Сущность процессса обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Целью проводимого мною исследования является проведение наблюдения за активностью учащихся в течение 45 минут урока, вычеркивание кривой активности, дать анализ результатов.
Задачи исследования:
Изучить литературу

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.07 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ.

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 Омский Государственный Педагогический  Университет.

 

Исторический факультет.

 

 

Исследовательское задание по педагогике.

Тема: «Сущность процесса обучения»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 24 группы

Бекетова  Аина

Проверил:

К.п.н., доцент Волох Т.С.

 

 

Омск 2011

Введение

 

Для выполнения исследовательского задания  я посетила МОУ «СОШ №11» Омской области. Исследование проводилось в 7 классе, количество учащихся в котором-20 человек.

 

Целью проводимого мною исследования является проведение наблюдения за активностью учащихся в течение 45 минут урока, вычеркивание кривой активности, дать анализ результатов.

Задачи  исследования:

  • Изучить литературу
  • На основе изученной литературы определить сущность познавательной активности учащихся и факторы, определяющие  активность  школьников уроке;
  • На основу наблюдения на уроках выявить уровень активности,  проанализировать причины ее повышения и снижения.
  • Вычертить кривую активности, дать анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Познавательная активность учащихся.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Существуют уровни познавательной активности:

  1. Воспроизводящая активность
  2. Интерпретирующая активность
  3. Творческая активность

         В структуре активности выделяются следующие компоненты:

• готовность выполнять учебные  задания;

• стремление к самостоятельной  деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень  и другие.

С активностью непосредственно  сопрягается еще одна важная сторона  мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления  самим учащимся без помощи взрослых и учителей.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств  обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях  стимулируют активность и самостоятельность  учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

·        отстаивать свое мнение;

·        принимать  участие в дискуссиях и обсуждениях;

·        ставить вопросы  своим товарищам и учителям;

·        рецензировать  ответы товарищей;

·        оценивать  ответы и письменные работы товарищей;

·        заниматься обучением отстающих;

·        объяснять  более слабым учащимся непонятные места;

·        самостоятельно выбирать посильное задание;

·        находить несколько  вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

·        создавать  ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

·        решать познавательные задачи путем комплексного применения

известных им способов решения.

Можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

 

 

 

Факторы познавательной активности.

Фактор  - причина, движущая сила какого-либо процесса.

В числе основных факторов, побуждающих  учащихся к активности, можно назвать  следующие:

  • Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

 

  • Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

 

 

  • Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений.

 

  • Игровой характер про ведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный  подход к занятиям, а не однообразный подход это, прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти на уроки.

Эмоциональное воздействие вышеназванных  факторов на учащихся оказывает и  игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное  воздействие также существует, как  самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание  активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Школа № 11    класс 10 предмет  Литература      

Ф.И.О. учителя  Семёнова Лариса Солтовна     

Тема урока  А.С Пушкин «Евгений Онегин»    

 

 

 

Минуты урока

Кол-во неработающих уч-ся

Содержание урока

Замечания

5

20

Объявление темы урока, ознакомление учащихся с целями и задачами.

Опоздание на урок

10

17

Биография автора

-

15

14

Выразительное чтение текста по ролям

-

20

11

Обсуждение главных героев романа

Краткая характеристика

25

7

Беседа по тексту.

Выкрикивание, не все учащиеся слушали одноклассника

30

10

Рассказ краткого содержания

-

35

15

Работа с иллюстрациями  к роману “Евгений Онегин”.

-

40

16

Обобщение выводов.

Подведение итогов.

Домашнее задание

-


 

 

 

 

Минуты    урока

5

10

15

20

25

30

35

40

Кол-во активно работающих

0

3

6

9

13

10

5

4


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Активность учащихся, прежде всего, зависит от:

  • Содержания урока;
  • Личности и мастерства учителя;
  • Компетентности учителя и его ораторских способностей;
  • Познавательного интереса школьника;
  • Формы и методы организации урока;
  • Времени проведения урока;
  • Настроения и состояния здоровья ученика.

 

В ходе наблюдения за активностью  учащихся, можно определить готовность ученика к уроку, его самостоятельную  подготовку и знания данной темы.

Я наблюдала за средней активностью  учащихся 9 класса, не все смогли высказать  свое мнение, не каждый вел активную беседу.

Преподаватель пытался каждого  выслушать и всем дать свое слово.

Так же было много воображений, вопросов по данной теме. В основном большинству  понравилась тема урока и ее обсуждение.

И по данным таблицы и графика, заметно  как скачет количество работающих и  неработающих школьников на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986.
  2. Сорокин Н.А. Дидактика. – М., 1974. – Гл.5, с. 132.
  3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1 Введение.

2 Теоретическая  часть

3 Практическая  часть

4 Выводы

5 Список  литературы


Информация о работе Сущность процессса обучения