Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа
Целью является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования – тревожность подростков.
Предмет исследования – гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.
Неоднозначность оценок вектора действия тревожности проявляется и во взглядах на ее функциональную значимость. Отмечается, что тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли [4].Однако в отличие от боли, тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована.
Таким образом, подчеркивается вероятностный характер прогнозирования опасности (ее характера и величины), который зависит от ситуационных и личностных факторов. В связи с этим тревожность понимается как весомый личностный фактор, необходимый для опережающего.
В
психологической литературе можно
встретить разные определения этого
понятия, хотя большинство исследований
сходятся в признании необходимости
рассматривать его
1.2
Специфика возникновения
и проявления тревожности
в подростковом возрасте
Подростковый
возраст исследовали Л.С.
Подростковый
возраст богат переживаниями, трудностями
и кризисами. В этот период складываются,
оформляются устойчивые формы поведения,
черты характера, способы эмоционального
реагирования; это пора достижений,
стремительно наращивания знаний, умений;
становление «Я», обретение новой
социальной позиции. Вместе с тем, это
потерь детского мироощущения, появление
чувства тревожности и
Тревожные
подростки живут, ощущая постоянный
беспричинный страх. Они часто задают
себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?”
Повышенная тревожность может
Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой.
Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что – нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.[24]
Усилению
у подростка тревожности могут
способствовать такие факторы, как
завышенные требования со стороны родителей,
так как они вызывают ситуацию
хронической неуспешности. Сталкиваясь
с постоянными расхождениями
между своими реальными возможностями
и тем высоким уровнем
Если
у подростка усиливается
Неуверенность
порождает тревожность и
Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные подростки, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен.[31]
Интенсивность
переживания тревоги, уровень тревожности
у мальчиков и девочек
Одно
из проявлений эмоционально-волевой
деятельности подростков — тревоги
и страхи, которые они испытывают
в определенных жизненных ситуациях.
Уровень тревожности и
Традиционно выделяют страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию. Различные формы страхов могут сочетаться друг с другом. Выделено 4 вида страхов: фобические, вызываемые определенными ситуациями или объектами; флюктуирующие (приступы страхов), не связанные с определенными ситуациями и возникающие в виде паники; генерализованные — длительные переживания, не связанные с определенными объектами или ситуациями, панические страхи.
У
подростков на первый план выступает
страх перед авторитарными
Подростки
начинают размышлять о жизни, поэтому
у них появляются экзистенциальные
страхи. Отмеченные страхи являются по
своему типу фобическими и
О школьных страхах, их возникновении, причинах, формах проявления написано очень много. Этот пример лишний раз свидетельствует о появляющейся дезорганизованности личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости и возможных отрицательных новообразованиях.
У подростков, учащихся общеобразовательных школ распространены школьные страхи и страхи разлуки (переход в другую школу, страх потерять одного из родителей, если в семье неблагоприятные отношения). Школьные страхи проявляются как страх оценки знаний, страх несоответствия оценке и требованиям окружающих.[7]
Страх
разлуки и школьные фобии возникают
чаще всего из-за чрезмерных требований
учителя или недостаточной
Школьная фобия появляется из-за плохих материальных условий жизни, недостаточной интеграции семьи в общество или ближайшее окружение, физического или психического нездоровья родителей, супружеских или семейных конфликтов, отклонений в подходах к воспитанию детей. В итоге подростки становятся чрезмерно пугливыми и испытывают трудности в школе. У подростков, имеющих страхи, появляются вторичные проблемы-депрессии, нарастает социальная изоляция, подросток начинает отставать в учебе. Многие из них боятся, что одноклассники посчитают их прогульщиками, лентяями, больными.[13]
Все
виды тревожного расстройства ухудшают
работоспособность, потому что беспокойство
не поддается контролю, от него нельзя
избавиться [24]. Сосредоточившись на источнике
тревоги, подросток не может уделить
внимание качественному выполнению
учебной или трудовой деятельности.
Иногда у подростков встречаются
элементы обсессивно-компульсивного расстройства:
появляются навязчивые идеи или действия.
Навязчивые состояния (обсессии) —
это мысли, образы, желания («Нужно ли
идти по этой улице, где мало народа?»,
«Закрыта ли дверь?»). Компульсивное
поведение — повторение целенаправленных
действий, выполняемых в соответствии
с принятыми правилами (неоднократная
проверка ошибок в сочинении или
контрольной работе при неуверенности
в правильности выполнения). Таким
образом специфика
1.3
Понятие гендерных особенностей
подростков
Понятие «гендер», введённое в обиход социологических исследований к середине 20 века, с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и социального. Традиционное выстраивание понятия «гендер» с опорой на понятие «биологический пол», в различных модификациях дожившее до наших дней, биолозирует социальные параметры человеческой жизни.[10]
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека.
Исследования проблемы «пола» и «гендера» определяются сложностью и неоднозначностью самого предмета, включающего биологический, социальный и индивидуальный аспекты. В психологии используются как понятие «биологический», так и «психологический пол». В последние десятилетия идёт активное исследование соотношений между частными детерминантами психологического пола, например, между разными аспектами половых ролей.
Информация о работе Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.