Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
17
1.
Современные основы
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2.
Экономическое образование и
хозяйственная практика.
2.3.
Основы преподавания
22
2.4.
Роль математики в
2.
5. Фундаментальная подготовка и
специализация.
Заключение
27
Список использованной литературы
29
Проблема высшего образования
многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее
подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство
гуманитарных
дисциплин самым
общественного развития. В значительной мере это относится и к
экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых
обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И
эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер
перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.
В настоящее время в Украине все актуальнее становится проблема
методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования
системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной
работе. Заметны также и другие тенденции.
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные
тенденции развития высшего экономического
образования в Украине.
1.Основы методики
1. . Методика обучения: потенциал
преподавателя и студента.
Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом
определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных
методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением
студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в
непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и
эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия
звена
преподаватель—студент.
В учебном процессе обе
избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты
натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их
экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач.
Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и
реальных
экономических процессах.
Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная
работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении
рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность
деятельности
кафедр трудно переоценить.
Использование учебной и
эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный
процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем
раздвигаются
и в пространстве, и во времени.
Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться
самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного
стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на
одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как
альтернативные
стороны одного общего предмета изучения.
Применение зарубежных моделей
обучения достигает цели тогда,
аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы
студентов,
когда в стандартных
явления
национальной экономики в целом
или отдельного региона.
1.2.Сущность и содержание
Понятие «методика» имеет
исследования, теория, учение.
Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической
науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету
(предметам).
Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в
полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена
великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.
В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах
обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как
сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет
свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким
же, как к любой другой науке.
Зададимся вопросом — каков предмет методики преподавания как науки?
Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его
закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и
субъективных) закономерности методика разрабатывает, с одной стороны,
средства,
способы и организационные
с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.
Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности
методики.
Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический
процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения
педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)
Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и
воспитания, закономерностях обучения.
Третий уровень — закрепленная
сумма приемов и
изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).
Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика
преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы
дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание
общего, особенного и единичного.
Вместе с тем, роль и
только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом
факторов.
Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием
выступает не только исполнителем, но и творцом: следовательно, он должен
уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и
коллег.
Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько
переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и
разрабатывать экономические задачи и проблемы
В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания,
информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить,
что убедить — значит уже увлечь за собой.
В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе (как никогда
прежде)
нуждается в теоретическом
теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из
важнейших задач педагогики, а в частности - методики.
Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться
соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т.
ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики;
психология деятельности: коммуникационные процессы обучения; методика
преподавания экономики.
Таким образом, методика — не просто наука и учебная дисциплина, но и
актуальный
рычаг постижения актуальной экономической
реальности.
1.3. Предмет методики.
Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и
воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения
Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук