Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Целью является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования – тревожность подростков.
Предмет исследования – гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.

Работа содержит 1 файл

Кур.docx

— 150.49 Кб (Скачать)
 

     Мы  видим, что в зону незначимости попадают почти все уровни и типы тревожности, значит мы можем утверждать, что  принимается гипотеза Н0: доля девочек с данными уровнями и типами тревожности не больше, чем доля мальчиков.

     Личностная  тревожность с высоким уровнем  находится в зоне неопределенности, т.е. принимается гипотеза Н0: доля девочек с высоким уровнем личностной тревожности больше, чем доля мальчиков с высоким уровнем личностной тревожности.

     В таблице № 9 показано угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Шкала тревожности» О. Кондаша. 

     Таблица № 9Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Шкала тревожности» О. Кондаша.

Общий тип тревожности Эмпирическое  значение критерия ф* эмп. Школьный  тип тревожности Эмпирическое  значение критерия ф* эмп.
Нормальный  уровень 1,438 (зона незначимости) Н1 отвергается Нормальный  уровень 1,852 (зона неопределенности) Н0 отвергается
Повышенный  уровень 1,058 (зона незначимости) Н1 отвергается Повышенный  уровень 2,429 (зона значимости) Н1 принимается
Высокий уровень 1,131 (зона незначимости) Н1 отвергается Высокий уровень 0,11 (зона незначимости) Н1 отвергается
Очень высокий уровень 0,000 (зона незначимости) Н1 отвергается Очень высокий  уровень 1,131 (зона незначимости) Н1 отвергается
Самооценочный тип тревожности   Межличностный тип тревожности  
Нормальный  уровень 0,684 (зона незначимости) Н1 отвергается Нормальный  уровень 0,11 (зона незначимости) Н1 отвергается
Повышенный  уровень 0,11 (зона незначимости) Н1 отвергается Повышенный  уровень 0,612 (зона незначимости) Н1 отвергается
Высокий уровень 1,634 (зона незначимости) Н1 отвергается Высокий уровень 1,131 (зона незначимости) Н1 отвергается
Очень высокий уровень 0,000 (зона незначимости) Н1 отвергается Очень высокий  уровень 0,000 (зона незначимости) Н1 отвергается
 

     Так как в зоны незначимости попали большинство  уровней всех типов тревожности, то мы можем утверждать, что доля мальчиков с данными типами и  уровнями тревожности больше, чем  доля девочек. В зоне значимости находится  повышенный уровень школьной тревожности, а это значит, что доля девочек  с данным уровнем тревожности  больше, чем доля мальчиков.

     В таблице № 10 показано угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора. 

     Таблица № 10 Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора.

Уровни  тревожности Эмпирическое  значение критерия ф* эмп.
Высокий 1,058 (зона незначимости) Н1 отвергается
Средний с тенденцией к высокому 0, 567 (зона незначимости) Н1 отвергается
Средний с тенденцией к низкому 0,612 (зона незначимости) Н1 отвергается
Низкий 0,000 (зона незначимости) Н1 отвергается
 

     Таким образом, мы видим, что все уровни тревожности находятся в зоне незначимости. А значит что доля тревожности у мальчиков, больше чем доля тревожности девочек. Следовательно, наша гипотеза о том, что существуют различия в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте на математическо уровне не подтвердилась. А это значит, что гендерные особенности подростка не являются определяющим условием для специфики возникновения и проявления тревожности.

     Нами  было проведено исследование на базе Тарской гимназии № 1 им. Луппова  А. М. в г. Таре. В ходе исследования была проведена диагностика тревожности среди учеников 9 класса, в возрасте 14-15 лет. Всего в исследовании приняли участие 13 человек из них 9 девочек и 4 мальчика.

     Исследование  заключалось в выявлении гендерных  различий тревожности в подростковом возрасте.

     Результат применения методик выявил преобладание среднего уровня ситуативной и личностной тревожности как у мальчиков, так и у девочек.

     У девочек наблюдается повышенный уровень школьной тревожности, что  свидетельствует о том, что эти  дети имеют тревожное эмоциональное  состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь  школы.

     У мальчиков, в свою очередь, преобладает  нормальный уровень тревожности.

     Нормальный  уровень тревожности, как у мальчиков, так и у девочек преобладает  в самооценочном и межличностном  типе тревожности.

     Повышенный  уровень тревожности, в общем  типе, у девочек выше, чем у  мальчиков.

     Результатом применения 3 методики явилось преобладание среднего уровня, с тенденцией к  высокому у мальчиков, и высокому уровню тревожности у девочек.

     Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга, показало, что в зону незначимости попадают почти все уровни и типы тревожности, значит мы можем утверждать, что принимается гипотеза Н0: доля девочек с данными уровнями и типами тревожности не больше, чем доля мальчиков.

     Личностная  тревожность с высоким уровнем  находится в зоне неопределенности, т.е. принимается гипотеза Н0: доля девочек с высоким уровнем личностной тревожности больше, чем доля мальчиков с высоким уровнем личностной тревожности.

     Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Шкала тревожности» О. Кондаша показало, что в зоны незначимости попали большинство уровней всех типов тревожности, то мы можем утверждать, что доля мальчиков с типами и уровнями тревожности больше, чем доля девочек. В зоне значимости находится повышенный уровень школьной тревожности, а это значит, что доля девочек с данным уровнем тревожности больше, чем доля мальчиков.

     Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора показало, что все уровни тревожности находятся в зоне незначимости. А значит что доля тревожности у мальчиков, больше чем доля тревожности девочек. 

 

     Заключение 

     В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение  и закрепление тревожности связано  с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

     При повышении уровня тревожности, что  особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность  к актуализации собственной личность, так как повышенная тревожность  мешает ему двигаться вперед.

     Понятием  «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое  характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

     Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.

     Гендерные исследования стали неотъемлемой частью психологической науки. Гендерная  проблематика стала вычленяться  в разных областях психологии –  при изучении когнитивной и эмоциональной  сфер, проблемы социализации, межличностных  взаимодействий и социальных отношений.

     Гендер  – это совокупность социальных и  культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в  зависимости от их биологического пола. В зависимости от того, к какому полу он принадлежит, индивид выстраивает  своё поведение, свои взаимоотношения.

     Гендерный подход предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мальчиков и девочек подросткового  возраста определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.

     В заключение следует отметить, что  достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существуют различия в типах тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, не подтвердилась. 

 

     Список  литературы 

  1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1997.-286 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1981.-185 с.
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. –431 с.
  4. . Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». - Л., 1988.
  5. Большой психологический словарь (Сост. И общ. Ред. Б. Мещяриков, В. Зинченко – СПб.: прайм – Еврознак, 2004. – 672 с. )
  6. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2000. – 132 с.
  7. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог. – 2004. - №8.
  8. Введение в гендерные исследования/ под ред. В.Н.Жеребкиной.- Харьков, 2001
  9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.; Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  10. Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко – Саранск, 2005.
  11. Добрович Л. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – 240 с.
  12. Дубровина Т. В и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. – 225 с.
  13. Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996.
  14. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – 150 с.
  15. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998
  16. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С.Клецина // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – 243 с.
  17. Ковалёва А. Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1970. – 320 с.
  18. Колесов Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 1986. – 162 с.
  19. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. М., 2001.
  20. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги// Воспитание школьника. – 1990. - № 6.
  21. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшеклассника. – М., 1963. – 257 с.
  22. Кузнецов Д. Демобилизующая тревожность// Школьный психолог. – 2005. - № 2.
  23. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.//Вопросы психологии. - 1963.
  24. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей//Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2.
  25. Мусина И. А. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. – М.,1993.
  26. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.
  27. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. – 640 с.
  28. Петровский А. В. Общая психология.- М.: Просвещение. – 1986.
  29. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. 1998. 235 с.
  30. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000. – 235 с.
  31. Психология современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987. – 246 с.
  32. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  33. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. –т № 1- 312 с.
  34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
  35. Реан Л. А. К проблеме социальной адаптации личности. – М., 1996. – 210 с.
  36. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога(Учебное пособие в двух книгах). Книга 1. – М.: ВЛАДОС. 1999.
  38. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – 560 с.
  39. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги . - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.
  40. Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия// Школьный психолог. – 2004. - №8.
  41. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. – 3 изд., переаб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  42. Теория и методология гендерных исследований. - М., 2001
  43. Тревога и тревожность. Хрестоматия./ Сост. В. М. Астапов. – СПб., 2001. – 146 с.
  44. Фильдштейн Д. Психология современного подростка. – М., 1991. – 250 с.
  45. Ханин Ю. Л. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности. – М., 1980.
  46. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика", 1986.
  47. Хорни К. Тревожность. / Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. 180 с.
  48. Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" - М., 2000
  49. Хрипкова А. Г. Мир детства: подросток. – М., 1989. – 320 с.
 

 

     Приложение 1 

     Опросник  Спилберга «Исследование  тревожности»

     Шкала ситуативной тревожности (СТ)

     Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных  ниже предложений и зачеркните цифру  в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над  вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. 

     Суждения

№п

п

Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно  верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в  напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне  скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют  возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю  чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден  и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Информация о работе Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.