Исследование особенностей восприятия времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности восприятия времени.
Объект исследования: восприятие
Предмет исследования: восприятие времени.
Гипотеза: восприятие времени человеком имеет некоторые особенности.
В данном исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить развитие представлений о времени в различные исторические эпохи;
Рассмотреть механизмы восприятия времени человеком;
Осветить различные подходы к изучению восприятия времени;
Выявить существующие особенности восприятия времени человеком.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей восприятия времени 5
Основные характеристики восприятия
5
Понятие времени
8
Особенности восприятия времени человеком
12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени 24
2.1. Организация и методика исследования 24
2.2. Диагностика особенностей восприятия времени 27
Заключение 31
Библиография 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение      3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей восприятия  времени      5
    1. Основные характеристики восприятия
     5
    1. Понятие времени
     8
    1. Особенности восприятия времени человеком
     12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени      24
2.1. Организация  и методика исследования      24
2.2. Диагностика  особенностей восприятия времени      27
Заключение      31
Библиография      33
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Понятия, вмещающиеся в одном-единственном слове "время", столь различны, так далеки по содержанию друг от друга, что порой не очень и верится в их генетическое родство.

     На  определенном этапе развития знаний появилось очень важное понятие "собственное время" тела, свидетельствующее  о том, что при определенных условиях одно и то же тело может иметь  различное время.  Согласно теории относительности собственным временем называется длительность событий, происходящих в определенном месте, которая измеряется по часам, находящимся в этом же месте.  Иными словами, "время, отсчитываемое по часам, движущимся вместе с данным объектом, называется собственным временем этого объекта".

     Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день – другой, проходят месяцы, года, столетия. Однако же для каждого из нас одни часы летят как года, другие мелькают как мгновения. Это потому что мы сравниваем время, измеряемое часами со своим временем. Для каждого из нас время течет по-разному, как будто кто-то установил внутри хронометр, и мы стремимся сравнить свое время с другим временем, используя в виде посредника общепринятое время. И каждый раз с удивлением отмечаем удивительные эффекты различия.

      Цель  работы: изучить особенности восприятия времени.

      Объект  исследования: восприятие

      Предмет исследования: восприятие времени.

      Гипотеза: восприятие времени человеком имеет некоторые особенности. 

      В данном исследовании мы поставили перед  собой следующие задачи:

    • Изучить развитие представлений о времени в различные исторические эпохи;
    • Рассмотреть механизмы восприятия времени человеком;
    • Осветить различные подходы к изучению восприятия времени;
    • Выявить существующие особенности восприятия времени человеком.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое  исследование особенностей восприятия  времени. 

    1. Основные  характеристики восприятия

     В процессе приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отдельных свойств и качеств, предмет выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных.

     Восприятие – это:

     1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент;

     2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ);

     3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

     Жизненно  важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и его удаленности может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временные характеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должны быть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъекта настолько достоверным, что у субъекта не оставалось бы никаких сомнений в отдельном, независимом от субъекта существовании воспринимаемого предмета или явления.

     Нужно сказать, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия – предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность [6,12,13].

     Предметность  восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

     Другая  особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

     С целостностью восприятия связана его  структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом.

     Вследствие  множества степеней свободы положения  окружающих объектов по отношению к  воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.

     Что касается осмысленности восприятия, то хоть оно и возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

     Однако  восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми [12].

     Конечно же, восприятие имеет свои физиологические основы. В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого [6].

     Существует  два основных типа классификации  восприятий. В основе классификации  восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения [10].

     Итак, восприятие – это сложный процесс, происходящий с участием чаще нескольких анализаторов. В нашей работе мы остановимся более подробно на изучении восприятия времени. 
 

    1. Понятие времени

     Первое  упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий  эпос. Здесь мы сталкиваемся с мистически окрашенным пониманием времени: каждому изменению в природе соответствует свое время. Мир представлен как многоуровневая модель, и каждому уровню мира соответствует своя ритмика, длительность. Так, обряды шаманов по земному времени могут занять лишь пару часов, а в «ином» мире он проживет несколько лет, одну или даже несколько жизней. Тело человека может находиться лишь в одном времени, на одном уровне мира, а его душа может существовать и в других. Можно говорить об отсутствии у первобытных народов представления о далеких временных перспективах, о том, что время и прошлое во многом были основаны на памяти, ибо умершего человека помнили его дети и внуки. Мифологическое время циклично: настоящее и будущее есть лишь временное продолжение прошлого, каждое племя неукоснительно должно следовать мистическим обрядам прошлых поколений [2,4].

     В мифах можно увидеть четкое разделение мира на естественный и сверхъестественный уровни. На таком же принципе основывается и религия. С ее появлением (в частности  христианства) представление о времени  несколько изменяется. Время есть форма существования мира, возникающая одновременно с ним. Религия сделала время одним из свойств бога или самостоятельным богом. Оно воспринималось абстрактно, как самостоятельно существующая субстанция.

     Далее появляются представления о двух разных временах: времени высшем, историческом, «совершенном» и цикличном времени несовершенного мира. Свое дальнейшее развитие эти еще недостаточно четкие идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др. [2].

     В работах Аристотеля прослеживается мысль о том, что прошлого уже  нет, будущего еще нет, а настоящее, в свою очередь, ускользает от нас, потому что при попытке схватить его «стягивается» в бесконечно малое мгновение, длительность которого неуловима [4]. Также Аристотель определял время как универсальную меру движения. Он говорил о связи памяти как психического процесса и времени. Отсчет времени как необходимого компонента памяти осуществляется, по мысли Аристотеля, через посредство движения, свойством которого является время. Таким образом, по Аристотелю, через посредство памяти и на основе движения объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом времени как свойстве души.

     Августин  Блаженный говорит о бесконечном  различии между понятием вечности и  времени. Времени не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Моменты этого движения и изменения, поскольку совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время. Таким образом, мир сотворен не во времени, а вместе с ним. Августин говорит о тройственности времени. Он выделяет настоящее прошедшее (память), настоящее настоящее (созерцание), настоящее будущее (надежда, упование и т.п.) [там же].

     Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени.

Информация о работе Исследование особенностей восприятия времени