Сущность процесса обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как “универсальное искусство обучения всех всему”, трактовал дидактику и Я. А. Коменский.

Содержание

1. Сущность процесса обучения как общедидактической категории, ее
значение для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.
2. Ведущие функции обучения, его структура.
3. Движущие силы процесса обучения.
4. Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками. Виды обучения.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 70.74 Кб (Скачать)

                           Содержание.                                 

1.     Сущность  процесса обучения как общедидактической категории, ее

значение для рациональной  организации учебно-воспитательного  процесса.

 

2.     Ведущие функции  обучения, его структура.

 

3.     Движущие  силы процесса обучения.

 

4.     Основные  этапы овладения знаниями, умениями  и навыками. Виды обучения.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность процесса  обучения как общедидактической категории, ее

значение для  рациональной  организации учебно-воспитательного  процесса.

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть

педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые,

насколько известно, это  слово появилось в сочинениях немецкого педагога

Вольфганга Ратке  (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения.

Аналогичным образом, как  “универсальное искусство обучения всех всему”,

трактовал дидактику и  Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.

Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории

воспитывающего обучения. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные

задачи дидактики –  разработка проблем: чему учить и  как учить; современная

наука интенсивно исследует  также проблемы: когда, где, кого и  зачем учить.

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого

способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы

обеспечить человеку такое  образование, нужно хорошо обучать  его, правильно

осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая  и непреходящая

задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных

знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать

материалистическое мировоззрение  и нравственно-эстетическую культуру. Говоря

иначе, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели

изучаемым материалом, т.е. содержанием  образования. Все это требует  глубокого

осмысления учителями  теоретических основ обучения и  выработки соответствующих

методических умений.

Но что же такое обучение как педагогический процесс? В чем состоит его сущность?

Когда раскрывают эти вопросы, то прежде всего отмечают, что этот процесс

характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нем выступает

обучающий (педагог), который  излагает программный материал и  руководит этим

процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает

характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что

протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между

обучающими и  обучающимися. Данную особенность обучения некоторые ученые

считают определяющей для  раскрытия его сущности.

Можно ли, однако, это определение  считать достаточно исчерпывающим и ясным?

Думается что нельзя. Дело в том, что хотя в процессе обучения действительно

имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, но основу и  суть этого

взаимодействия составляют организация учебно-позновательной деятельности

последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не

говорится. А ведь это  весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной

раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания  отдельным

учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к

овладению знаниями. Как  видим, взаимодействие есть, а стремление к овладению

знаниями у учащихся нет. В этом случае обучение, естественно  не происходит.

Нельзя не учитывать и  такую деталь. Взаимодействие, как  правило, предполагает

непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения

такие контакты не всегда имеют  место. Так, важным компонентом обучения является

выполнение учащимися  домашних заданий, однако вряд ли здесь  можно говорить о их

взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику

обучения составляет не столько  взаимодействие учителя  и учащихся, как таковое,

сколько умелая организация  и стимулирование учебно-познавательной деятельности

последних, в каких бы формах она не протекала. В таком случае более правильным

будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс

организации и  стимулирования активной учебно-позновательной деятельности

учащихся по овладению  научными знаниями, умениями и навыками, развитию

творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и

убеждений. Из этого определения следует, что, если педагогу не удается

возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той  или иной мере он

не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит. В  этом случае

учащийся может лишь формально  отсиживаться на занятиях .

Другое определение дается в учебнике Пидкасистого.  Обучение – это общение,

в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение

общественно-исторического  опыта, воспроизведение, овладение  той или другой

конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.

Воздействия преподавателя  стимулируют активность обучаемого, достигая при этом,

заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому  обучение можно

представить и как процесс  стимуляции внешней и внутренней активности ученика и

управление ею. Учитель  создает для активности обучающегося необходимые и

достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного

осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у

школьника знаний, навыков  и умений, процесс его личностного  развития происходит

только в результате его  собственной деятельности, которую  схематично можно

представить так:

                     Структура деятельности человека                     

                               

    

               
           
               
 

 

СРЕДСТВА (идеальные и  материальные)


         
   

         
       
             

 

    

 
 


 

Обучение, как категория  педагогической науки, и процесс  обучения, или как его

еще называют – дидактический  процесс – понятия не тождественные, не синонимы.

Процесс – это смена  состояния системы обучения как  целостного педагогического

явления, как фрагмента, как  акта педагогической деятельности. Его  можно

представить следующей формулой, предложенной В.П. Беспалько:

                                 ДП=М + Аф + Ау,                                

Где ДП – дидактический  процесс, М – мотивация учащихся к учению; Аф –

алгоритм функционирования (учебно-познавательная деятельность ученика); Ау –

алгоритм управления (деятельность учителя по управлению учением).

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический  характер,

и важнейшим, главным показателем  развития циклов учебного процесса являются

ближайшие дидактические  цели педагогического труда, которые  группируются

вокруг двух основных целей:

-         образовательная – чтобы все учащиеся овладели основами

наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои

духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки  трудовых и

профессиональных навыков;

-         воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика

высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим

мировоззрением, гуманистической  направленностью, творчески активной и социально

зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной  школы таково, что первая

соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования – вырастить

человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать

свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов

учебного процесса выступают  средства обучения и его результативность как

целостной динамической (деятельностной) системы.

           

2.     Ведущие  функции обучения, его структура.

           

Философия определяет функции  как внешние проявления свойств  какого-либо

объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения

являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления  о нем и

позволяет сделать его  более эффективным. Понятие “функция”  близко к понятию

“задача обучения”. Функции  обучения характеризуют сущность процесса обучения,

тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Дидактика выделяет три функции  процесса обучения: образовательную,

развивающую и  воспитательную.

     Образовательная  функция состоит в том, что процесс обучения направлен

прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой

деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в

памяти и воспроизведение  фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются

полнотой, системностью, осознанностью  действенностью. Это значит, что  в

процессе обучения ученики  получают необходимые фундаментальные  сведения по

основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе,

упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и  структуру своих

знаний и умений ими  оперировать в учебных и практических  ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях  ученика и

что, следовательно, образование  состоит не столько в формировании

“абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для

получения новых знаний и  решения жизненных задач. Поэтому  образовательная

функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на

формирование умений и  навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо

понимать владение способом деятельности, способность применять  знание. Это

как бы знание в действии. Специальные умения относятся к  способам

деятельности в отдельных  отраслях науки, учебного предмета (например, работа

с картой, лабораторная научная  работа). К общим умениям и навыкам  относятся

владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение,

работа с книгой, реферирование  и пр.

Анализ образовательной  функции обучения естественно ведет  к выделению и

описанию тесно связанной  с ней развивающей функции.

     Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения,

усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех

направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности,

эмоционально-волевой и  потребностно-мотивационной области. Развивающая функция

обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития –

один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной

психологической школой и  педагогическими исследования установлено, что обучение

выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших  законов

психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за

собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается  благодаря, в

Информация о работе Сущность процесса обучения