Процесс обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:08, реферат

Описание работы

характеристика обучения как целостного двустороннего процесса
Функция процесса обучения
движущая сила процесса обучения

Работа содержит 1 файл

первые 3 вопроса на 3 тему.docx

— 22.04 Кб (Скачать)
  1. характеристика  обучения как целостного двустороннего  процесса

Процесс обучения имеет четкую структуру, состоящую  из следующих элементов.

Цель - идеальное представление о том результате, к которому стремится учитель в обучающем взаимодействии с детьми. Цель обучения должна быть развернута в совершенно конкретных четких критериях того, что ученик должен уметь делать в конце обучения как его итог и результат.

Образовательная цель процесса обучения заключается в формировании системы знаний, умений, навыков. Причем задача учителя заключается не только в формировании специальных, предметных умений и навыков, но и общеучебных -таких, как самостоятельная постановка учебных задач, планирование хода выполнения работы, самостоятельный выбор наиболее рациональных приемов деятельности и т.д.

Развивающая цель процесса обучения отражает одну из острейших проблем в современной дидактике и педагогической психологии - взаимоотношение обучения и развития.

Воспитательная  цель обучения заключается в формировании устойчивых нравственно-эстетических убеждений, мировоззрения, социально-ценностных ориентации и т. д.

Наряду с целями обучения системообразующими понятиями в структуре процесса обучения выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, степенью обученности и воспитанности учащихся.

Переменными составляющими процесса обучения выступают: содержание учебной деятельности, методы обучения, средства обучения и организационные формы процесса обучения и учебной деятельности учащихся.

Методы  обучения являются также существенным элементом структуры процесса обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Тенденция развития методов обучения отражает динамику перехода от методов деятельности педагогов (требование, инструктаж, информация и др. ) к методам деятельности ученического коллектива (поиск, упражнение, соревнование, дискуссия) и от них - к методам самоорганизации, самообразования и самодеятельности.

Наконец, процесс  обучения немыслим без такого элемента своей структуры, как организационные формы. Обучение осуществляется на уроках. Это ведущая форма обучения. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, школьная лекция, экскурсия, индивидуальное, групповое и коллективное обучение, кружковая деятельность, диспут, студийные занятия и др. Форма обучения представляет собой ограниченную во времени и организационную в пространстве совместную познавательную деятельность учителей и учащихся.

Преподавание - это педагогический процесс, который состоит в систематической передаче детям знаний, умений и навыков, в формировании их мировоззрения и вооружении их мастерством в той или иной отрасли науки и практики. По самой своей сути преподавание - это руководство познанием, помощь ученикам в приобретении опыта, накопленного человечеством.

Взаимосвязь учения и преподавания не нашла конкретно.

  1. Функция процесса обучения

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся  системой  научных  знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. 
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. 
Конечным результатом реализации образовательной функции  является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими,  в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. 

Умение . как  умелое  действие направляется четко осознаваемой целью,  а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит  система упрочившихся связей.  Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.  
Осуществление образовательной  функции  неразрывно связано с формированием навыков работы с  книгой,  справочной  литературой, библиографическим аппаратом,  организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная  функция.  Воспитывающий  характер  обучения отчетливо проявляющаяся закономерность,  действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях.

Обучение воспитывает  всегда, но не автоматически и не всегда в нужном  направлении,  поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе  форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.  Важнейшим  аспектом осуществления  воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности,  изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция.  Так же как воспитывающая функция, развивающий  характер  обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. 

3.движущая сила  процесса обучения

Движущие силы процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель  должен исходить из того, что процесс  познания ученика нельзя сводить  к заучиванию готовых знаний, что  в нем нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного  механического движения на пути к  истине, что в нем есть большие  и маленькие скачки, спады, неожиданные  повороты мысли, возможные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано  из противоречий. В нем сосуществуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция, содержательное и формализованное.

Отечественными  дидактами М.А. Даниловым, В.И. Загвязинским и другими установлено, что определяющее влияние на историческое развитие обучения оказывают объективные требования общества, прогресс производства, техники, науки, культуры, социальных отношений.

Основное противоречие является движущей силой процесса обучения, потому что оно неисчерпаемо, как  неисчерпаем процесс познания. М.А. Данилов формулирует его как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений. Он считает, что определение степени и характера трудностей в учебном процессе составляет главный способ в руках учителя вызывать движущую силу учения и развивать умственные и нравственно-волевые силы школьников. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознается ими как необходимость. Выдвинутая однажды и принятая учащимися познавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познанного в жизни. В способности видеть познавательную задачу и стремлении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся.

Взаимосвязь процессов воспитания, развития и обучения.

Л.С.Выготский считал, что обучение идет на несколько шагов впереди развития, но и само развитие является основной предпосылкой для быстрого и эффективного обучения, как и воспитания. Именно развитие становиться следствием влияние совокупности данных процессов, и в то же самое время предпосылкой действия самого педагогического процесса. Происходит взаимное «замыкание» этих трех функций и процессов друг на друге, что доказывает их неделимость и неэффективность поодиночке.

Воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т. е. он передает ребенку знания о данных нормах. Затем, когда учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения. В обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.  Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет собой важнейшую форму организации совместной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом. Оно помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нравственного поведения. В процессе деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива, закаляют их волевые качества.

Репродуктивное  обучение относится к традиционному типу организационной культуры - исторически первый вид обучения, проводимый по формуле «делай, как я» и связанного с воспроизведением, репродуцированием образцов деятельности. Его элементы, основанные на подражании, играют определенную роль в развитии памяти, развитии способности к воспроизведению, особенно в раннем возрасте - в дошкольном и в начальной школе.  Сюда же, к этой системе можно отнести и метод приучения - как метод формирования привычек, в первую очередь, у детей раннего возраста: гигиенических, правил общения с людьми и т.д.

Объяснительно-иллюстративное обучение – вид обучения, связанный с привлечением в учебный процесс наглядности. Основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.

Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение. Б.Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:

1) подача информации  небольшими порциями;

2) установка проверочного  задания для контроля усвоения  каждой порции информации;

3) предъявление ответа  для самоконтроля;

4) дача указаний  в зависимости от правильности  ответа.

Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Современное дистанционное  обучение строится на использовании  следующих основных элементов:

-среды передачи  информации (почта, телевидение,  радио, информационные коммуникационные  сети),

-методов, зависимых  от технической среды обмена  информацией.

Этапы процесса обучения:

1. Намерение и  желание. Обучение начинается  с намерения — интереса узнать  больше. Оно растет с готовностью  познавать новые идеи, мнения  и навыки, подпитываясь желанием. Чем больше вы хотите узнать, тем больше вы узнаете. Я люблю говорить: «Если ты зеленый, ты растешь. Если ты созрел, ты гниешь». Согласитесь, всегда есть чему поучиться. Тот, кто считает, что знает все, зачастую не знает ничего.

2. Осознанность. Осознавать  — значит отчетливо и ясно  понимать. Видеть, что происходит  вокруг. Слышать, что говорят и  чувствуют другие люди. Постигать,  что движет окружающим миром.  Осознанность — это и восприимчивость  к внешнему миру, и настроенность  на мир внутренний. С осознанностью  приходит и ощущение направления.  Что еще вы хотите узнать? Что  еще вам нужно узнать? Что хотят  от вас или в чем нуждаются  другие? На направление вашей  жизни оказывают влияние многие  факторы. Но главное — ценности, управляет им то, что возможно, — и сегодня, и в будущем.

3. Информация. Осознанность  обеспечивает нам различные типы  информации. Факты и цифры —  для левого полушария. Образы, звуки и видение — для правого.  Чувства — для сердца. Все это  дает нам информацию об окружающей  реальности.

4. Действие. Если  вы хотите познавать, просто  читать недостаточно — вам  необходимо действовать. Применять  полученные знания на практике. Внедрять их. Отрабатывать. Именно  это обусловливает наш опыт. Только  так вы извлечете максимум  пользы.

Информация о работе Процесс обучения