Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

Содержание

Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24

Заключение
27

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Воспитательная функция экономического образования.docx

— 85.19 Кб (Скачать)

Программа ускорения социально-экономического развития страны «Казахстан 2030» поставила  огромные задачи политического преобразования экономики. Поэтому так актуально  сформировать новое экономическое  мышление и сознание, другие навыки, привычки, нормы экономического поведения, соответствующие новым требованиям  времени, условиям рыночной экономики. А современное экономическое  мышление характеризуется стремлением  обойти экономические законы, приспособиться к недостаткам хозяйственного механизма. Сегодня без знания основ экономики, менеджмента, без умения экономически грамотно мыслить и действовать  не может быть современного специалиста  и работника.

Важнейшая специфическая задача экономического образования – раскрытие содержания экономических понятий, категорий, законов.

Задача нравственного  экономического воспитания – на основе экономического образования – развитие чувства хозяина, социальной и трудовой активности, общечеловеческих норм поведения  и моральных ценностей, приобретение знаний, умений и навыков экономического выживания в условиях рыночной экономики.

Под социальной и трудовой активностью подразумевается  такое поведение человека, которое  диктуется его высокой гражданственностью и эффективными действиями в любой  обстановке в интересах и на благо  своего коллектива, всего народа в  полном согласии с политическими, нравственными  и экономическими установками и  нормами общества.

Экономическое воспитание предполагает выработку  у людей заинтересованного подхода  к делу, умение не просто экономически мыслить, а мыслить по государственному, давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению, техническому нововведению, своему личному  труду и т.п.

В условиях перехода к рыночной экономике, перевода экономики на рельсы интенсификации и ускорения НТП, мы должны готовить специалиста, обладающего высокой  нравственностью, умеющего дисциплинированно  и добросовестно работать в коллективе, чтобы обеспечить основную стратегию  бизнеса: соответствие плановых и фактических  показателей.

К сожалению, сейчас даже у активной части молодёжи нет стремления выделиться экономическими знаниями, хотя экономические специальности и являются престижными. А сегодня, как никогда, важно, чтобы произошло не только осознание экономических знаний, но и их превращение в убеждение, мировоззрение, в жизненную позицию человека, т.е. должно быть обеспечено единство экономического образования и экономически нравственного воспитания.

Такого единства можно достигнуть, по мнению ведущих  специалистов, путём единства теории и практики; единства слова и дела; соединения обучения с высокоорганизованным производительным управленческим трудом.

Достижение  этих задач для обеспечения единства экономического образования и экономически нравственного воспитания и поставлено в основу всей экономической и  воспитательной работы, как на занятиях блока финансово-экономических дисциплин, так и во внеклассной работе:

1. В основу  всей работы, учебной и воспитательной, на занятиях и вне класса, положено  изучение трудов классиков экономических  учений, правительственных документов, учебно-методической литературы, статистических  материалов. Вся работа ведётся  в соответствии с главной экономической  стратегией Республики Казахстан,  ускорением, перестройкой хозяйственного  механизма, и все теоретические  и производственные вопросы привязываются  к ней. При этом широко используются  материалы центральных, республиканских,  областных и городских газет,  различные отраслевые периодические  журналы, переводная литература.

Несмотря  на то, что на занятиях и во внеурочное время ведутся беседы об экономике, о курсе экономики Республики Казахстан на её интенсификацию, о  хозяйственных задачах нашей  страны, студенты знают экономические  проблемы своего народа, области, базового предприятия, но относятся к этим проблемам равнодушно, считая, что  это не их дело.

Их не радуют достижения, и все меньше возмущают  негативные факты, т.е. произошло то, чего больше всего боялись политики и руководители: у руководства  всех уровней управления частично потеряно доверия масс.

2. Большую  роль в преодолении этих недостатков  и достижении вышеуказанных задач  образования и воспитания играет  укрепление связи вуза с жизнью, приобщение студентов к заботам  трудовых коллективов.

Это решается путём углубления и расширения контактов  с производственными коллективами:

- по спецпредметам организуются экскурсии на рудники, на фабрики, заводы, банки; выдаются практические курсовые и дипломные проекты; производственную практику студенты проходят на базовых предприятиях, рудниках, фабриках;

- путём приобщения  к общественно-полезному производительному  труду во время каникул (отрабатывают  на предприятиях города, участвуют  в ремонте вуза и общежития,  в стройотряде и др.);

- ознакомления  с задачами социального развития  своего города, области, всей страны, и внесения посильного вклада  в их решение (на занятиях, на  внеклассных мероприятиях, при участии  в кружках, при участии в  КДМ; при подготовке и написании  докладов, на конференциях и кураторских  часах);

- участия  в общественно-политических акциях, субботниках и воскресниках, митингах, линейках; путем заботы об охране  окружающей среды и благоустройстве  (студенты участвуют в благоустройстве  города, проектируют в курсовых  и дипломных проектах мероприятия  по охране окружающей среды  и определяют затраты на эти  цели) и др.

Эти и многие другие практические дела студентов, умело  организованные, приносят не только материальный результат, но и имеют большое  воспитательное значение, обеспечивая  инновационный тип образования.

В процессе производительного труда у обучающихся формируются:

- открытость  новому;

- нацеленность  на подготовленность к действиям  в непредсказуемых стремительно  меняющихся условиях;

- заинтересованность  в конечном результате работы;

- инициатива, ответственность;

- опыт и  навыки практической работы; умение  доводить начатое дело до конца;

- умение  избрать оптимальный путь к  достижению поставленной цели  и принимать эффективные управленческие  решения;

- дисциплина; организованность и другие важные  качества, присущие современному  менеджеру – хозяину.

3. Контингент  студентов, их психологический  настрой, что экономика не важна,  вынуждают постоянно находиться  в поиске таких форм и методов  обучения, которые соответствовали  бы требованиям времени и составу  аудитории - использовать инновационные  междисциплинарные, проблемно- и проектно-ориентированных технологии, активные методы обучения, организованной самостоятельной работы.

Такими формами  являются:

- деловые  игры; проблемные ситуации;

- практические  задачи и практикумы;

- экономические  диктанты и кроссворды;

- карточки-задания  для опроса;

- раздаточный  материал;

- доклады  и рефераты;

- опорные  конспекты - модели управления  средствами или источниками;

- средств,  как результат системного анализа  и ИСО;

- пресс-конференции  и дискуссии;

- беседы  за круглым столом;

- кейсы;

- мозговой  штурм и другие, что помогает  вовлекать студентов в активный  процесс обучения и организованной  самостоятельной работы, воспитывает  их, способствует формированию корпоративной  культуры и внутренней конкурентной  среды среди студентов и преподавателей  института и кафедр.

В качестве наглядных раздаточных пособий  используется следующая документация предприятий:

- выписки  из инструкций и положений,  стандартов;

- накладные,  требования, счета, платежные документы;  планы НОТ;

- проекты  организации рабочих мест;

- нормативно-технологические  карты;

- формы оперативной  отчетности; формы бухгалтерской  финансовой отчетности;

- формы статистической  отчетности;

- наряды, графики,  табеля выходов;

- наблюдательные  листы фотографий рабочего дня,  хронометража; сменные рапорты, отчеты  оперативного учета;

- договора, акты приемки выполненных работ;

- калькуляции,  сметы; бизнес-планы и др.

Часть раздаточного материала оформляется в виде карточек-заданий, кейсов, планов-сценариев  деловых игр, практикумов.

Таким образом, для проведения занятий, в зависимости  от рассматриваемой темы, используются их различные формы. Большие резервы  финансово-экономического образования  студентов, в смысле развития мышления и сознания, заложены, по мнению специалистов, в проблемном методе обучения, в  дискуссионных формах проведения занятий.

Опыт и  исследования учёных показывают, что  в группах просто прослушавших лекции (объяснительно-иллюстрированный метод), желаемое изменение мнений обучающихся  в 10 раз ниже, чем в группах, где  прошли групповые дискуссии по одной  и той же изучаемой теме (проблемно-дискуссионный  метод). Мы присоединяемся к этой точке  зрения. Осознавая практическую ценность вышеотмеченных качеств, на занятиях экономики, финансов, менеджмента, бухучёта, управленческого  учета, основ аудита, маркетинга и  др. применяются эффективные междисциплинарные, проблемно- и проектно-ориентированные технологии, активные методы обучения, способствующие приобщению студентов к трудовой деятельности, развитию деловитости, инициативы, формированию у специалиста в области менеджмента, техник, технологии, экономики, финансов определенных знаний, умений, особых компетенций, способности применения знаний, умений, навыков на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции, работ, услуг, воспитывающих чувство менеджера, хозяина, предпринимателя.

Например, проведение деловой игры.

Участники игр, благодаря комплексному использованию  современных прогрессивных средств  и приемов обучения, овладевают первоначальными  умениями и навыками научной организации  труда (НОТ), определяют степень подготовленности объекта работы, соответствие отношений  между участниками труда, нормами коллективного общения, осваивают способы самостоятельной работы и учета результатов труда.

Так, при  участии в деловой игре «Каким я вижу финансового менеджера» студенты, оценив сообща конкретные производственные финансово-экономические ситуации, могут проверить себя, узнать дополнительные черты характера людей, с которыми учатся и с которыми придется работать в будущем, дать объективную оценку будущему специалисту, выдвигаемому на должность финансового менеджера из числа студентов группы и др.

Организация и проведение таких игр показала большой интерес к ситуациям, как у студентов дневной формы  обучения, так и у студентов  заочной формы обучения.

Проведение  игр показало, что студентам, обучающимся  на базе среднего образования, трудно принимать какие-либо решения из-за отсутствия практического опыта, поэтому  такие игры целесообразнее проводить  после того, как студенты побывают на производственно-экономической  практике.

С нашей  точки зрения, обучение искусству  руководить, формирование корпоративной  культуры и внутренней конкурентной среды среди студентов и преподавателей, воспитание культуры межличностных  отношений следует отнести к  разряду важнейших задач, формирующих  инновационную составляющую учебного процесса, способствующую переходу на кредитную систему обучения (КСО) и формирующую инновационную  составляющую инновационной технологии обучения.

При проведении психологического практикума «Менеджер  и ситуации» студенты могут оценить  свои способности работать менеджером по будущей специальности путем  принятия решения по анализируемым  стандартным или рисковым ситуациям  в сфере бухгалтерского учета, финансов, аудита, финансового контроля, проектного анализа, в которых может оказаться менеджер.

Под практикумом  понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа по заданию  преподавателя.

Практикум (психологический, исследовательский, прогностический, поисковый и пр.) – это своеобразные упражнения, направленные на отработку различных  навыков, закрепление теоретических  знаний соответствующей дисциплины и специальности. Практикум состоит  из описания конкретных ситуаций изучаемых  тем соответствующей дисциплины, анализируя которые, студенты могут  принимать управленческое решение с позиции будущей специальности с учетом знаний, умений, навыков практической и исследовательской работы.

Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук