Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
Программа
ускорения социально-
Важнейшая
специфическая задача экономического
образования – раскрытие
Задача нравственного экономического воспитания – на основе экономического образования – развитие чувства хозяина, социальной и трудовой активности, общечеловеческих норм поведения и моральных ценностей, приобретение знаний, умений и навыков экономического выживания в условиях рыночной экономики.
Под социальной
и трудовой активностью подразумевается
такое поведение человека, которое
диктуется его высокой
Экономическое
воспитание предполагает выработку
у людей заинтересованного
В условиях перехода к рыночной экономике, перевода экономики на рельсы интенсификации и ускорения НТП, мы должны готовить специалиста, обладающего высокой нравственностью, умеющего дисциплинированно и добросовестно работать в коллективе, чтобы обеспечить основную стратегию бизнеса: соответствие плановых и фактических показателей.
К сожалению, сейчас даже у активной части молодёжи нет стремления выделиться экономическими знаниями, хотя экономические специальности и являются престижными. А сегодня, как никогда, важно, чтобы произошло не только осознание экономических знаний, но и их превращение в убеждение, мировоззрение, в жизненную позицию человека, т.е. должно быть обеспечено единство экономического образования и экономически нравственного воспитания.
Такого единства можно достигнуть, по мнению ведущих специалистов, путём единства теории и практики; единства слова и дела; соединения обучения с высокоорганизованным производительным управленческим трудом.
Достижение
этих задач для обеспечения единства
экономического образования и экономически
нравственного воспитания и поставлено
в основу всей экономической и
воспитательной работы, как на занятиях
блока финансово-экономических
1. В основу
всей работы, учебной и воспитательной,
на занятиях и вне класса, положено
изучение трудов классиков
Несмотря на то, что на занятиях и во внеурочное время ведутся беседы об экономике, о курсе экономики Республики Казахстан на её интенсификацию, о хозяйственных задачах нашей страны, студенты знают экономические проблемы своего народа, области, базового предприятия, но относятся к этим проблемам равнодушно, считая, что это не их дело.
Их не радуют достижения, и все меньше возмущают негативные факты, т.е. произошло то, чего больше всего боялись политики и руководители: у руководства всех уровней управления частично потеряно доверия масс.
2. Большую
роль в преодолении этих
Это решается
путём углубления и расширения контактов
с производственными
- по спецпредметам организуются экскурсии на рудники, на фабрики, заводы, банки; выдаются практические курсовые и дипломные проекты; производственную практику студенты проходят на базовых предприятиях, рудниках, фабриках;
- путём приобщения
к общественно-полезному
- ознакомления
с задачами социального
- участия
в общественно-политических
Эти и многие другие практические дела студентов, умело организованные, приносят не только материальный результат, но и имеют большое воспитательное значение, обеспечивая инновационный тип образования.
В процессе
производительного труда у
- открытость новому;
- нацеленность
на подготовленность к
- заинтересованность в конечном результате работы;
- инициатива, ответственность;
- опыт и
навыки практической работы; умение
доводить начатое дело до
- умение
избрать оптимальный путь к
достижению поставленной цели
и принимать эффективные
- дисциплина;
организованность и другие
3. Контингент
студентов, их психологический
настрой, что экономика не
Такими формами являются:
- деловые игры; проблемные ситуации;
- практические задачи и практикумы;
- экономические диктанты и кроссворды;
- карточки-задания для опроса;
- раздаточный материал;
- доклады и рефераты;
- опорные конспекты - модели управления средствами или источниками;
- средств,
как результат системного
- пресс-конференции и дискуссии;
- беседы за круглым столом;
- кейсы;
- мозговой
штурм и другие, что помогает
вовлекать студентов в
В качестве наглядных раздаточных пособий используется следующая документация предприятий:
- выписки из инструкций и положений, стандартов;
- накладные, требования, счета, платежные документы; планы НОТ;
- проекты организации рабочих мест;
- нормативно-технологические карты;
- формы оперативной отчетности; формы бухгалтерской финансовой отчетности;
- формы статистической отчетности;
- наряды, графики, табеля выходов;
- наблюдательные
листы фотографий рабочего дня,
- договора,
акты приемки выполненных
- калькуляции, сметы; бизнес-планы и др.
Часть раздаточного материала оформляется в виде карточек-заданий, кейсов, планов-сценариев деловых игр, практикумов.
Таким образом, для проведения занятий, в зависимости от рассматриваемой темы, используются их различные формы. Большие резервы финансово-экономического образования студентов, в смысле развития мышления и сознания, заложены, по мнению специалистов, в проблемном методе обучения, в дискуссионных формах проведения занятий.
Опыт и
исследования учёных показывают, что
в группах просто прослушавших лекции
(объяснительно-
Например, проведение деловой игры.
Участники
игр, благодаря комплексному использованию
современных прогрессивных
Так, при участии в деловой игре «Каким я вижу финансового менеджера» студенты, оценив сообща конкретные производственные финансово-экономические ситуации, могут проверить себя, узнать дополнительные черты характера людей, с которыми учатся и с которыми придется работать в будущем, дать объективную оценку будущему специалисту, выдвигаемому на должность финансового менеджера из числа студентов группы и др.
Организация и проведение таких игр показала большой интерес к ситуациям, как у студентов дневной формы обучения, так и у студентов заочной формы обучения.
Проведение игр показало, что студентам, обучающимся на базе среднего образования, трудно принимать какие-либо решения из-за отсутствия практического опыта, поэтому такие игры целесообразнее проводить после того, как студенты побывают на производственно-экономической практике.
С нашей
точки зрения, обучение искусству
руководить, формирование корпоративной
культуры и внутренней конкурентной
среды среди студентов и
При проведении психологического практикума «Менеджер и ситуации» студенты могут оценить свои способности работать менеджером по будущей специальности путем принятия решения по анализируемым стандартным или рисковым ситуациям в сфере бухгалтерского учета, финансов, аудита, финансового контроля, проектного анализа, в которых может оказаться менеджер.
Под практикумом понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа по заданию преподавателя.
Практикум
(психологический, исследовательский,
прогностический, поисковый и пр.)
– это своеобразные упражнения,
направленные на отработку различных
навыков, закрепление теоретических
знаний соответствующей дисциплины
и специальности. Практикум состоит
из описания конкретных ситуаций изучаемых
тем соответствующей
Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук