Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и
качества работы;
3) контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и
опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
4) коррекция самостоятельной
Подчеркивая педагогическую
учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности
учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным
трудом и давать для него материал».
Таким образом, только
педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность
обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу студентов.
Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам
направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию,
формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления
студентов.
1.7. Функции, требования и
Одной из важных составных
частей учебного процесса
семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно
отнести такие:
— он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения
изучаемого;
— способствует приведению
— помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного
курса в целом;
— стимулирует сознательное и активное отношение к учебе, воспитывает
чувство ответственности за достигнутые результаты;
— помогает развитию памяти и мышления у студентов;
— вызывает необходимость в
работе с источниками,
учиться использовать полученные знания для практической деятельности;
— дает материал преподавателю
для совершенствования
методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.
Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возможность в известной
мере судить о постановке учебно-воспитательного процесса в данном высшем
учебном заведении.
Столь многообразные функции
требования к нему.
ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля
по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности
изложения.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную
оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и
индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это,
на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие
его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой
каждого студента.
СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и
разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение
вперед, поощрять старание.
По видам и формам контроль подразделяется на:
— текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие,
контрольная работа);
— промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен — если
он не единственный);
— итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный
экзамен, защита дипломной работы). По методике проведения контроль бывает:
— устным (методом устного опроса);
— письменным (путем письменных ответов);
— путем защиты разработанных рефератов;
— в виде деловой игры.
Таковы основные функции, виды, формы, методы контроля и требования,
предъявляемые к нему.
Правильная методика
большее
количество информации и самосовершенствоваться.
2. Современные основы
2.1. Современная система высшего экономического образования.
События последних лет в
преобразованию
вузовской системы в
широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по
профилю
учебных заведениях. Для страны это
породило не одну проблему.
Если исходить из устоявшегося
содержания университетского
то,
как обеспечить университетский
уровень экономической
появившихся
университетах, где есть или открылись
экономические факультеты?
Поскольку университетская подготовка предполагает соответствующий
кадровый потенциал преподавательского и научного персонала, постольку важно
выяснить – каким образом и в какие сроки возможно формирование такого
потенциала в новых университетах.
Фундаментальность экономического образования в университетах
обеспечивается, как правило, основательностью изучения экономической
теории. В этой связи следует ли считать университетской подготовку
экономистов в “прикладных” университетах, где упор делается на отраслевые
экономические дисциплины и по существу выпускаются специалисты узкого
профиля.
Международное сообщество
образования, включая экономическое. Если учитывать эти критерии, то каким
образом развивать международное сотрудничество в области экономического
образования; насколько следует учитывать наряду с американским и
европейским азиатский опыт в этой сфере.
Общегосударственное
образования в современных условиях не исключает применения рыночных
индикаторов для определения рейтинга университетов. Однако подобные
процедуры не должны носить конъюнктурный или рекламный характер в своей
основе.
2.2. Экономическое образование и
хозяйственная практика.
Во все времена существовала проблема взаимосвязи экономического
образования и хозяйственной практики. Эта проблема особенно обострилась в
Украине
в последние годы.
Что положить в основу
или решение реальных хозяйственных вопросов? Возможно ли сочетание того и
другого
в учебном процессе и каково должно быть
их оптимальное соотношение?
Системность экономического образования помогает всестороннему
восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость
хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися
закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей,
объективно повышает роль фундаментальной подготовки руководителей и
профессионалов разного уровня в иерархии управления государственных и
негосударственных
структур.
Всеобщность рыночных
обоснование любых действий в обществе. Это означает, что существует
своеобразная рыночная атмосфера формирования человека на всем
образовательном пути: семья – школа – университет – работа. Важно, чтобы
деформация рыночных преобразований в России не привела к деформации
экономического
образования.
2.3. Основы преподавания
Ключевым звеном экономического образования является освоение
экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на
хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность
экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и
рекомендаций
экономической теории.
Современная экономическая
Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук