Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
Но как бы ни рознились
общие для них требования.
1 Лекция должна быть
2 Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и
удачного учебника.
3 Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и
рецептов
4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.
5 Лекция должна быть яркой и убедительной.
Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного
процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.
Таким образом, можно сделать
является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его
содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на
самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы
студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на
основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную
информацию
и на ее основании сделать определенные
выводы.
1.5. Сущность и место в учебном
процессе практических занятий.
Термин семинар имеет своим корнем древнее выражение «Seminarium» —
рассадник знаний.
Специфику и место семинара как формы в системе учебного процесса можно
определить такими обстоятельствами:
во-первых, на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3
до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;
во-вторых, из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее
благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории,
выработки самостоятельного творческого мышления у студентов;
— в третьих, семинары — это та учебная форма, с которой начинается
педагогическая деятельность молодых преподавателей;
- в-четвертых, успех семинара зависит не только и не столько от
преподавателей, сколько от студентов.
Исходя из этого, вопрос о функциях семинара, практического занятия и
даже об их субординации и сегодня является дискуссионной проблемой для
педагогов, методистов и психологов.
Нам представляется, что основные функции семинара (в порядке
приоритетности) могут быть обозначены так.
1. Учебно-познавательная функция — закрепление, расширение, углубление
знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
2. Обучающая функция — школа
публичного выступления,
отбора и обобщения информации.
3. Побудительная функция — побуждение на основе анализа состояния
подготовки к более активной и целеустремленной работе.
4. Воспитывающая функция — формирование мировоззрения и убеждений,
воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
5. Контролирующая функция —
самостоятельной работы студентов. Скажем откровенно, многие педагоги и
методисты
именно эту функцию считают
Исключительно многообразны
занятий. В ряде работ по методике их выделяют до 15. Рассмотрим наиболее
распространенные.
Контрольно-обучающий семинар
осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы.
Главная цель — максимальный охват обучаемых контролем.
Обучающий семинар — это семинар, на котором в центре внимания
самостоятельные выступления студентов, расширяющие и дополняющие лекционный
материал. При этом темы для выступлений могут быть розданы и распределены
заранее — «фиксированные выступления». Это лишь усилит информативность
семинара и повысит его теоретический уровень.
Творческий семинар — это семинар, максимально обеспечивающий
творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-
конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
Наконец, практическое занятие. Оно может проводиться по изучению
конкретного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с
помощью персонального компьютера, экскурсии или встречи с учеными,
практиками, преподавателями и студентами других вузов.
Хотелось бы в заключении вопроса подчеркнуть, что каждая из
перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой
из них сопряжено с определенными трудностями.
Успех и эффективность любой из форм семинара достигается только
упорной и тщательной подготовкой. Поэтому подготовка к семинару включает в
себя как подготовку преподавателя, так и подготовку слушателей.
Подготовка преподавателя объединяет теоретическую и методическую
области. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить
план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции
(если
он их не читает), отработать
для себя лично наиболее
моменты темы.
С точки зрения методической он обязан тщательно разобраться как с
общей методикой проведения семинаров, так и с методическими особенностями
предстоящего. Кроме того, на ею «совести» лежит не только доведение плана
семинара до обучаемых, но и выдача им таких методических рекомендаций,
которые обеспечат и эффективность, и качество занятия.
Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с
темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенности,
сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем
студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к
преподавателю.
Таким образом, практическое
самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной
обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.
В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней
подготовке.
1.6. Сущность и место в учебном
процессе самостоятельной
Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности
характеризует:
Во-первых, он связан со всеми
формами планового учебного
Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию
методических приемов.
В-третьих, руководство самостоятельной работой требует от
преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и
организаторских качеств.
Сложность руководства и
объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются
— частая смена экономических приоритетов;
— отсутствие современных стабильных учебников и пособий по
экономическим наукам;
— слабость фонда библиотек по проблемам экономики;
- специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
— отсутствие единства в
самостоятельной работе.
В частности, нет законодательно установленных нормативов по
самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы
сложились.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются:
конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы
и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к
зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и
дипломных работ.
Роль преподавателя в
включает в себя:
1) обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических,
семинарских занятий, на консультациях;
2) управление самостоятельной
Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук