Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, дипломная работа

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме определения творчества
1.2 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме развития творческих способностей
1.3 Дошкольный возраст сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка
1.4 Развитие качеств творческого мышления
1.5 Развитие творческого воображения
1.6 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.7 Нетрадиционные способы обучения рассказыванию
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.1 Определение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказываниию
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ проблемы развития творческих способностей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Ход занятия: 

Воспитатель: - Ребята, я давно мечтаю попасть в страну Сказок. Только вот беда, точной дороги-то я не знаю. Но у меня есть знакомый мальчик, которого вы тоже знаете, он может нам помочь. Он любит общительных и вежливых детей. 

- А что значит  “общаться”? (Разговаривать, беседовать, рассказывать) 

- Каким бывает  общение? (Устным, письменным, с помощью  “посредников” - телефон, книга,  телеграмма). 

- Что значит быть  вежливым? (Говорить “волшебные”  слова) 

- Что значит поздороваться? (Пожелать друг другу здоровья) 

Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”. 

“Я здороваюсь везде, дома и на улице. 

Даже здравствуй говорю, я соседской курице”. 

(повторить 2-3 раза  с ускорением темпа) 

Кукла:: - Здравствуйте, ребята! Молодцы! Я все слышал, могу помочь попасть в страну Сказок. Но хочу я вас спросить: “Готовы вы пройти везде, героям сказки помогать в беде?” 

(Дети - “ Готовы!”) 

Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза. Раз, два, три, счастливого  пути! 

(Дети проходят  в другое помещение. Звучит  музыка, дети открывают глаза.) 

Воспитатель: - Вот, ребята, мы с вами в сказочной стране. Ах, как красиво! 

Но смотрите, я  вижу значки. Это нам подсказывает, что нам делать. О чем же они  нам говорят? (“Смотри”, “Слушай”, “Говори”) 

(На полянке лежит  книга, русская народная сказка “Маша и медведь”) 

Воспитатель: - Давайте  вспомним эту сказку и по кругу  друг за другом расскажем эту сказку, но только очень коротко, самое главное. Начинает рассказывать …Лиза. 

(Дети рассказывают  сказку) 

Аня Е.: Пошла девочка  Маша в лес, за грибами, ягодами, чтобы дома варенье варить и грибы солить. 

Оксана Г.: А мишка  рядом гулял и Машу увидел. И  так захотелось ему такую красивую девочку в гости пригласить! 

Таня М.: Пришла Маша к Мише в гости, но скучно стало  ей и захотелось домой …. И.т.д. 

Воспитатель: - Молодцы! А теперь попробуем еще раз рассказать по-другому. 

Представим, что кто-то из вас Медведь. Например … Максим. 

- Максим, расскажи  нам, как ты нес пирожки. 

(Мальчик представляет  себя в роли Медведя и рассказывает  от 1-ого лица) 

Максим Ш.: Я пошел в лес на прогулку, да заодно бабушке с дедушкой пирожки отнести, которые Маша испекла. Иду по лесу, птички поют. Красота! 

Воспитатель: - Какой  замечательный у нас Медведь! 

- А ты, Настенька,  превратись, пожалуйста, в Машу, и  расскажи нам, как ты заблудилась? 

(Девочка рассказывает  от 1-ого лица) 

Воспитатель: - Молодец! 

- Ребята, а давайте  возьмем интервью у Медведя,  пусть он нам скажет, почему  не хотел отпускать Машу? Медведем  будет … Саша. Интервью будет  брать … Даша. 

(Происходит диалог  между Медведем и девочкой. 

Медведь (Никита Л.): Одному скучно, некому варить, подметать  пол. Люблю пирожки.) 

Воспитатель: - Да, действительно  Медведю скучно и одиноко одному в доме. Мне его жалко. Как же нам ему помочь? 

(Выслушиваю предложения  детей) 

Воспитатель: - Давайте отправим Медведю приглашение на чай от Маши, ведь Маша у нас добрая девочка. - Что же мы напишем? (Дети диктуют текст) 

- Оставим здесь  на полянке, лесной почтальон  – сорока, ее передаст. 

Воспитатель: - Ребята, мы с вами сделали доброе дело. Смотрим на значок, пора отправляться дальше. (Значок “Идем дальше”) 

(Дети подходят  к ширме. На ней значки “Смотри”, “Думай”. Раскрываю ширму, на  ней висят куклы-марионетки) 

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое здесь доброе дело можно сделать? 

Аня Е.: снять с  крючка 

Марина Б.: рассказать им сказку. 

Маша Р.: сшить  новое платье. 

Дима Ш.- Давайте  кукол оживим, поиграем с ними. 

(Дети берут куклы  и начинают их водить) 

Воспитатель: - Вот  видите, как только мы взяли кукол, они ожили. И от наших действий зависит то, что будет делать кукла. Вот наши куклы поприветствовали друг друга жестами, они пока разговаривать еще не могут. Они решили прогуляться (двигаются). Но вдруг налетел сильный ветер, и наши куклы прижались друг к другу, чтобы им не было холодно. 

Ветер прекратился, куклы опять разбежались по полянке. Нагулялись, пора отдохнуть. 

(Дети вешают кукол  на место, прощаются с ними) 

Значок “Идем  дальше” 

Подходим к мольберту  с картинками по сказке “Морозко”. 

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, с какой сказкой мы сейчас встретились, и что будем делать (по значкам “Думай”, “Говори”) 

- Как вам кажется,  о чем эта сказка? Кто здесь  добрый, кто злой? 

- Как вы думаете,  чему она учит? 

- Почему Морозко  так поступил с мачехиной дочкой? 

- Как бы поступил Морозко, если бы мачехина дочка была бы доброй? 

- Как бы поступил  Морозко, если бы в сказке  все были бы злыми и ленивыми? 

- Почему падчерица  была несчастной? 

(По всем вопросам  выслушиваю ответы- версии детей) 

Аня Е.: одна девочка  добрая, трудолюбивая  

Марат О.: А другая злая, ленивица  

Воспитатель: - Ребята, вы говорите, что одна девочка добрая, трудолюбивая. А другая злая, ленивица. Возьмите, пожалуйста, эти сердечки на тарелочке, и подарите той девочке, которая вам больше нравится. Нарисуйте  девочкам подарки и расскажите. Почему именно такие подарки им достались. 

(Дети разбирают  сердечки и кладут возле той  девочки, которая им нравится. 

Воспитатель запоминает и берет себе на заметку) 

Воспитатель: - Значит, вам больше нравится падчерица, добрая девочка. Хорошо. 

- А вот падчерица  и ленивица решили угостить  вас конфетами. Падчерица угощает  карамельками, мачехина дочка –  шоколадными конфетами. 

- Пожалуйста, угощайтесь. 

(Обратить внимание  на то, какие конфеты берут  дети) 

Воспитатель: - …, почему ты сердечко подарил падчерице, а конфету взял у ленивицы? (Два, три вопроса к детям) 

Воспитатель: - Да, ребята, говорить красиво легко, а поступать  красиво сложно. 

- Ребята, мне кажется,  что Морозко слишком жестоко  поступил с бабой и ее дочкой. Разве их не жалко? Давайте придумаем другой способ перевоспитания. 

(Дети высказывают  свои предложения) 

Воспитатель: - Вот  мы с вами сделали еще одно доброе дело. 

(Значок “Идем  дальше”)  

Воспитатель: - А это  что такое? Значок “Смотри”. 

Сундук, наверное с  драгоценностями. Давайте посмотрим. 

(В сундуке элементы  театральных костюмов: шапочки, сумочки,  короны, шляпы и т.п.) 

Воспитатель: - Ребята, а кому это все надо? … Правильно, артистам. 

- Давайте примерим. (Дети примеряют и рассматривают  себя в зеркале) 

- …(обращаясь к кому-либо) кем ты себя чувствуешь? …, а ты, …а ты? 

- Рассмотрите себя  в зеркале со всех сторон. И  поиграем в игру “Замри”. Пока  звучит музыка, вы двигаетесь  как сказочные герои в костюмах  как артисты. Как только музыка  замолчит, вы должны замереть, как будто это портрет. (Играем) по моему знаку один из вас начинает рассказывать о себе от лица того героя, в которого он превратился. 

Воспитатель: - Молодцы! Настоящие артисты! 

- Ребята, здесь очень  интересно, но нам пора, Риторик  нас торопит. 

(Значок “Идем дальше”) 

- Нам предстоит  сделать еще одно дело. Мы с  вами волшебники, и сейчас попробуем  превратить обыкновенный шарик  в чудесную куклу. Она у нас  получится, если будем работать  дружно, помогать друг другу и  советуясь. А сначала попробуем  надуть шарик. 

(Дыхательная гимнастика  “Надувание шарика”) 

Воспитатель: - Вот  и шарик. Приступаем к работе. 

(Дети на воздушный  шарик наклеивают глаза, нос,  рот, уши, волосы. Надевают платье. 

Получается кукла. Дети обыгрывают ее. 

Появляется Риторик.) 

Риторик: - Ну что, ребята, вам понравилось делать добрые дела? 

- А мне вы понравились,  понравилось как вы дружно  работали, помогали друг другу. (Индивидуальные  похвалы) 

- Путешествие закончилось,  но Сказка с вами не прощается,  она сама будет приходить к  вам в гости. А куклу возьмите себе на память. 

- Возьмитесь за  руки, закройте глаза. До свидания. Желаю удачи! 

  

Варианты других заданий по каждому методу представлены ниже.

Вид обучения 

Варианты заданий  

ТРИЗ 

Наиболее оправдана  работа с загадкой. Первая команда выполняет, например, задание “Поезд” - запомнить и выложить поезд из счетных палочек, вторая – выходит в раздевальную комнату и составляет загадку. В первом периоде работа ведется со значительной помощью педагога, затем дети становятся более самостоятельными. Сравнения предлагают все дети по очереди, формируется загадка. Каждый из членов команды запоминает и представляет только одну строчку-сравнение. Получается “Живая загадка”. 

Придумать по алгоритму  загадку об объекте по теме “Игрушки”, основа – слова действия и слова-предметы (часто дети интуитивно начинают пользоваться и “красивыми” словами – педагоги поощряют это). Затем дети вместе с педагогом придумывают 2-х словное предложение об отгадке и составляют его схему. Детские загадки:  

Прыгает, как зайчик, 

Катается, как колобок, 

Круглый, как яблоко, 

Разноцветный, как  радуга. (Мяч) 

Мнемотехника 

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 

1 этап: Рассматривание  таблицы и разбор того, что  на ней изображено.  

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 

3 этап: После перекодирования  осуществляется пересказ сказки  или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью  воспитателя, в старших – дети  должны уметь самостоятельно. 

Еще одна разновидность  мнемотехники – это коллаж. 

Коллаж – это  лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные  картинки, но связанные они все  между собой одной целью.  

Цель – коллажа  – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.  

Моделирование 

При работе над серией картин у детей формируется представление  об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение  произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Могут использоваться следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:  

Информация о работе Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста