Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 02:30, реферат
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Введение………………………………………………………………………………3
Гендерные различия и социализация………………………………………...4
Исследования гендерных различий…………………………………………..8
Ограничения, накладываемые женской ролью……………….……………10
Ограничения, накладываемые мужской ролью……………….…………...12
Гендер в различных культурах…………………………………………...…16
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы,
связанные с особенностями пола
человека и его психологическими
различиями, в последнее время
часто входят в число наиболее
активно обсуждаемых в
Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?
Социальная
психология гендера является огромным
полем для изучения установок, предрассудков,
дискриминации, социального восприятия
и самовосприятия, самоуважения, возникновения
социальных норм и ролей.
1. Гендерные различия и социализация
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Социальные
психологи считают, что две основные
причины, из-за которых люди стараются
соответствовать гендерным
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.
Информационное давление вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы, в большей степени, опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Чтобы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым, пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и к гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу, что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, чтобы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивостью; тип поведения, когда человек полностью согласен с нормами – одобрение. Третьим типом является идентификация - в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто потому, что хотим быть похожими на них.
Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином «дифференциальная социализация» процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.
Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится, мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду и игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если бы окружающие допускали ошибки в отношении пола ребенка.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.
На протяжении жизненного пути
материалом для построения
Учителя, другие дети, родители других детей, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.
Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах, изданных после 1980г., в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.
Немаловажную роль в гендерно-ролевой социализации играют средства массовой информации. Именно они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы.
В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, а также поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите, что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка. По статистике, взрослые покупают маленьким детям больше игрушек типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу существует несколько гипотез, одна из которых предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но, к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой-то мере уже произошла.
Таким
образом, существует огромное количество
факторов, которые влияют на гендерно-ролевую
социализацию человека, начиная уже с
самого рождения и на протяжении всей
жизни.
2. Исследования гендерных различий
Мы
привыкли считать мужчин и женщин
совершенно разными существами. Малейшим
различиям в строении головного
мозга у представителей разных полов
ученые склонны приписывать гораздо
большее значение, чем на то дают
право объективные данные. Обычно
авторы трудов по психологии, ссылаются
на четыре психологических отличия
между полами: способностью ориентироваться
в пространстве, математические способности,
речевые навыки и агрессивность.
Психологи начали изучать гендерные
различия еще в конце 19 века, но вплоть
до 1970-х гг. они по большей части
занимались демонстрированием различий
полов и обосновывали этим разное
отношение к мужчинам и женщинам.
Необходимо помнить, что обнаруженные
отличия относительно невелики, обычно
не более 10%, а в большинстве случаев
распределение мужской и
Рассмотрим для примера одно из основных отличий - эмоциональность. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом - нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия).
Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию – качеств, которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то, по данным исследований, мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональная жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».
Взрослые женщины больше выражают чувства, направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят межполовых различий в способности испытывать эти чувства.
Различия
в агрессивном поведении
Различие в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях), в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница).
Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.
Одним из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской ролью в наше время, является то, что работающая женщина продолжает нести бремя домашних забот и ответственности за детей.
По
сравнению со своими женами, чернокожие
мужчины делают 40% домашней работы,
белые мужчины – 34%, а мужчины
испанского происхождения - 36%. Работающая
женщина выполняет в среднем 69%
работы по дому. Увеличение доли времени,
которое женщины посвящают
В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами: научные работники, врачи, профессора университетов. Существует множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей.