Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

Содержание

Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24

Заключение
27

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Воспитательная функция экономического образования.docx

— 85.19 Кб (Скачать)

В связи  с вышеизложенным, при изучении большинства  тем учебных дисциплин по всем специальностям полезно использовать стандартные проблемные и рисковые ситуации и задачи такого рода.

При закреплении  теоретического материала возможно использование таких форм АМО, как  «пресс-конференция», «дискуссия», «аквариум», «сэндвич», «групповая мозаика» и др. Студенты пишут финансово-экономические  диктанты, составляют кроссворды, опорные  конспекты, проектируют модели по изучаемой  теме.

На «пресс-конференцию» на занятии уходит 15-20 минут, это, по существу, взаимоконтроль студентов. На одном занятии половина группы задает вопросы (оцениваются не только ответы, но и грамотность, глубина, количество заданных вопросов, аналитические способности, инновационный исследовательский  характер работы над вопросами, над  их постановкой и формулировкой). Дается пять минут на подготовку вопросов и просмотр конспектов, раздаточного материала, учебно-методических рекомендаций, инструкций на психологический, поисковый, прогностический, исследовательский  настрой. Затем тетради с конспектами  лекций, учебники собираются. Начинается «пресс-конференция». Ответы дополняются, комментируются студентами и преподавателем, что также оценивается. Оценки выставляются с участием группы, комментируются достоинства и недостатки ответов. Достоинства такой формы опроса очевидны: объективность оценок и  закрепление материала, исследовательский  характер работы на занятии. На следующем  занятии подгруппы меняются местами.

Для разнообразия форм контроля и закрепления знаний студентов по некоторым темам, где  трудно использовать практические задачи и ситуации (например, по таким темам, как «Основные принципы и методы управления», «Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета», «Планирование», «Предмет, метод и задачи дисциплины»  и др.), студенты пишут финансово-экономические  диктанты, составляют тесты, опорные  конспекты и кроссворды, отвечают на тестовые задания, проектируют модели.

Финансово-экономический  диктант, тесты промежуточного контроля знаний включают, как правило, 5-10 вопросов (зависит от темы, от наличия времени  на занятии, от состава аудитории, качества знаний обучающихся). На него уходит 5-10 минут. Пишут диктант обучающиеся в тетради для самостоятельных работ. Конспекты могут быть собраны.

Для написания  диктанта требуется подготовка к  занятию, выбор узловых моментов темы, что позволяет обучающимся лучше усвоить и закрепить изучаемый материал.

Кроме того, почти на каждом занятии студентам  во время повторения и закрепления  пройденного и нового материала  предлагаются карточки для анализа  конкретных ситуаций с проблемными  вопросами в зависимости от темы конкретной дисциплины, требующими научно-исследовательского творческого осмысления того, что  происходит в стране, области, городе, на предприятиях; какое место отводится им, сейчас студентам, а в скором будущем менеджерам; какие требования предъявляются к знаниям в условиях рыночной экономики и т.д. (например, темы «Управление качеством продукции, работ, услуг», «Управление кадрами», «Статистика качества», «Статистика трудовых ресурсов и заработной платы » и др.).

Ответы студентов, как правило, оказываются верными, в целом, в разрезе народного  хозяйства, предприятий, подразделений, но когда дело доходит до разбора  конкретных аналогичных ситуаций применительно  к учебному процессу, то выясняется следующее:

- часть студентов никак не хочет согласиться с тем, что просвещение - тоже отрасль народного хозяйства, и все, что происходит в стране, имеет прямое отношение и к просвещению, к преподавателям и студентам;

- анализируя  конкретные ситуации по качеству  продукции, студенты единогласно  соглашаются, что надо сделать  все, чтобы на производстве  не могли выпускать плохую  продукцию и т.д., а когда касаемся  вопроса, почему плохо учатся  отдельные студенты, то они, заявляют, что разве можно сравнивать  двойки на занятиях и качество  продукции на производстве, вот  когда они будут на производстве, тогда и будут работать, как  надо, а всё, чему их учат, неизвестно, кому это надо и пр.;

- или при  разборе тем о коммерческом  хозрасчете, об организации подразделений  предприятия все студенты очень  грамотно отвечают, что можно  и нужно сделать с нерадивыми  работниками, но как дело доходит  до разбора нерадивых студентов,  то студенты опять же могут  отвечать верно, принимать группами  верные для производства решения,  но дальше этого, как правило,  дело не идет.

Ответы по карточкам и решение практических задач широко используются при изучении таких тем, как «Основные фонды», «Труд и заработная плата», «Учет  основных средств», «Управление основными  фондами», «Оборотные фонды», «Учет  оборотных средств», «Управление  оборотными средствами» и др. по дисциплинам «Экономика предприятия», «Организация и планирование производства», «Бухгалтерский учет», «Управленческий  учет», «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент» «Организация производства и менеджмент» и т.д.

На каждое занятие готовится или раздаточный  материал, или карточки опроса, задачи, или проблемные ситуации и вопросы, способствующие лучшему усвоению материала, повышению качества обучения и образования.

Практически по любой теме финансово-экономических  дисциплин можно давать задания, составлять тесты, кроссворды с использованием максимального числа финансово-экономических  категорий по темам. В этом случае, учитывается количество используемых финансово-экономических категорий  по теме (от 5-10 и больше), грамотность  постановки вопросов, раскрывающих суть темы, что также способствует лучшему  усвоению и закреплению теоретического материала, студенты приобретают навыки написания вопросов, раскрывающих суть финансово-экономических категорий  и понятий, включенных в кроссворд, тест, лучше могут овладеть финансово-экономической  терминологией, знаниями.

Решаются  они или на занятии, вместо традиционного  беглого фронтального опроса или  во время перерыва, когда помещаются в витрину экономического бюллетеня.

При изучении финансово-экономических дисциплин  необходимо добиваться логической последовательности, использовать междисциплинарные проблемно- и проектно-ориентированные инновационные технологии обучения, активные методы обучения и организованную самостоятельную работу, стройность при изложении учебного материала, преемственность тем, что находит свое отражение в календарно-тематических планах и в изучении междисциплинарных связей.

На занятиях постоянно рассматривается социально-экономическая  сущность и объективная обусловленность  работы отечественных предприятий  в условиях риска, предполагающая расширение прав хозяйствующих субъектов в  их производственно-финансовой деятельности при одновременном повышении  ответственности за результаты хозяйствования.

При этом студенты пытаются определить стратегические цели, круг задач и показателей, которые  могли бы заинтересовать коллективы, менеджеров различных уровней управления в повышении эффективности хозяйствования, их финансовой устойчивости в целях  решения проблемы экономического выживания.

При непосредственном участии студентов выясняется роль и значение нормативов затрат различных  ресурсов на единицу продукции, а  также объективная необходимость  перехода на экономические и социально-психологические  методы управления в целях повышения  эффективности хозяйствования и  решения проблемы экономического выживания  в условиях рыночной экономики.

Очень много  о проблемах предприятий в  условиях рыночной экономики говорится  при изучении тем, связанных с  коммерческим хозрасчетом, прибылью, рентабельностью, себестоимостью, анализом рисков и  др.

С целью  углубления знаний, выработки навыков  самостоятельной работы с литературой, воспитания способности анализировать  и делать выводы, студентам поручается подготовка рефератов, выступлений. Эти  сообщения студенты делают как в  учебное время, так и в неурочное  время (конференции, встречи «за  круглым столом», классные часы, открытые занятия). При этом широко используются конкретные примеры из практики финансово-хозяйственной  деятельности предприятий города, области, Республики, а также последние  постановления Президента и правительства  Республики Казахстан.

4. Большая  роль в финансово-экономическом  образовании и воспитании принадлежит  дипломным, курсовым, контрольным  работам, сквозным практическим  примерам, где у студентов есть  возможность на практике применять  полученные знания, реализовать  инновационную составляющую получения,  закрепления знаний.

Исследование  вопроса показало, что у части  студентов пока их знания не превратились в убеждения, в социально-экономические  качества личности и нормы повседневного  поведения, т.е. у них пока отсутствует  экономическая и политическая культура (сочетание финансово-экономических  знаний и практических инновационно-активных действий).

Таким образом, проблема повышения эффективности  экономического образования и нравственного  экономического воспитания требует  дальнейшего изучения и детализации  с учетом требований времени и  перехода на проблемно - и проектно-ориентированные  инновационные технологии обучения при использовании активных методов обучения и организованной самостоятельной работы, а сегодня проведению занятий мешает:

- инертность  студентов;

- однообразие  методов обучения;

- отрыв теории  от реальной жизни.

Предложенные  проблемно - и проектно-ориентированные  инновационные технологии обучения при использовании активных методов  финансово-экономического и нравственного  обучения и воспитания и выявленных недостатков, безусловно, не единственно  возможные.

Только творческий подход, с нашей точки зрения, к их выбору, соответствующий содержанию, особенностям конкретных условий и  целей, обеспечит успех подготовки квалифицированных финансистов, экономистов, менеджеров, будет активно способствовать формированию нового типа экономического мышления, инициативности и предприимчивости, повышению ответственности, творческому  поиску путей, ведущих к наилучшему конечному народнохозяйственному  результату при наименьших затратах - решению проблемы экономического выживания в условиях рыночной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский Г.С. Философия образования. - Москва: Образование, 2001. – 21 с.

2. Лобок  А. Проект стандарта утвержден... самое время начинать думать. Москва: 1 сентября, 2004. – 23 с

По  дисциплине «Методика преподавания экономики»

       На тему: «Сущность процесса обучения  и особенности преподавания

                            экономических наук». 
 
 

                                         Выполнил: 
 

                                         Студент  группы  43 

                                         Цырульников А. И. 

                                         Научный руководитель:

                                         Доцент Гужва Г. А. 
 
 

                                 Симферополь

                                    2000

                                 Оглавление.

Введение.

                           2

1.Основы  методики преподавания.

       3

     1. Методика обучения: потенциал преподавателя  и студента.  -

1.2.Сущность  и содержание методики преподавания.                     4

1.3. Предмет методики.

                  6

1.4. Сущность и  место в учебном  процессе лекции.                        9

1.5.Сущность  и место в учебном процессе  практических занятий.12

1.6. Сущность и  место в учебном  процессе самостоятельной работы  студентов. 

                 15

1.7. Функции, требования и основные  формы контроля в учебном процессе. 

Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук