Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в
целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать
основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

Содержание

Введение.
2
1.Основы методики преподавания.
3
1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -
1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4
1.3. Предмет методики.
6
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9
1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
15
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
17
1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20
2.1. Современная система высшего экономического образования. -
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
22
2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24

Заключение
27

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Воспитательная функция экономического образования.docx

— 85.19 Кб (Скачать)

определенной  учебной  дисциплины.  Ее   задача   заключается   в   изучении

закономерностей этого обучения  и  установлении  на  их  основе  нормативных

требований  к  деятельности  преподавателей.  Иначе  говоря,  методика  есть

совокупность  определенных методов,  через  которые  реализуются  требования,

предъявляемые к преподаванию. 

      Методика преподавания общественных  наук  призвана  обеспечить  высокий

теоретический   уровень   преподавания,   строгую   научность,   яркость   и

доходчивость  изложения материала.  Как  совокупность  определенных  приемов,

методика  преподавания неразрывно связана с  содержанием изучаемой науки  и  ее

методологией.

      На многих примерах можно наглядно  проследить взаимосвязь методологии  и

методики  преподавания. Так, например, не разработанность  методики  неизбежно

и самым отрицательным образом  сказывается на методологическом уровне  лекций

и семинаров, и наоборот.

      Методика как учение о методах  обучения и воспитания представляет  собой

часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей  весь

комплекс  вопросов  содержания,  методов  и  форм  обучения.  Последняя   же

выступает в качестве органической составной  части педагогики, имеющей  своим

предметом образование, обучение и воспитание людей.

      Частные методики преподавания  отдельных  дисциплин  являются  звеньями

общей  системы  педагогических  наук.  Они  включают  в  себя  и  используют

основные  принципы  педагогики  и  дидактики  применительно  к  особенностям

преподавания  конкретных дисциплин.

      Методика имеет дело с закономерностями  преподавания  и  изучением   той

или иной науки. Имея в виду ее служебную  роль  по  отношению  к  последней,

можно определить методику как форму, при  помощи которой в процессе  изучения

и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение  для  практики,

ее  связь с другими науками, ее воспитательное значение.

      B методике преподавания общественных  наук  следует  различать   общее,

особенное и частное.

      Преподавание  всех  общественных  наук   ведется   на   основе   общих

методических  требований. В то же время для  преподавания каждой из этих  наук

необходима  своя, особенная методика, отражающая специфику содержания  данной

науки.

      Известно, что всякое особенное   является  в  этом  отношении   также  и

общим.  Поэтому  и  методика  преподавания  каждой  из  общественных   наук,

выступая  как  особенная  по  отношению   к   методике   преподавания   всех

общественных  наук, в то же время  является  общей  применительно  к  частным

методикам.

      Методика призвана обеспечить  реализацию принципов дидактики,  а именно:

      связи теории с практикой;

      систематичности и последовательности  в подготовке специалистов;

      сознательности, активности и самостоятельности  студентов в учебе;

      соединения  индивидуального   поиска  знаний  с   учебной   работой   в

коллективе;

      сочетания абстрактности мышления  с наглядностью в преподавании;

      прочности усвоения знаний;

      доступности научных знаний;

      единства обучения и воспитания  во всех формах учебного процесса.

      Научные основы методики пронизывают  все  звенья  учебно-воспитательной

работы.

      В  вузовской  учебной   практике  сложились  вполне  оправдавшие   себя

следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:  лекции,

самостоятельная  работа  студентов,   семинарские   занятия,   консультации,

зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной  работы.

      Ни одна из этих форм не  может быть признана  универсальной,  способной

заменить  другие.  Поэтому  с  методической  точки  зрения  нельзя  признать

правильным,  когда некоторые кафедры   встают   на   путь   искусственного

разъединения  отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно  заменяя  их

другими.

      Формы     учебного     процесса     находятся     во      взаимосвязи,

взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной  формы

работы  оказывает существенное влияние  на другую.

      Следует иметь в виду, что количественное  соотношение и роль  различных

методов обучения могут изменяться. Так, на старших  курсах  возрастает  роль

семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На  методы  обучения

влияют  и такие факторы,  как  количество  времени,  выделенного  на  предмет

учебным  планом,   обеспеченность   современными   техническими   средствами

обучения  и оборудование ими учебных аудиторий  и т. д. 

              1.4. Сущность и  место в учебном  процессе лекции.

      Лекция (от латин.) lectio — чтение)  — специфическая форма устного

общения преподавателя с аудиторией с  целью передачи научных знаний.

      Лекция как форма учебного  процесса имеет  ряд  отличительных   черт,  в

частности:

      — она дает целостное и логичное  освещение основных  положений   учебной

дисциплины;

      — вооружает студентов методологией  изучения данной науки;

      — лучше и полнее других  форм компенсирует устаревание   или  отсутствие

современных учебников и учебных пособий, оперативно  знакомит  с  последними

данными наук;

      — органично сочетает обучение  с воспитанием;

      — нацеливает студентов на  самостоятельную работу и определяет  основные

ее  направления.

      Лекционная форма преподавания  обладает рядом достоинств: это   наиболее

экономичный  способ  обучения,  эффективна  по  степени усвоения,  одно  из

наиболее  действенных  средств  формирования  мировоззрения   и   убеждений,

средство  прямого  личного  воздействия   лектора   на   большую   аудиторию

одновременно.

      Выдающийся  ученый Н. Е.  Жуковский   так  писал  о  лекции:  «По  силе

впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания  и

ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».

      Однако лекция не свободна  и от недостатков, в частности:  она не  может

совершенно  отходить от  базовых  трудов,  учебников,  аксиом  и  истин;  она

обеспечивает  лишь самую минимальную обратную связь от студентов  к  лектору;

наконец,  чем  многочисленнее  лекционная  аудитория,  тем  слабее   влияние

лектора на конкретного обучаемого.

      Эта неоднозначность не раз  приводила не только к острым  дискуссиям  о

роли  и месте лекций, но и к периодическим  запретам на нее.

      Ведущее место лекции в учебном  процессе определяется тем, что-

      — во-первых, курс лекций по  предмету передает основное его  содержание;

      — во-вторых, именно лекции  определяют  не  только  содержание,  но  и

идейно-теоретическую  и  профессиональную  направленность   всего   учебного

процесса:

      — в-третьих, от них зависят  направление,  содержание  и   эффективность

других  форм учебного процесса

      Это подкрепляется и тем, что  на лекции отводится не менее  50%  времени

каждой  экономической дисциплины.

      Современные учебные  лекции  принято  делить  на  три   вида  обзорные,

проблемные  и предметные. Если обзорная лекция направлена  на  восстановление

прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало  знакомым

материалом  для  формирования  целостного  знания,  то  проблемная  — подает

материал  как проблему, комплекс проблем, палитру  разнообразных точек  зрения

на  ту или иную сторону современной  экономической жизни, при этом —  готового

выхода  из  проблемы  нет.  его  надо  искать  вместе  и  преподавателю,   и

студентам.

      Предметная лекция является обычной  составной частью лекционного  курса,

хотя  вполне может нести в себе как  элементы проблемности,  так и отдельные

крупицы обзорности.

      В наибольшей мере  черты   обзорной  и  предметной  лекции  своеобразно

соединяются в установочных лекциях, читаемых, как  правило,  для  студентов-

заочников Главными задачами в установочной лекции является  оказание  помощи

в  овладении  основами  предмета,  систематизации  имеющихся  у   слушателей

знаний, акцентировании внимания  на  наиболее  сложных и важных  проблемах

курса,  выдача   рекомендаций   по   самостоятельной   работе   и   наиболее

качественном литературе.

Информация о работе Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук