Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
В связи с вышеизложенным, при изучении большинства тем учебных дисциплин по всем специальностям полезно использовать стандартные проблемные и рисковые ситуации и задачи такого рода.
При закреплении теоретического материала возможно использование таких форм АМО, как «пресс-конференция», «дискуссия», «аквариум», «сэндвич», «групповая мозаика» и др. Студенты пишут финансово-экономические диктанты, составляют кроссворды, опорные конспекты, проектируют модели по изучаемой теме.
На «пресс-конференцию»
на занятии уходит 15-20 минут, это, по
существу, взаимоконтроль студентов. На
одном занятии половина группы задает
вопросы (оцениваются не только ответы,
но и грамотность, глубина, количество
заданных вопросов, аналитические способности,
инновационный
Для разнообразия форм контроля и закрепления знаний студентов по некоторым темам, где трудно использовать практические задачи и ситуации (например, по таким темам, как «Основные принципы и методы управления», «Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета», «Планирование», «Предмет, метод и задачи дисциплины» и др.), студенты пишут финансово-экономические диктанты, составляют тесты, опорные конспекты и кроссворды, отвечают на тестовые задания, проектируют модели.
Финансово-экономический диктант, тесты промежуточного контроля знаний включают, как правило, 5-10 вопросов (зависит от темы, от наличия времени на занятии, от состава аудитории, качества знаний обучающихся). На него уходит 5-10 минут. Пишут диктант обучающиеся в тетради для самостоятельных работ. Конспекты могут быть собраны.
Для написания диктанта требуется подготовка к занятию, выбор узловых моментов темы, что позволяет обучающимся лучше усвоить и закрепить изучаемый материал.
Кроме того, почти на каждом занятии студентам во время повторения и закрепления пройденного и нового материала предлагаются карточки для анализа конкретных ситуаций с проблемными вопросами в зависимости от темы конкретной дисциплины, требующими научно-исследовательского творческого осмысления того, что происходит в стране, области, городе, на предприятиях; какое место отводится им, сейчас студентам, а в скором будущем менеджерам; какие требования предъявляются к знаниям в условиях рыночной экономики и т.д. (например, темы «Управление качеством продукции, работ, услуг», «Управление кадрами», «Статистика качества», «Статистика трудовых ресурсов и заработной платы » и др.).
Ответы студентов, как правило, оказываются верными, в целом, в разрезе народного хозяйства, предприятий, подразделений, но когда дело доходит до разбора конкретных аналогичных ситуаций применительно к учебному процессу, то выясняется следующее:
- часть студентов никак не хочет согласиться с тем, что просвещение - тоже отрасль народного хозяйства, и все, что происходит в стране, имеет прямое отношение и к просвещению, к преподавателям и студентам;
- анализируя
конкретные ситуации по
- или при
разборе тем о коммерческом
хозрасчете, об организации подразделений
предприятия все студенты
Ответы по
карточкам и решение
На каждое
занятие готовится или
Практически
по любой теме финансово-экономических
дисциплин можно давать задания,
составлять тесты, кроссворды с использованием
максимального числа финансово-
Решаются они или на занятии, вместо традиционного беглого фронтального опроса или во время перерыва, когда помещаются в витрину экономического бюллетеня.
При изучении
финансово-экономических
На занятиях
постоянно рассматривается
При этом студенты
пытаются определить стратегические цели,
круг задач и показателей, которые
могли бы заинтересовать коллективы,
менеджеров различных уровней управления
в повышении эффективности
При непосредственном
участии студентов выясняется роль
и значение нормативов затрат различных
ресурсов на единицу продукции, а
также объективная
Очень много о проблемах предприятий в условиях рыночной экономики говорится при изучении тем, связанных с коммерческим хозрасчетом, прибылью, рентабельностью, себестоимостью, анализом рисков и др.
С целью углубления знаний, выработки навыков самостоятельной работы с литературой, воспитания способности анализировать и делать выводы, студентам поручается подготовка рефератов, выступлений. Эти сообщения студенты делают как в учебное время, так и в неурочное время (конференции, встречи «за круглым столом», классные часы, открытые занятия). При этом широко используются конкретные примеры из практики финансово-хозяйственной деятельности предприятий города, области, Республики, а также последние постановления Президента и правительства Республики Казахстан.
4. Большая
роль в финансово-
Исследование
вопроса показало, что у части
студентов пока их знания не превратились
в убеждения, в социально-экономические
качества личности и нормы повседневного
поведения, т.е. у них пока отсутствует
экономическая и политическая культура
(сочетание финансово-
Таким образом, проблема повышения эффективности экономического образования и нравственного экономического воспитания требует дальнейшего изучения и детализации с учетом требований времени и перехода на проблемно - и проектно-ориентированные инновационные технологии обучения при использовании активных методов обучения и организованной самостоятельной работы, а сегодня проведению занятий мешает:
- инертность студентов;
- однообразие методов обучения;
- отрыв теории от реальной жизни.
Предложенные проблемно - и проектно-ориентированные инновационные технологии обучения при использовании активных методов финансово-экономического и нравственного обучения и воспитания и выявленных недостатков, безусловно, не единственно возможные.
Только творческий
подход, с нашей точки зрения,
к их выбору, соответствующий содержанию,
особенностям конкретных условий и
целей, обеспечит успех подготовки
квалифицированных финансистов, экономистов,
менеджеров, будет активно способствовать
формированию нового типа экономического
мышления, инициативности и предприимчивости,
повышению ответственности, творческому
поиску путей, ведущих к наилучшему
конечному
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Г.С. Философия образования. - Москва: Образование, 2001. – 21 с.
2. Лобок
А. Проект стандарта утвержден.
По дисциплине «Методика преподавания экономики»
На тему: «Сущность процесса обучения и особенности преподавания
экономических наук».
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность
и содержание методики
1.3. Предмет методики.
6
1.4.
Сущность и место в учебном
процессе лекции.
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6.
Сущность и место в учебном
процессе самостоятельной
15
1.7.
Функции, требования и
Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук