Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, дипломная работа
В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме определения творчества
1.2 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме развития творческих способностей
1.3 Дошкольный возраст сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка
1.4 Развитие качеств творческого мышления
1.5 Развитие творческого воображения
1.6 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.7 Нетрадиционные способы обучения рассказыванию
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.1 Определение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказываниию
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
– Установление последовательности
серии.
– Отобрать из нескольких
картинок те, которые иллюстрируют
прочитанный рассказ.
– Восстановить последовательность
событий по памяти (рассказ был
прочитан ранее, дети должны вспомнить
события рассказа и разложить
последовательно картинки).
– Определить, какой
картинки не хватает (необходимо выложить
картинки, кроме одной; дети должны догадаться,
чего не хватает и рассказать; и тогда
выкладываем недостающую картинку).
– Найти лишнюю картинку.
– Распутать две
сюжетные линии про одного главного
героя.
– Подобрать к
сюжетной картинке отдельные предметные
изображения.
– Использовать семантические
абсурды (найти несоответствие между
текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяют
главную мысль в каждой картинке
серии и изображают ее в виде пиктограммы
(схематичного рисунка). Таким образом
составлялся графический план рассказа.
Песочная терапия
Организация совместной
сюжетно-ролевой игры с песком, мелкими
игрушками на тему “Один день из
жизни нашей семьи”. Рисование
на песке или составление песочных
композиций.
Рисунок
Воспитатель предлагает
детям выложить на фланелеграфе характер
полёта пчёл в начале пути из улья, затем
разлетающихся по очереди из пчелиного
роя и летающих над поляной
в поисках нужного цветка. Дети
выполняют задания по выбору, рассказывают,
какой характер полёта пчёл будут изображать
на своём листе.
Педагог предлагает
детям начать индивидуальную практическую
работу - рисунок -“Пчёлы летят на цветочную
поляну”. Во время практической работы
звучит музыка Н.Римского-Корсакова
“Полёт шмеля”.
По мере выполнения
рисунков, педагог обращает внимание
детей на выбор цвета для брюшка
пчелы, для крыльев, цветов, облаков.
Педагог нацеливает деятельность детей
на создание своей композиции. Для
этого спрашивает о замысле своего
рисунка (Это большая пчела летит к красивому
цветку, а за ней летят молодые пчёлки;
пчела собрала много нектара и устала;
пчела любуется солнышком)
После завершения работы,
рисунки прикрепляют к доске.
Педагог задаёт вопросы:
- На каком рисунке
пчела самая весёлая? Или задумчивая?
- Где самая большая
и неуклюжая пчела?
- Где молодые пчёлки
играют в догонялки?
- Где серьёзные
пчёлы летят на работу?
- Как бы вы назвали
свой рисунок?
Во время анализа
педагог старается задавать вопросы
так, чтобы о каждом рисунке дети
могли что-нибудь сказать. Воспитатель
обращает внимание на самые выразительные
работы.
Аппликация
Для ребят постарше
занятия с мозаикой становятся средством
развития воображения, помогают придумывать
новое, выражать свои чувства и настроение.
Изображения дети выкладывали на разноцветных
фонах. Обычно использовали фоны спокойных,
пастельных тонов. Однако материал и цвет
для фона может быть различный.
Поначалу цвет фона
выбирался детьми произвольно (по принципу
“нравиться – не нравиться”), постепенно
дети переходили к осознанному выбору
фона будущей композиции и использовали
его для достижения большей выразительности.
Для некоторых видов композиций готовила
специальные фоны с заранее подобранным
и созданным изображением (дорога, корзина,
ваза, блюдо, корабль, ель, река и т.д.). Дети
составляли изображение подходящего предмета
или персонажа и вписывали его в композицию.
Обязательным является
описание проводимых ребенком изменений,
составление рассказа по композиции.
Возможна групповая
работа, где составляется комплексная
аппликация и каждый из детей объясняет
и рассказывает причины помещения совей
составной части на общий аппликационный
коллаж.
Лепка
Выполнение сказки
«Пластилиновая сказка», передача движение,
характера через превращения
пластилина. Рассказывание превращений,
составление сказки
Игра-драматизация
Сорока и Медведь
(по Н.Сладкову)
Медведь медленно вылезает
из берлоги (ребёнок встаёт со своего
стульчика), потягивается, зевает, трёт
глаза, смотрит по сторонам. Замечает
Сороку, медленно идёт к ней.
Сорока легко слетает
с дерева (ребёнок спрыгивает со
своего стульчика), летит к Медведю,
плавно размахивая крыльями.
Сорока (склонив голову
на бок). Ау, Медведь, ты утром что
делаешь?
Медведь (медленно поводит
в стороны головой). Я – то?
(остановился, задумался). Да ем!
Сорока (удивленно
моргнув). А днём?
Медведь (делает те же
движения головой). И днём ем.
Сорока (подпрыгнув
от удивления). А вечером?
Медведь (махнув лапой).
И вечером ем.
Сорока (от удивления
округлив глаза). А ночью?
Медведь. И ночью ем.
Сорока. А когда
же ты не ешь?
Медведь. Да когда
сыт бываю!
Сорока (удивлённо
взмахивает крыльями). А когда ты
сыт бываешь?
Медведь (медленно разводит
лапы в стороны). Да никогда (отрицательно
машет головой).
Работа проводилась
на протяжении 7 месяцев, после чего при
помощи аналогичных методик, но на аналогичном
материале.
Обобщим данные, полученные
при проведении методик.
Таблица 5
Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе МДОУ
№
Ф.И. ребенка
Методика «Солнце
в комнате»
Методика «Складная картинка»
Уровень развития творческих
способностей
1
Аня Е.
В
В
В
2
Марина Б.
В
В
В
3
Оксана Г.
В
В
В
4
Таня М.
В
В
В
5
Маша Р.
В
В
В
6
Марат О.
ВС
ВС
ВС
7
Никита Л.
С
С
С
8
Иван Р.
ВС
ВС
ВС
9
Максим Ш.
ВС
ВС
ВС
10
Дима Ш.
ВС
ВС
ВС
Таким образом, у
детей отмечается в 50% высокий уровень
развития творческих способностей, что
на 20% больше чем на констатирующем,
в 40% уровень выше среднего, что на 10% больше,
чем на констатирующем, у 10% отмечается
средний уровень развития творческих
способностей.
Сравним данные с
результатами в контрольной группе
на контрольном этапе эксперимента
Таблица 6
Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей в контрольной группе
№
Ф.И. ребенка
Методика «Солнце
в комнате»
Методика «Складная картинка»
Уровень развития творческих
способностей
1
Дина Г.
В
В
В
2
Оля Т.
ВС
В
В
3
Владик Б.
ВС
ВС
ВС
4
Марина Щ.
В
В
В
5
Лена И.
ВС
ВС
ВС
6
Ирина И.
ВС
ВС
ВС
7
Дима К.
С
ВС
ВС
8
Олег Н.
ВС
ВС
ВС
9
Игорь В.
С
С
С
10
Дима С.
С
ВС
С
В контрольной группе
изменений не обнаружено.
Сравнительный анализ
данных двух групп позволяет сделать вывод
о доминирующем положении экспериментальной
группы в определении уровней развития
творческих способностей.
Таблица 7
Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей группах эксперимента
Группа
Уровни развития
творческих способностей (%)
В
ВС
С
НС
Н
ЭГ
50
40
10
0
0
КГ
30
50
20
0
0
Таким образом, нами
отмечается положительная динамика
в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста средствами
рассказывания, т.к. в экспериментальной
группе при проведении работы отмечена
положительная динамика.
Выводы по главе 2
Проанализированный
нами уровень развития творческих способностей
детей дошкольного возраста показал,
что у детей отмечается в 30% высокий
уровень развития творческих способностей,
в 30% уровень выше среднего, у 40% средний
уровень развития творческих способностей.
С целью развития
творческих способностей детей дошкольного
возраста нами были предложены рекомендации
воспитателям по организации занятий
с применением разнообразных нестандартных
форм обучения рассказыванию.
Проведенная в течение
7 месяцев работа показала положительный
результат. Так, у детей отмечается
в 50% высокий уровень развития творческих
способностей, что на 20% больше чем
на констатирующем, в 40% уровень выше среднего,
что на 10% больше, чем на констатирующем,
у 10% отмечается средний уровень развития
творческих способностей. Таким образом,
нами отмечается положительная динамика
в развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами использования
нетрадиционных форм рассказывания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
Информация о работе Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста