга. Россия одна из тех стран, население которых отличается особым разнообразием по многим признакам – возрастным, половым, социальным, расовым, национальным и другим. Все эти различия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между людьми.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические вопросы внимания и пола учащихся 7
1.1 Понятие «гендер» в современной научной литературе 7
1.2 Понятие и особенности внимания 19
2. Исследование гендерных особенностей внимания учащихся 24
2.1 Описание выборки методов исследования 24
2.2 Анализ гендерных различий особенностей произвольного
внимания старших подростков 25
Заключение 29
Литература 31
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

Генденрые особенности внимания.docx

— 77.30 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение           3

1. Теоретические  вопросы внимания и пола учащихся   7

1.1 Понятие  «гендер» в современной научной литературе   7

1.2 Понятие  и особенности внимания      19

2. Исследование  гендерных особенностей внимания учащихся  24

2.1 Описание  выборки методов исследования     24

2.2 Анализ  гендерных различий особенностей произвольного

внимания  старших подростков       25

Заключение          29

Литература           31

Приложение          33 
 

 

     

     Введение 

     Актуальность  нашей работы заключается в том, что тенденция в развитии гендерных исследований в психологии должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга. Россия одна из тех стран, население которых отличается особым разнообразием по многим признакам – возрастным, половым, социальным, расовым, национальным и другим. Все эти различия оказывают существенное влияние на характер взаимоотношений между людьми. В последнее время всё больше учёных отечественных и зарубежных приходят к выводу, что полноценное формирование личности человека не может осуществляться без учёта гендерных особенностей. Введение термина «гендер» обусловлено необходимостью показать качественный скачок в развитии педагогики и психологии, являющимися самостоятельными науками. Из-за противоречивости экспериментальных данных на сегодняшний день в гендерном исследовании ещё остаётся очень много неисследованных спорных вопросов и противоположных взглядов.

     Мы  можем отметить, что внимание один из тех познавательных процессов  человека, в отношении сущности и  права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих  пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся  уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно  выступает лишь как сторона или  момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое  состояние человека, специфический  внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

     Действительно, в системе психологических феноменов  внимание занимает особое положение. Оно  включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в "чистом" виде не представляется возможным. С явлениями  внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности  различных психических состояний  человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить "материю" внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических  феноменов, она как бы исчезает. Однако нельзя не рассматривать гендерные особенности показателей произвольного внимания у старших подростков.

     Проблема  внимания традиционно считается  одной из самых важных и сложных  проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы  психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

     Все этого говорит о том, что значимость внимания в жизни человека, его  определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании  и научении очевидны. Поэтому трудно усомниться в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов, в частности – гендерных особенностей показателей произвольного внимания у старших подростков.

     Актуальность  всех этих вопросов, необходимость  их полного изучения и обусловили выбор темы курсовой работы, определили ее цель и задачу.

     Цель  исследования: выявить гендерные особенности произвольного внимания у старших подростков.

     Объект  исследования: учащиеся 10 класса (15-17 лет) общий объём выборки 24 человека

     Предмет  исследования – гендерные особенности произвольного внимания у старших подростков.

     Гипотезой нашего исследования выступает предположение  о том, что существуют гендерные различия произвольного внимания у старших подростков.

     Для достижения цели исследования и подтверждения  гипотез были поставлены следующие  задачи:

     - изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;

     - рассмотреть существующие в психологической науке представления о теории и концепции внимания;

     - подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение особенностей произвольного внимания подростков;

     - выявить гендерные особенности произвольного внимания у старших подростков.

     Методами  исследования являются следующие:

     - анализ литературы по проблеме исследования;

     - констатирующий эксперимент;

     - психодиагностический метод;

     - количественный и качественный анализ эмпирических данных.

     Методологической  основой стали учения о закономерностях  и тенденциях в развитии гендерных исследований в социологии и психологии, представленные в трудах Э.Маккоби, Д.Ричардсона, Д.Майерса, К.Джаклин. Гендерный подход в психолого-педагогическом знании на современном этапе развития науки появился благодаря масштабной работе таких учёных как О.А.Ворониной, И.А.Жеребкиной, Е.А.Здравосмысловой, И.С.Клециной.

     Значимость  нашего исследования заключается в возможности использования полученных данных на практике, в процессе воспитания и обучения детей.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

      1. Теоретические вопросы внимания и пола учащихся

     1.1 Понятие «гендер» в современной научной литературе 

     «Психология гендерных отношений представляет собой новое теоретическое и прикладное направление в психологии. Такой статус психологии гендерных отношений был достигнут благодаря осуществлению ряда последовательных аналитических и исследовательских процедур, которые позволили научно обосновать возможность существования этого нового направления в социальной психологии, как с точки зрения теории, так и при помощи проверки теоретических положений эмпирическими исследованиями» [6, с. 34]. В этом параграфе уделим внимание только теоретическому обоснованию психологии гендерных отношений.

     Теоретическое обоснование выделения любого нового научного направления включает следующую  последовательность действий:

     1) обозначение границ этого направления  и уточнение его связей с  близкими областями знания;

     2) определение статуса этого нового  направления; 

     3) определение предметной области; 

     4) раскрытие базовой исследовательской  методологии; 

     5) выделение структуры новой области  знания и определение содержания  основных понятий и феноменов.  Рассмотрим последовательно каждый  из выделенных этапов.

     Первый  этап связан с обозначением границ психологии гендерных отношений и уточнения связей этого направления с близкими областями знания. Для этого был проведен анализ научных предпосылок возникновения психологии гендерных отношений, которые созданы в различных областях научного знания. Наибольший вклад в развитие направления "психология гендерных отношений" внесли работы, выполненные в рамках психологии пола, социологии пола, в области гендерных исследований как междисциплинарной сферы научного знания.

     В рамках психологии пола изучались психологические  различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола.

     В социологии пола исследовательские  работы были направлены на изучение проблем  мужчин и женщин в зависимости  от социально-экономических условий  развития страны в определенный исторический период, от типа политического устройства общества, от уровня развития демократии, от господствующих у политической элиты  представлений о роли и статусе  мужчин и женщин в обществе.

     Предметом гендерных исследований являются гендерные отношения, различия и сходство полов. Первые работы в области гендерных исследований проводились в русле полоролевого подхода. Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования тендера.

     Особое  внимание в работе было уделено выделению  тех специфических особенностей гендерного направления в психологии, которые демонстрируют принципиальные отличия гендерных исследований в психологической науке от исследований, типичных для "психологии пола". Основное отличие гендерной проблематики в психологии от исследований, проводимых в рамках психологии пола, задается использованием иной модели психологического пола, применяемой для описания характеристик социального поведения мужчин и женщин:

     1) в традиционных исследованиях  психологический пол индивида  – это биполярный конструкт; 

     2) в гендерно ориентированных исследованиях психологический пол – это мулътиполярный конструкт. В таблице 1 приводится сравнительная характеристика двух моделей психологического пола личности: биполярной и мультиполярной.

     Второй  этап теоретического обоснования возможности  существования психологии гендерных отношений, как научного направления, включал определение статуса этого нового направления.

     «Психология гендерных отношений» – это новое направление социально-психологического знания, статус которого может быть обозначен как теоретическая и прикладная отрасль социальной психологии [6, с. 39].

     Сравним характеристику двух моделей психологического пола личности: биполярную и мультиполярную.

     По  параметру «основные детерминирующие  факторы» в биполярной модели преимущественно  биологические факторы: маскулинные и феминные характеристики предопределены биологическим полом индивида, они универсальны, а в мультиполярной модели преимущественно социокультурные факторы: характеристики идентичности формируются в процессе гендерной социализации, они не универсальны, а существуют в определенном социокультурном контексте.

     По  параметру «устойчивость во времени» в биполярной модели характеристики психологического пола личности не изменяются, а в мультиполярной модели неизменной остается базовая идентичность - принадлежность к определенному полу, другие характеристики гендерной идентичности могут изменяться под воздействием фактора времени и условий жизнедеятельности.

     По  параметру «характер соотнесенности маскулинных и феминных качеств в структуре психологического пола» в биполярной модели характеристики двух психологических типов соотносительно противоположны, находятся в оппозиции, взаимоисключают друг друга, а в мультиполярной модели маскулинные и феминные характеристики существуют как независимые конструкты.

     По  параметру «степень нормативности  конструктов маскулинности - фемининности» в биполярной модели маскулинность и фемининность - нормативные эталоны. Каждое отступление от норматива рассматривается как патология или шаг по направлению к ней, а в мультиполярной модели традиционные представления о маскулинности и фемининности не являются нормативными эталонами. Отступление от норматива маскулинности или фемининности не рассматривается как патология.

Информация о работе Гендерные особенности внимания