Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ВСОШ № 1 г. Гродно. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9-12 классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
– аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого–педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: агрессивность подростков имеет гендерные различия.

Содержание

1. Исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков 3
2. Методика состояния агрессивности Е. П. Ильин, П. А. Ковалев. 4
3. Опросник Сандры Бем. 7
4. Психологические рекомендации по коррекции агрессии у подростков. 11
5.Упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения. 15
6. Правила психологической самообороны. 17
7. Психокоррекционная программа. 21
8. Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Исследование гендерных особенностей агрессивности у 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

   4. Психологический КВН

Мы предлагаем вам поиграть в КВН, но КВН этот необычный, в нем главное не победа, или поражение, а сплоченность, умение понимать и чувствовать друг друга.

Поиск сходств.

   5. Арт-терапия. Рисование проблем

Трудно найти человека, который никогда не испытывал бы никаких психологических проблем, которому не приходилось преодолевать жизненных трудностей. Смею предположить, что существовали или существуют и у вас какие-то трудноразрешимые вопросы. Сегодня мы немного поработаем с этими вопросами. От вас не требуется подробного и всестороннего изложения содержания ваших проблем – может быть, вы хотите сохранить это в тайне. Подумайте о том, как можно изобразить сложную для вас проблему в метафорической форме (даются листы бумаги, акварель либо гуашь, кисти, вода, включается музыка).

Закройте глаза. Мысленно вернитесь в ту ситуацию, когда вы в последний раз испытали трудность, которую считаете для себя труднопреодолимой... Посмотрите на нее как бы со стороны, оставаясь к пен достаточно эмоционально холодными... Какие ассоциации вызывает у вас эта проблемная ситуация? Какой образ рождается? С чем или с кем ассоциируетесь вы сами? Вернитесь немного назад и вспомните другую ситуацию, которую также восприняли как проблемную... Может быть, из памяти всплывают другие ситуации, когда вы сталкивались с трудностями... Та же ли эта проблема? Если нет, попробуйте понять, в чем сходство этих проблем? Может быть, они имеют один корень? С чем ассоциируется у вас этот корень проблемы? Какой образ встает перед внутренним взором, когда вы думаете о корне этой проблемы?... А теперь откройте глаза, молча возьмите кисточку и начинайте рисовать картину, которую можно было бы назвать "Моя проблема". Обязательно нужно, чтобы ваш рисунок содержал метафору вашей проблемы. Время на работу – не более получаса.

— А теперь вернитесь, пожалуйста, в наш круг, взяв с собой рисунки. Поставьте их так, чтобы все остальные члены группы могли их хорошо видеть (можно положишь рисунки на пол перед собой). Сейчас каждый из вас посетит вернисаж метафорических проблем. Вы должны увидеть в картинах ваших товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать ту картину, метафора которой покажется вам наиболее близкой к собственному образу проблемы. И все это без слов. Возьмите свой рисунок и положите его рядом с тем рисунком, чья метафора показалась вам наиболее совпадающей с виденьем собственной проблемы.

— Следующая ваша задача – перевести вашу метафору с языка рисунка на язык слов. Но это не означает, что вы обязаны разъяснять суть тревожащей вас проблемы. Создайте словесную метафору проблемы, расскажите ее своим товарищам но группе.

Ведущий предлагает создать живую "скульптуру" или "скульптурную группу", метафорически отражающую общую для участников (сходно воспринимаемую и переживаемую) проблему.

По окончании выработки общей метафоры каждая группа представляет другим метафорический образ своей проблемы. Ведущему лучше воздержаться от комментариев и поблагодарить участников за совместную работу. 

6. Упражнение «Письмо обидчику».

Ребятам предлагается вспомнить одну из самых значимых ситуаций, в  которой  их кто-либо обижал.  Обида – это наше эмоциональное состояние, реакция на то, что делает или говорит другой человек. Иногда она оправдана, иногда нет, временами отвечая агрессией на обиду, мы можем потерять самое важное – отношение с человеком. Так как же поступить: жить с собственной обидой или разрушить агрессивным поведением отношения? И тот и другой вариант не будет выигрышным. Давайте попытаемся простроить новый третий способ поведения в данной ситуации – конструктивное отреагирование обиды, для этого пишется письмо обидчику в терминах, приемлемых в культурной разговорной речи,  с употреблением «Я-конструкций».

Психолог рассказывает о структуре построения «Я-конструкции» и ее значимости.

   7. Тревога и страх

Каждому человеку нужно вспомнить, когда он чего-то боялся или тревожился, и подумать, что помогло справиться со страхом. Результаты группы фиксируются на доске общим списком, который можно переписать себе и обращаться к нему по необходимости.

   8. «Освобождение от тревоги».

Ведущим рассказывается легенда  о ящике Пандоры, в которое богами был помещены все грехи, пороки человечества. Заранее готовится конверт, оформляется в виде «Ящика Пандоры». Ребятам предлагается написать на маленьких листочках все, что тревожит, беспокоит, не дает оставаться в покое  и мешает  наступлению душевного равновесия. Затем  листочки собираются и помещаются в ящик Пандоры. Участникам группы задается вопрос: вы хотите избавиться от этих тревог? 

За тем «Ящик Пандоры» сжигается при группе, тем самым достигается эффект психологического освобождения от  того, что было написано на листочках.

9. Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств»

Использования метода проигровки выбранных ситуаций из жизни или (при отсутствии инициативы или страхе рассказывать свои истории) моделированных ведущим ситуаций.

   10. Коллаж. Рекомендуется проводить в последнее занятие.

Тему выбирает сама группа. Важно дать направленность работы: мы с вами проделали большую работу вместе, многое пережили, многое вынесли для себя. Сейчас подумайте над тем, что было важно и значимо для Вас в течение этих занятий, что нового вы для себя поняли, выразите это в виде коллажа всей группой. Помните то, о чем мы с Вами говорили – о важности мнения каждого члена группы.

 

 

 

 

Список литературы.

1.            Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.:  2000,  № 6.

2.            Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999. – 202 с.

3.            Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия.  – М.: 1999. – 512 с.

4.            Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. – 512 с.

5.            Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.; Воронеж, 1995.

6.            Бойко В.В.  Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб, «Сударыня», 1998.

7.            Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. – К.: 2002.

8.            Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: 2002. – 336 с.

9.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

10.       Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. – М.: 2000, №  4.

11.       Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000,  №  2.

12.       Кле М. Психология подростка. – М., 1991.

13.       Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.: 1999. – 358 с.

14.       Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: "Просвещение", 1997.

15.       Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: 2001. – 208 с.

16.       Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – М.: 2000, № 6,           С.20 –21.

17.       Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: 2000.

18.       Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: 2001. – 384 с.

19.       Личко А. Е., Иванов Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методические рекомендации. – СПб., 1992.

20.       Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: 2003. – 269 с.

21.       Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: 2004.

22.       Немов Р.С. Психология. В 3 кн., Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 2001.

23.       Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

24.       Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2004, Т. 37. –  Вып. 4.

25.       Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2002., 612 с.

26.       Психологические тесты: В 2 т./Под ред. А. А. Карелина. – М.: Владос.-Т. 1.-2003.-312 с.:ил.

27.       Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко. – М.: 2002. – 325 с.

28.       Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656 с.

29.       Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // Мастера психологии. – СПб., 2000.

 

 

27

 



Информация о работе Исследование гендерных особенностей проявления агрессивности подростков