Сущность процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Сущность процесса воспитания. Виды воспитания……………………….5
Вывод ………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

педогогика.docx

— 37.17 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОВО

Кафедра педагогики

Контрольная работа по дисциплине

«Педагогика»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

студент             

курса

№ зачет. книжки

 
   

Преподаватель:

Новожилова О.С.

Оценка: 

 

Дата:

 

Подпись:

 

 

 

 

Великий Новгород

2012

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..

3

Сущность процесса воспитания. Виды воспитания……………………….

5

Вывод ………………………………………………………………………...

17

Список литературы…………………………………………………………..

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы воспитания и  обучения неразрывно связаны, поскольку  данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного  влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации  процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с  целью объяснения их сущности.

 «Недостаточно, чтобы  воспитание только не портило  нас, — нужно, чтобы оно изменяло  нас к лучшему». М. Монтень.

  Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

 На протяжении исторического  развития педагогической мысли  вышеозначенный процесс находился  в фокусе внимания ученых и  практиков. Поэтому и в наше  время воспитание остается основной  категорией педагогики. Содержание  данного явления обновляется  по мере развития практического  опыта, педагогической науки и  ее ведущей доктрины. Общественная  практика передачи социального  опыта от старшего поколения  к младшему сложилась гораздо  раньше обозначающего ее термина.  Поэтому сущность воспитания  трактуется с различных точек  зрения. В любом случае в качестве  предмета воспитания рассматривается  человек, испытывающий соотвествующее  воздействие.

 Сущность воспитания  заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого: «чем  человек как человек может  и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является  одним из видов деятельности  по преобразованию человека или  группы людей. Это практико-преобразующая  деятельность, направленная на изменение  психического состояния, мировоззрения  и сознания, знания и способа  деятельности, личности и ценностных  ориентации воспитуемого. Свою специфику  воспитание обнаруживает в определении  цели и позиции воспитателя  по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает  единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

 Как показывает практика, функция воспитательного воздействия  может реализовываться разными  способами, на различных уровнях,  с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно  оказывать на себя воспитательное  влияние, управляя своим психологическим  состоянием, поведением и активностью.  В таком случае можно говорить  о самовоспитании. При этом от  позиции человека в отношении  себя (кем бы он хотел быть  в настоящем и стать в будущем)  зависит выбор воспитательной  цели и способов ее достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность процесса воспитания. Виды воспитания.

 

Структура воспитательного  процесса представляет собой взаимосвязь  основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также  достигнутых результатов.

 Воспитание является  многофакторным процессом. На  него оказывают влияние природная  среда, жизненный мир и иерархия  общественных ценностей; семья,  школа и вуз, детские и молодежные  организации; повседневная и профессиональная  деятельность, искусство и средства  массовой информации.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей  воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов  воспитания.

 Цели воспитания —  это ожидаемые изменения в  человеке (или группе людей), осуществленные  под воздействием специально  подготовленных и планомерно  проведенных воспитательных акций  и действий. Процесс формулировки  таких целей, как правило, аккумулирует  гуманистическое отношение воспитателя  (группы или всего общества) к  личности воспитуемого.

 В качестве критериев  оценки воспитанности человека  принимают:

 • «добро» как поведение  на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

 • «истину» как  руководство при оценке действий  и поступков;

 • «красоту» во  всех формах ее проявления  и созидания.

 Мера воспитанности  человека определяется следующими  критериями: широтой и высотой  восхождения человека к вышеозначенным  ценностям; степенью ориентации  в правилах, нормах, идеалах и  ценностях общества и мерой  руководства ими в поступках  и действиях, а также уровнем  приобретенных на их основе  личностных качеств.

 О воспитанности человека  можно судить по многочисленным  показателям: по облику, речи, манере  поведения в целом и характерным  отдельным поступкам, по ценностным  ориентациям, по отношению к  деятельности и стилю общения.

Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Таким  начинанием может стать, например, выполнение физического упражнения или решение  учебной задачи, восприятие художественного  произведения или уборка квартиры, преодоление страха или вредной  привычки.

 Успешность воспитательной  акции как единства воспитательной  цели-содержания (средств и способов  достижения цели) проявляется как  повышение степени автономной  активности воспитанника. Таким  образом, в совместно-распределенной  деятельности осуществляется переход  от позиции «на равных» к  позиции расширения прав воспитанника, передачи ему полномочий и  обязанностей. Начиная самостоятельную  деятельность, стремясь к самосовершенствованию,  воспитанник может рассчитывать  на помощь и поддержку воспитателя.

 Направление воспитания  определяется единством целей  и содержания.

 По этому признаку  выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое  воспитание. В наше время формируются  новые направления воспитательной  работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

 Умственное воспитание  ориентировано на развитие интеллектуальных  способностей человека, интереса  к познанию окружающего мира  и себя.

 Оно предполагает:

 • развитие силы  воли, памяти и мышления как  основных условий познавательного  и образовательного процессов;

 • формирование культуры  учебного и интеллектуального  труда;

 • стимулирование  интереса к работе с книгой  и новыми информационными технологиями;

 • а также развитие  личностных качеств — самостоятельности,  широты кругозора, способности  к творчеству.

 Задачи умственного  воспитания решаются средствами  обучения и образования, специальными  психологическими тренингами и  упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных  стран, викторинами и олимпиадами,  вовлечением в процесс творческого  поиска, исследования и эксперимента.

 Этика составляет теоретическую  основу нравственного воспитания.

 Задачи и содержание  нравственного воспитания молодого  поколения определяются посредством  этических требований общества. В письменной традиции человечества  основные постулаты нравственного  поведения человека были представлены  в Библии и Коране.

 В качестве основных  задач этического воспитания  выделяют:

 • накопление нравственного  опыта и знаний о правилах  общественного поведения (в семье,  на улице, в школе и других  общественных местах);

 • разумное использование  свободного времени и развитие  нравственных качеств личности, таких как внимательного и  заботливого отношения к людям;  честности, терпимости, скромности  и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности,  чувства долга и чести, уважения  человеческого достоинства, трудолюбия  и культуры труда, бережного  отношения к национальному достоянию. 

  В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов,

 Основными критериями  нравственного человека являются  его нравственные убеждения, моральные  принципы, ценностные ориентации, а  также поступки по отношению  к близким и незнакомым людям.

 В процессе нравственного  воспитания широко применяются  такие методы, как убеждение и  личный пример, совет, пожелание  и одобрительный отзыв, положительная  оценка действий и поступков,  общественное признание достижений  и достоинств человека. Также  целесообразно проведение этических  бесед и диспутов на примерах  художественных произведений и  практических ситуаций. Одновременно  спектр нравственного воспитания  предполагает как общественное  порицание, так и возможность  дисциплинарных и отсроченных  наказаний.

  Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

  Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

 • организацию совместного  труда воспитателя и воспитанника;

 • объяснение значимости  определенного вида труда на  пользу семьи, коллектива сотрудников  и всего предприятия, Отечества;

 • материальное и  моральное поощрение производительного  труда и проявления творчества;

 • знакомство с  трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

 • кружковые формы  организации труда по интересам  (технического творчества, моделирования,  театральной деятельности, кулинарии);

 • упражнения по  выработке трудовых навыков при  выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования  компьютером; различных ремонтных  работ; изготовления изделий из  дерева и металла);

 • творческие конкурсы  и соревнования, выставки творческих  работ и оценка их качества;

 • временные и постоянные  домашние поручения, дежурства  по классу в школе, выполнение  возложенных обязанностей в трудовых  бригадах;

 • систематическое  участие в общественно-полезном  труде, обучение технологиям и  приемам организации профессиональной  деятельности;

 • контроль за экономией  времени и электроэнергии, ресурсами;

 • учет и оценка  результатов труда (качества, сроков  и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие  творческого подхода);

 • специальная профессиональная  подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора,  библиотекаря, сантехника).

 Целью эстетического  воспитания является развитие  эстетического отношения к действительности.

 Эстетическое отношение  предполагает способность к эмоциональному  восприятию прекрасного. Оно может  проявляться не только по отношению  к природе или произведению  искусства. 

  Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».

Информация о работе Сущность процесса воспитания