Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

Содержание

Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24

Заключение
27

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Воспитательная функция экономического образования.docx

— 85.19 Кб (Скачать)

совокупность   различных   школ   и   направлений.    Однако    преподавание

экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход  к

преподаванию  позволяет  рассчитывать  о  наиболее  эффективном  воздействии

экономического  образования на реальную экономическую  политику. 

      Опыт реальной экономической  политики в зарубежных странах  и  в  России

за  длительный исторический период  свидетельствует  о  том,  что  наибольшая

результативность  достигается тогда, когда  политика  опирается  не  на  одну

научную школу  или  направление,  а  на  их  сочетание.  Подобное  сочетание

различно  и  зависит  от  конкретной  страны   и   политической   ориентации

правительства. Одним из объяснений такой ситуации  выступает  факт  развития

смешанной экономики во всех развитых странах. 

      Кризисные явления в  мировом   хозяйстве  в  1997-1999  годы  вынуждают

международные  экономические  организации  искать   решение   многочисленных

проблем также в  сочетании  различных  теоретических  подходов  и  взглядов.

Всеобщность рыночных отношений в мире и все  большее  развитие  глобализации

объективно  повышают роль экономической науки  в формировании  национальной  и

международной экономической политики на рубеже третьего тысячелетия. 

      Университетское экономическое  образование по своему содержанию  и форме

позволяет в наибольшей мере быть готовым к  современным вызовам на  различных

уровнях хозяйствования – корпоративном, национальном, международном. 
 

              2.4. Роль математики в экономическом  образовании. 
 

      Сегодня никого не следует  убеждать в необходимости активного   изучения

и применения математики  в  экономическом  образовании.  Без  математики  не

может  обойтись  фактически  ни  одна  наука.  Однако  есть  различия  между

математикой как одним из  методов  исследования  в  экономической  теории  и

математикой как самостоятельной частью экономического образования вообще. 

      В экономической  теории  имеют   место  различного  рода  абстракции  –

аналитические  и  математические.  Первые  позволяют   давать   качественные

характеристики  объекта анализа, вторые – больше  связаны  с  количественными

параметрами. Преобладание одних или других не дает полной картины  и  только

использование в необходимой мере обеих раскрывает  экономическое  явление  в

системном виде. 

      Экономика не развивается по  шаблонам, хотя в  хозяйственных   процессах

обнаруживается  немало  закономерностей,  тенденций,  существуют  объективные

экономические законы. Научные предпосылки анализа  всегда  в  той  или  иной

мере  ограничивают  объект  исследования.  Без   подобных   предпосылок   не

обходится ни одна модель, ни одна формула или  функция. Важно осознавать  эти

ограничения   математического   подхода   и    не    абсолютизировать    его

эффективность. 

      Изучение математических дисциплин   организует  мышление,  способствует

развитию  четкости  и  лаконичности  в  изложении  доводов   и   аргументов,

дисциплинирует  научные  исследования  и  создает   необходимую   базу   для

понимания  и  сопоставления  исследовательских  работ  и  учебных  дисциплин

разных  стран. Язык математики – это, образно  говоря,  язык  музыки,  которые

могут в большинстве случаев понимать все без переводчика.  Проблема  состоит

в том, чтобы отобрать те  математические  дисциплины,  которые  более  всего

необходимы как экономистам-теоретикам, так и экономистам-практикам. 
 

              2. 5. Фундаментальная подготовка  и специализация. 
 

      Фундаментальность  университетского  экономического   образования   не

исключает, а, наоборот, предполагает определенную  специализацию  студентов.

Подобно тому, как в экономике продолжают  образовываться  новые  отрасли,  в

системе экономических наук  возникают  новые  отраслевые  направления.  Этот

процесс особенно активизировался  в  Украине  в  ходе  перехода  к  рыночным

основам хозяйствования. Есть также специализация  по  страновым  признакам и

функциям  тех или иных сегментов рыночного  механизма. 

      Фундаментальность  подготовки   обеспечивается   по   всей   вертикали

обучения, а не означает  изучение  базовых  дисциплин  только  на  начальных

курсах.  В известном смысле  оптимальному  соотношению фундаментальной  и

специальной подготовки способствует  трехуровневая  система:  бакалавриат  –

магистратура  –  аспирантура.  Три   уровня   подготовки   в   экономическом

образовании отвечают самым разным требованиям рыночной экономики. 

      Бакалавриат   дает   базовую   подготовку   самому   массовому   кругу

экономистов. На этом уровне подготовки специализация  может  происходить  как

по  отраслевому  принципу,  так  и  по  степени  освоения  и   использования

математических  методов  анализа  экономики.  При  этом  важно,  чтобы  было

найдено оптимальное соотношение обязательных курсов и курсов по  выбору.  Не

всегда  обилие курсов по выбору дает  наилучший  результат.  В  свою  очередь

“усреднение”  математики для всех студентов бакалавриата не  позволяет иметь

выпускников с углубленной математической подготовкой. 

      Продолжение фундаментальной подготовки  в  магистратуре  уже  напрямую

связывается с целевой специализацией, закрепленной магистерской  программой.

На  этом уровне обеспечивается специализация  и по  базовым  дисциплинам.  Тем

самым создается  возможность  готовить  магистров-экономистов-аналитиков  не

для страны или хозяйства в  целом,  а  для  отдельных  сфер  деятельности  в

соответствие  с прогнозным рыночным спросом на профессионалов такого уровня. 

      Выпускник магистратуры при поступлении  в  аспирантуру  углубляет   свою

специализацию уже в сфере  научных  исследований.  Спрос  на  профессионалов

такого  рода имеет штучный характер в  рыночной экономике.  Только  прочная  и

всесторонняя  фундаментальная  подготовка   позволяет   аспирантам   сделать

действительно  актуальное  и   глубокое   кандидатское   исследование.   Это

обеспечивается  специальной программой работы с  аспирантами на  факультете  и

кафедрах. 

      Подготовка бакалавров и магистров  имеет еще  и  международный   аспект.

Если  исходить из всемирного распространения  рыночных принципов, а  также  из

целевой задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то  общей  системой

такого  образования  выступает  именно  двухзвенная  подготовка:   бакалавр-

магистр. 
 
 

                                 Заключение. 

      Подводя итог  проделанной   работе  можно  сделать  следующие  основные

выводы  о системе высшего экономического образования  в  Украине  и  методике

преподавания  экономических дисциплин.

      1.  События  последних   лет   в   Украине   привели,   во-первых,   к

         организационному преобразованию  вузовской системы в университетскую

         систему  и,  во-вторых,  к   широкому   распространению   подготовки

         экономистов в самых различных  по профилю учебных заведениях.

      2. Эффективность  образовательного  процесса  во  многом  определяется

         методикой преподавания.

      3. Методика — отрасль педагогической  науки, исследующая закономерности

         обучения определенному учебному  предмету (предметам).

      4. Предметом  методики  преподавания  является  сам  процесс  обучения

         определенной учебной дисциплины.

      5. На данный момент лекция является  ведущей формой учебного процесса  в

         высшей школе определяющей его  содержание.

      6.   Практическое   занятие   или   семинар    является    результатом

         самостоятельного изучения рекомендованной  литературы,  позволяет  в

         свободной обстановке обменяться  мнениями, выяснить еще не до  конца

         ясное и усвоенное.

      7. Растет роль самостоятельной  работы в системе  высшего   образования.

         Самостоятельная  работа  студентов   по  экономическим   дисциплинам

         направлена  на  разработку  системы мероприятий по   обучению   и

         воспитанию,     формирующих     экономическое     образование     и

         самостоятельность мышления студентов.

       роль самостоятельной работы  в системе высшего образования.

      7. Качественная организация контроля  – залог  стимулирования  студента

Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук