Создание здоровьесберегающего образовательного пространства для детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………................13
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ...........................................13
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….................31

Работа содержит 1 файл

дипломный проект.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

-  экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-  и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности,  предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

Рассмотрим функции здоровьесберегающей технологии:

- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

- адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;

- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

2.3. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

 

 

1. Обстановка и гигиенические  условия в классе (кабинете): температура  и свежесть воздуха, рациональность  освещения класса и доски, наличие/отсутствие  монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание  наглядных пособий, ответы на  вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность  и частота чередования различных  видов учебной деятельности. Ориентировочная   норма – 7-10 минут. Комментарии  здесь аналогичные.

4. Количество видов  преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов  преподавания. Норма: не позже  чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор  места на уроке методов, способствующих  активизации инициативы и творческого  самовыражения самих учащихся, когда они действительно  превращаются из  «потребителей знаний» в  субъектов действия по их получению и созиданию. Это  такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на  самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность  применения ТСО (в соответствии  с гигиеническими нормами), умение  учителя использовать  их как   возможности инициирования дискуссии,  обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование  позы (наблюдает ли  учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии  с видом работы).

9. Наличие, место, содержание  и продолжительность оздоровительных   моментов на уроке физминутки, динамические  паузы,  минутки  релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения  таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из  3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации  деятельности учащихся на уроке.  Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат  на уроке. Взаимоотношения на  уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет  возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

13. Наличие на уровне  эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками  на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

15. Момент наступления   утомления учащихся  и снижения  их  учебной активности. Определяется  в ходе  наблюдения по возрастанию  двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы  учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение  урока, учащиеся  имеют возможность  задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом  задание, учитель и учащиеся прощаются.

- задерживание учащихся  в классе после звонка (на перемене).

 Таким образом,  учет всех выше сказанных требований к уроку с позиции здоровьесбережения позволит не только избежать снижения уровня здоровья учащихся, но и будет способствовать повышению их адаптационных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Исследовательская работа на базе муниципального образовательного учреждения Кондратовской средней общеобразовательной школы.

 

 

 

Показатели  здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

Для исследования были взяты данные по нарушению осанки  и зрения прошлых лет (2002-06 гг.) учащихся МОУ Кондратовской средней общеобразовательной школы Пермского района Пермского края.   Экспериментальная группа состояла из 18 детей (11 мальчиков и 7 девочек), обучавшихся с 1 по 4  класс.

Данное  исследование проводилось в три  этапа:

1) начало  первого года обучения – 15.09.02 г.;

2) середина  первого года обучения – 17.12.02 г.;

3) конец  четвертого года обучения  –  24.05.06 г.

Изучались основные показатели зрения и осанки, взятые из медицинских карточек детей.  

По  показателям остроты зрения мы можем  предоставить следующие данные:

- к  началу первого года обучения (2002 г.)  количество первоклассников  с vis 1,0/1,0 было 9 человек, т.е. 50%; (cм. таб.№1)

 

Таблица №1

Показатели остроты  зрения

 

Список класса

Острота зрения

на  начало первого  года обучения

1

Анастасия А.

0,7/0,9

2

Василиса Б.

0,8/0,9

3

Дмитрий М.

1,0/1,0

4

Екатерина М.

0,9/0,8

5

Павел Н.

1,0/1,0

6

Юлия Н.

1,0/1,0

7

Никита О.

1,0/1,0

8

Александр Р.

1,0/1,0

9

Тимур С

1,0/0,9

10

Михаил С.

0,8/0,9

11

Наташа Т.

0,7/0,9

12

Екатерина Т.

0,9/0,9

13

Константин Т.

0,8/0,8

14

Стас У.

0,2/0,4

15

Александр Ф.

1,0/1,0

16

Дмитрий Х.

1,0/1,0

17

Анастасия Х

1,0/1,0

18

Сергей Ш.

0,7/0,5

Информация о работе Создание здоровьесберегающего образовательного пространства для детей младшего школьного возраста