Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.
Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23
2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24
Заключение
27
Список использованной литературы
определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении
закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных
требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть
совокупность определенных методов, через которые реализуются требования,
предъявляемые
к преподаванию.
Методика преподавания
теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и
доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов,
методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее
методологией.
На многих примерах можно
методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно
и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций
и семинаров, и наоборот.
Методика как учение о методах
обучения и воспитания
часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь
комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же
выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим
предметом образование, обучение и воспитание людей.
Частные методики преподавания
отдельных дисциплин
общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют
основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям
преподавания конкретных дисциплин.
Методика имеет дело с
или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней,
можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения
и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики,
ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.
B методике преподавания
особенное и частное.
Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих
методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук
необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной
науки.
Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и
общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук,
выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех
общественных наук, в то же время является общей применительно к частным
методикам.
Методика призвана обеспечить
реализацию принципов
связи теории с практикой;
систематичности и
сознательности, активности и
соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в
коллективе;
сочетания абстрактности
прочности усвоения знаний;
доступности научных знаний;
единства обучения и
Научные основы методики
работы.
В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя
следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции,
самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации,
зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.
Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной
заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать
правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного
разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их
другими.
Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи,
взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы
работы оказывает существенное влияние на другую.
Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных
методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль
семинарских
занятий и самостоятельной
влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет
учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами
обучения
и оборудование ими учебных аудиторий
и т. д.
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции.
Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфическая форма устного
общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.
Лекция как форма учебного
процесса имеет ряд
частности:
— она дает целостное и
дисциплины;
— вооружает студентов
— лучше и полнее других
форм компенсирует устаревание
современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними
данными наук;
— органично сочетает обучение с воспитанием;
— нацеливает студентов на
самостоятельную работу и
ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее
экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из
наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,
средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию
одновременно.
Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе
впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и
ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».
Однако лекция не свободна
и от недостатков, в частности:
совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она
обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору;
наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние
лектора на конкретного обучаемого.
Эта неоднозначность не раз приводила не только к острым дискуссиям о
роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.
Ведущее место лекции в
— во-первых, курс лекций по
предмету передает основное
— во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и
идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного
процесса:
— в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность
других форм учебного процесса
Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени
каждой экономической дисциплины.
Современные учебные лекции принято делить на три вида обзорные,
проблемные и предметные. Если обзорная лекция направлена на восстановление
прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым
материалом для формирования целостного знания, то проблемная — подает
материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения
на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом — готового
выхода из проблемы нет. его надо искать вместе и преподавателю, и
студентам.
Предметная лекция является
хотя вполне может нести в себе как элементы проблемности, так и отдельные
крупицы обзорности.
В наибольшей мере черты обзорной и предметной лекции своеобразно
соединяются в установочных лекциях, читаемых, как правило, для студентов-
заочников Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи
в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей
знаний, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах
курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и наиболее
качественном литературе.
Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук