Гендерные различия в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины — нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе».

Работа содержит 1 файл

Гендерные различия в менеджменте.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

Чирикова А. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России)// Вопросы экономики. — 2000. — № 3 

Гендерные различия в менеджменте 
 

В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы  правим миром, а женщины — нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия  это высказывание приобретает новый  смысл, поскольку в последнее  время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам».  

Актуальность данной проблемы вызвала развитие гендерной экономики, одного из наиболее молодых направлений экономической науки. Гендерная экономика анализирует различия в экономическом положении мужчин и женщин и причины их возникновения. Заметим, что термин «гендер» в отличие от термина «пол» является амбивалентным и наиболее точно может быть переведен как «социальный пол», т.к. акцентирует внимание на социальных, а не биологических различиях между полами.  

Необходимость исследования гендерных аспектов менеджмента обусловлена динамичным проникновением женщин в управление экономикой, появлением новой социальной кагорты «деловых женщин». Особенно заметны эти процессы в развитых странах. Например, в США женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписаны 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, 74% домов, на них приходится 88% общей покупательной способности.  

В более сопоставимых с Россией странах Центральной  и Восточной Европы женщины владеют  более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей  силы, составляют 55% обучающихся, около 25% зарабатывают больше мужей в семьях с двумя работающими. Доля женщин на министерских постах только за последнее  десятилетие удвоилась — с 3,4 до 6,8%. Приведенные данные подтверждают заметный рост участия женщин в экономической  жизни и позволяют прогнозировать перспективные сдвиги в этом направлении.  

Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55% и по ряду причин она будет расти и в будущем.  

Женщины, представляя  большую половину электората, заметно влияют на общественный выбор. В последние годы они проникли в политическую среду, которая как никакая другая требует высокого профессионализма и ответственности. В экономике возникли новые сферы и формы занятости, связанные с развитием информационной и рыночной инфраструктуры, где женщины занимают достойное место. Несмотря на то, что за период с 1990 по 1998 годы, по данным Госкомстата РФ, из 12 млн. потерявших работу почти 8 млн. составили женщины (причем, из них более 70% с высшим и средним профессиональным образованием), число занятых женщин растет за счет проникновения в новые сегменты рыночной экономики. Так, в организациях, обеспечивающих функционирование рынка, среди специалистов по рекламе, имиджмейкеров их 40—50%, появились профессиональные группы женщин, обслуживающих избирательные компании и т.д.  

В условиях становления  рыночной экономики в России значительно  расширяется мелкий и средний  бизнес, в котором руководителями становятся женщины, стремящиеся реализовать  себя всесторонне. Эта тенденция соответствует процессам, происходящим в странах с развитой рыночной экономикой, где женщины возглавляют примерно 30% малых и средних фирм. Предполагается, что в скором будущем эта доля составит 50% предприятий при одновременном увеличении их стоимости.  

Особое значение вопрос о роли и месте женщины  в системе менеджмента имеет  для таких быстро расширяющихся  видов деятельности, как гостиничное  и ресторанное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, обслуживание, где доля женщин в общем числе работающих достигает 90%.  

Анализ контингента  обучающихся в университетах  в течение нескольких лет, а также  сложившаяся демографическая ситуация в целом позволяют прогнозировать реальное возрастание женского компонента в экономике, и в частности, в  управлении. Даже для руководителя-мужчины  управление коллективом, в составе  которого преобладают женщины, требует  учета существенных особенностей.  

Проведенный нами анализ показывает, что в современной  отечественной теории и практике менеджмента женщине отводится  весьма скромная роль. Женщины рассматриваются, скорее, как группа со специфическими интересами, чем как большая половина общества. Принцип равных прав и возможностей обоих полов формально декларируется, но почти не реализуется в сложившейся системе менеджмента.  

Известно, что положение  женщины в обществе зависит от принятых в данной среде полоролевых стереотипов поведения, от традиционных для данного социума культурных, психологических и социальных стандартов. У нас принято различать традиционно мужские и женские роли — профессии, должности, сферы деятельности. Подчеркнем, что это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта. Конечно, определенные ограничения могут регламентировать области женского участия, но они далеко не всегда имеют объективную основу.  

По результатам  проведенного анализа есть основания  утверждать, что в нашей экономике  сложилась гендерная ассиметрия, приведшая к скрытой дискриминации женщин в сфере управления. Она весьма заметно проявляется при гендерном анализе различных уровней управления. Если в низших и средних звеньях доля женщин в аппарате управления бывает значительна и это ни у кого не вызывает удивления, то представительство женщин на высшем уровне управления крайне мало. Так, на рубеже 90-х годов женщины в составе директорского корпуса составляли всего 6—7%. Ныне доля женщин, достигших заметных успехов в карьере, по-прежнему невелика — различие с мужчинами составляет почти 4 раза при более высоком уровне образования. В высшем органе законодательной власти — Государственной Думе — женщины составляют около 10% депутатов.  

Весьма характерным  для общественного мнения является то, что каждое новое появление  женщины на уровне высшего руководства  представляется чуть ли не как сенсация. При этом сама личность женщины вызывает повышенное внимание и воспринимается более критично, чем любой мужчина. Поистине горькая правда заключена в афоризме, что по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.  

Заметим, что в  Швеции — стране с одним из самых  высоких в мире показателей степени  участия женщин в экономической  и политической жизни — доля женщин в парламенте достигает 42,7%, Финляндии  — 33,5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах  — 36—37%. Понятно, что высокая эффективность  скандинавской модели экономики  определяется совокупным влиянием множества  факторов, но, тем не менее, не является ли социальная направленность экономической политики на «всеобщее благоденствие» результатом именно женского участия в управлении?  

Скрытая дискриминация  женского пола отчетливо прослеживается при анализе управленческой литературы, где гендерный аспект занимает явно подчиненное положение. В подавляющей части трудов отечественных и зарубежных экономистов как-то само собой подразумевается, что менеджер, специалист или подчиненный — обязательно мужчина и оценка поведения личности, анализ управленческих ситуаций, рекомендации по разработке управленческого решения, по этикету и прочему даются именно с мужских позиций. При этом особенности реакции женщины на внешнюю среду, мотивация ее поступков, личностные характеристики либо вообще замалчиваются, либо рассматриваются крайне ограниченно, в виде исключения из общепринятых правил. Употребляемые при этом выражения, например, «шеф в юбке», звучат весьма иронично. И даже президентская программа повышения квалификации управленческих кадров за рубежом практически полностью ориентирована на мужчин.  

Исследования зарубежных специалистов также подтверждают выводы о гендерной дискриминации. По данным Э. Игли, по отношению к женщинам применяют «стеклянный потолок», который часто мешает им занимать посты руководителей проектов, выдвигаться в советы директоров и выполнять важные международные функции в компании. В 1998 г. женщины занимали только 6% директорских должностей в 500 крупнейших компаниях и получали за равносильный с мужчинам труд не более 70%.  

Хотя вопрос о  гендерных отличиях в оплате труда и выходит за рамки данной статьи, приведем данные, подтверждающие дискриминацию женщин. В России в начале 90-х годов заработная плата женщин в среднем составляла 60—70% заработной платы мужчин, а в начале 1999 г., по данным ВЦИОМ, — только 56%. Таким образом, средний размер заработной платы у женщин существенно меньше, чем у мужчин, причем этот разрыв имеет тенденцию к увеличению.  

С чем связана  подобная ситуация? По мнению феминистски  настроенных исследователей, причины  кроются в патриархальных взглядах на роль женщины, укоренившихся в  массовом сознании. Наше общество исторически  взвалило все обязанности по дому и семье на женщину. Веками в мужчине  воспитывалось первостепенное восприятие женщины как хранительницы домашнего  очага, воспитательницы детей и  хозяйки на кухне.  

Характерно, что для  большинства мужчин решение вопроса  о ведении домашнего хозяйства  женщиной не имеет альтернативы. Причем, в российской культуре в целом  не сформировалось отношение к домашнему  труду женщины как к форме  неоплачиваемой занятости, а по сути — как к полноценной работе, а уж тем более как ко второй работе для работающей женщины. Заметим, что в большинстве развитых зарубежных стран отношение к домашнему  труду женщины принципиально  иное. Например, в США работающие на полной ставке женщины и, кроме того, выполняющие более 80% обязанностей в домашнем хозяйстве, учитываются как работники, сочетающие две работы.  

Позиция женщин в  этом вопросе двойственна и зависит  в основном от личности, среды, образования, семейного положения, достатка и  прочих факторов. Многие женщины живут  главным образом для семьи  и дома, а служебная деятельность для них — лишь способ поддержания (или повышения) семейного благосостояния. Наряду с этим значительная часть  женщин стремится к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры, получению удовлетворения от профессиональной деятельности.  

В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с тем, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности. В общем виде они представлены в таблице.  

Таблица

Гендерные отличия в управленческой деятельности

 

Характеристики                                Мужчины                               Женщины
Способ  преодоления препятствий        Интеллект, сила            Хитрость, ловкость
Ориентированность на проблемы        Перспективная            Текущая
Потребность в эмоциональных

стимулах                                                  Пониженная             Повышенная

Основа  решений                                   Рассудочность          Чувственность
Характер                                                Замкнутый                           Открытый
Отношение к внешнему миру      Реалистичное                     Идеализированное
                                                               Критичное                           Интуитивное
Поведение                                                 Сдержанное             Эмоциональное
Преобладающий тип мышления      Словесно-логический         Наглядно-действенный
Объект  внимания                                   Содержание             Форма
Наблюдательность  и точность      Пониженные             Повышенные
Ориентированность                                  Деловая                           Личная
Отношение к другим                                  Прямолинейное            Гибкое
Действие  словесного поощрения     Расслабляющее            Возбуждающее
Реакция на критику                                  Агрессивная                          Спокойная

Информация о работе Гендерные различия в менеджменте