Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, дипломная работа

Описание работы

В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме определения творчества
1.2 Анализ психологопедагогической литературы по проблеме развития творческих способностей
1.3 Дошкольный возраст сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка
1.4 Развитие качеств творческого мышления
1.5 Развитие творческого воображения
1.6 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.7 Нетрадиционные способы обучения рассказыванию
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.1 Определение уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказываниию
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ проблемы развития творческих способностей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Анализ проблемы развития творческих способностей детей  дошкольного возраста (диплом) 
 

  

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного  возраста

1.1 Анализ психологопедагогической  литературы по проблеме определения творчества

1.2 Анализ психологопедагогической  литературы по проблеме развития  творческих способностей 

1.3 Дошкольный возраст  сенситивный период для формирования  и проявления творческих способностей  ребенка 

1.4 Развитие качеств  творческого мышления

1.5 Развитие творческого  воображения 

1.6 Развитие связной  речи детей старшего дошкольного  возраста 

1.7 Нетрадиционные  способы обучения рассказыванию 

Выводы по главе 1

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по изучению уровня организации работы педагогов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы обучения рассказыванию

2.1 Определение уровня  развития творческих способностей  детей дошкольного возраста через  нетрадиционные формы обучения  рассказыванию

2.2 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы  по развитию творческих способностей  детей дошкольного возраста через  нетрадиционные формы обучения  рассказываниию 

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы 

  

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Путь познания, который  проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным  восприятием и осмыслением окружающей его действительности. 

Творческие способности  далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все  времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности  в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научнотехнического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.  

В «Концепции дошкольного  воспитания» указано, что «Период  от рождения до поступления в щколу  является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой “заделы” на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет “недобрано” здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно». Тем самым определяется социально-педагогическая актуальность изучения данной проблемы, т.к. развитие творческих способностей определяет становление активного, целенаправленного человека. 

Анализ научно-теоретических  источников показал, что особое внимание уделяется развитию творческого  потенциала, как центрального психического новообразования детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др. В частности, в исследованиях отечественных психологов и педагогов раскрыты возможности разных видов деятельности младшего школьника для развития его воображения: игровой (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, Д.В.Меджерицкая, Е.Е.Кравцова, Е.М.Гаспарова, Е.Зворыгина, Л.Яворончук), изобразительной (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Ю.А.Полуянов), музыкальной (Н.А.Ветлугина, Л.В.Школяр, Г.П.Новикова), конструктивной (Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, Г.В.Урадовских), двигательной (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк, Т.С.Яковлева, Е.А.Сагайдачная, коммуникативной (Е.О.Смирнова, В.Р.Мечкова). Выявлены пути формирования воображения в процессе активного восприятия детьми сказок и других литературных произведений (А.В.Запорожец, Л.П.Стрелкова, Л.Эльконинова, Б.Д.Эльконин, В.Т.Кудрявцев, Р.Чуднова, Т.И.Алиева), а также - их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической (этико-экологической) культуры (В.Т.Кудрявцев, Г.К.Уразалиева, Н.Н.Лебедева). таким образом, отмечаем, что исследований, посвященных данной проблеме достаточно, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях. 

Научно-методическая актуальность выбора данной темы обусловлена  наличием достаточного количества методик  по данной проблеме и их эффективным использованием в процессе организации образовательного пространства в МДОУ: модифицированные методики Торренса, Столярова, батарея методик В. Синельникова, В. Кудрявцева и др. позволяют диагностически точно определить наличие и уровень развития у дошкольников творческих способностей. 

Это положение и  определило тему нашей работы: «Развитие  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы обучения рассказыванию». 

Цель исследования: на основе опыта работы дать теоретическое и практическое обоснование процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности и предложить нетрадиционные методы и приемы обучения рассказыванию. 

Объект исследования: процесс развития творческих способностей с помощью рассказывания. 

Предмет исследования: нетрадиционные методы и приемы обучения рассказыванию. 

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование  нетрадиционных методов и приемов  в обучении рассказыванию детей  старшего дошкольного возраста обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию творческих способностей. 

В соответствии с  целью и гипотезой определены задачи исследования: 

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 

2. Уточнить и конкретизировать  понятия « творческие способности», «рассказывание». 

3. Подобрать и  экспериментально апробировать  систему приемов способствующих  развитию творческих способностей  в речевой деятельности на основе творческого рассказывания. 

В соответствии с  целью, задачами и гипотезой исследования использовались следующие научно практические методы исследования: теоретические: анализ литературных источников по теме исследования; эмпирические: наблюдения за детьми, беседы с родителями, воспитателями других групп, адаптация диагностических заданий, выявляющих знания детей (по лексике, грамматике). 

Этапы исследования (педагогический эксперимент): 

– Первый этап (май-сентябрь 2009г.) констатирующий: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цепи, гипотезы, задач, методики опытно-поисковой работы. 

– Второй этап (сентябрь 2009г. март 2010г.) формирующий: разработка и реализация нетрадиционных форм и методов работы с детьми. 

– Третий этап (апрель-май 2010г.) – обобщающий: включает в себя обработку и систематизацию материала, полученных результатов, оформление исследования. 

– Экспериментальная  база исследования: ЦРР МДОУ детский  сад № 155 «Дельфин» г. Челябинска. 

  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА 

  

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме определения  творчества  

  

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.  

Очевидно, что рассматриваемое  нами понятие тесным образом связано  с понятием «творчество», «творческая  деятельность». Под творческой деятельностью  мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.  

Таким образом, в  самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. 
 

Так как элемент  творчества может присутствовать в  любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. [6, c.109] 

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.  

Дело в том, что  мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических  связей между ними зависит как  от многообразия и интенсивности  работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным [13, c.22].  

Однако возможности  развития способностей, достигнув максимума  в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности  не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [17,c. 286287].  

Информация о работе Анализ проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста