Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

Содержание

Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24

Заключение
27

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Воспитательная функция экономического образования.docx

— 85.19 Кб (Скачать)

              17

1. Современные основы преподавания  экономики  в ВУЗе.          20

2.1. Современная система высшего  экономического образования.  -

2.2. Экономическое образование и  хозяйственная практика.           21

2.3. Основы преподавания экономической  теории и экономической политики. 

               22 

2.4. Роль математики в экономическом  образовании.                       23 
 

2. 5. Фундаментальная подготовка и  специализация.                        24 
 

Заключение

                           27 
 

Список  использованной литературы

       29 
 
 

                                  Введение. 

      Проблема высшего  образования   вообще  и  экономического  в  частности

многоаспектна.  Если  образование в   области   естественных   наук   менее

подвержено  изменениям из-за  динамики  общественной  жизни,  то  большинство

гуманитарных  дисциплин самым непосредственным образом  реагирует  на  вызовы

общественного  развития.   В   значительной   мере   это   относится   и   к

экономическому  образованию. Однако традиционно высшее образование при  любых

обстоятельствах отличается  своей основательностью,  фундаментальностью.  И

эту особенность университетского образования  не может смести  никакой  ветер

перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.

      В  настоящее  время  в   Украине  все  актуальнее  становится  проблема

методики  преподавания экономики. Мы  становимся  свидетелями  реформирования

системы высшего образования. Все большее  внимание уделяется  самостоятельной

работе. Заметны также и другие тенденции.

      Цель данной курсовой работы  – изучить основы методики  преподавания  в

целом и экономических дисциплин в частности,  а также проанализировать

основные  тенденции развития высшего экономического образования в Украине. 
 
 

                       1.Основы методики преподавания.

         1. . Методика обучения: потенциал  преподавателя и студента. 

      Не секрет,  что  эффективность   образовательного  процесса  во  многом

определяется  методикой преподавания. Широкое  использование  унифицированных

методов  и  переход  на  исключительно  письменный  контроль  за   усвоением

студентами  предметов  изучения  формально  снижает  роль  преподавателя   в

непосредственном  процессе  обучения.  Между тем   уровень   подготовки   и

эффективность обучения находятся  в  прямой  зависимости  от  взаимодействия

звена преподаватель—студент. 

      В учебном процессе обе стороны  должны играть  творческую  роль.  Важно

избегать   так   называемого   трафаретного   обучения,    когда    студенты

натаскиваются  на  решение  определенного  типа   задач,   а   развитие   их

экономического  мышления  кладется  в  жертву  числу  рассмотренных   задач.

Студент должен научиться разбираться  не  только  в  смоделированных,  но  и

реальных  экономических процессах. 

      Существенную роль в подготовке  студентов  играет  их  самостоятельная

работа, особенно развитие навыков  самостоятельного  поиска  при  выполнении

рефератов,  курсовых  и  других  исследовательских  работ.  Здесь   важность

деятельности  кафедр трудно переоценить. 

      Использование учебной и вспомогательной  литературы может иметь больший

эффект, если при наличии определенных условий  активно  внедрять  в  учебный

процесс Интернет. В этом случае границы  общения студентов  с  преподавателем

раздвигаются  и в пространстве, и во времени. 

      Предложение курсов  и  спецкурсов  по  выбору  не  должно  становиться

самоцелью. Во-первых,  любой  выбор  должен  находиться  в  русле  основного

стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по  выбору  следует  подбирать  на

одном  уровне  сложности  и  масштаба  освоения,  а  также  выступающие  как

альтернативные  стороны одного общего предмета изучения. 

      Применение зарубежных моделей  обучения достигает цели тогда,  когда  в

аудитории учитываются национальные  и  культурные  традиции  основной  массы

студентов, когда в стандартных теоретических  ситуациях умело,  анализируются

явления национальной экономики в целом  или отдельного региона. 

              1.2.Сущность и содержание методики  преподавания.

      Понятие «методика» имеет древнегреческие  корни и переводится как   путь

исследования, теория, учение.

      Отсюда методика (в самом общем  смысле слова) — отрасль   педагогической

науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному  предмету

(предметам).

      Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в

полном  объеме и с сохранением в своей основе до  наших дней  была  обобщена

великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.

      В узком смысле слова методика  преподавания  —  это  учение  о  методах

обучения  и воспитания. Но было бы неверно  рассматривать методику только  как

сумму методов, приемов или организационных  мер.  Это  наука,  которая  имеет

свою  теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть  таким

же, как к любой другой науке.

      Зададимся вопросом — каков предмет методики преподавания как науки?

      Предмет  методики  преподавания  —  процесс  обучения  обучаемых,  его

закономерности. На основе познанных (скажем  откровенно,  и  объективных,  и

субъективных)  закономерности  методика  разрабатывает,  с одной   стороны,

средства, способы и организационные формы  учебно-воспитательного  процесса;

с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

      Отсюда со всей очевидностью  вытекает  заключение  о  многоуровненности

методики.

      Первый уровень —  это   наука,  подчиняющая  себе  весь  педагогический

процесс  на  основе  диалектического  взаимодействия  и  взаимопроникновения

педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

      Второй уровень — учение (научная   дисциплина)  о  методах   обучения  и

воспитания, закономерностях обучения.

      Третий уровень — закрепленная  сумма приемов и организационных   мер  по

изучению  конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

      Поэтому  наряду  с  теорией   методики   есть   как   общая   методика

преподавания, так и специфические  (частные)  методики  преподавания  группы

дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

      Так в  методике  проявляется   органичное  и  диалектическое  сочетание

общего, особенного и единичного.

      Вместе с тем, роль и  значение  методики  в  современных   условиях  не

только  не снижается,  но  и  возрастает.  Это  можно  пояснить  целым  рядом

факторов.

      Во-первых,  практически  любой   специалист   с   высшим   образованием

выступает не только исполнителем, но и  творцом:  следовательно,  он  должен

уметь квалифицированно и четко довести  свои идеи и замыслы до подчиненных  и

коллег.

      Во-вторых,  экономическое,  политическое,   идеологическое   настолько

переплелись  в  современной  жизни,  что  очень  важно  уметь   выделять   и

разрабатывать экономические задачи и проблемы

      В-третьих,  успех  любого  дела  зависит  от   убежденности,   знания,

информированности и морального единства исполнителей; немаловажно  отметить,

что убедить — значит уже увлечь за собой.

      В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе  (как  никогда

прежде) нуждается в теоретическом обосновании  и  практическом  подкреплении

теории, а  необходимость  связать  теорию  с  практикой  является  одной  из

важнейших задач педагогики, а в частности - методики.

      Наконец,   в-пятых,    право    преподавать    должно    подкрепляться

соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в  т.

ч. такими  учебными  дисциплинами,  как:  основы  психологии  и  педагогики;

психология  деятельности:  коммуникационные  процессы   обучения;   методика

преподавания  экономики.

      Таким образом, методика —  не просто наука и учебная  дисциплина,  но  и

актуальный  рычаг постижения актуальной экономической  реальности. 

                           1.3. Предмет методики.

      Методика в точном смысле  слова   есть  учение  о  методах   обучения  и

воспитания. Предметом методики преподавания является  сам  процесс  обучения

Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук