Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:20, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………................13
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ...........................................13
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….................31
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Представленные выше
компоненты здоровьесберегающей технологии
позволяют перейти к
Рассмотрим функции здоровьесберегающей технологии:
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
- адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
1. Обстановка и гигиенические
условия в классе (кабинете): температура
и свежесть воздуха,
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность
и частота чередования
4. Количество видов
преподавания: словесный, наглядный, аудиовиз
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор
места на уроке методов,
7. Место и длительность
применения ТСО (в
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание
и продолжительность
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации
деятельности учащихся на
12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Таким образом, учет всех выше сказанных требований к уроку с позиции здоровьесбережения позволит не только избежать снижения уровня здоровья учащихся, но и будет способствовать повышению их адаптационных возможностей.
Глава 3. Исследовательская работа на базе муниципального образовательного учреждения Кондратовской средней общеобразовательной школы.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Для исследования были взяты данные по нарушению осанки и зрения прошлых лет (2002-06 гг.) учащихся МОУ Кондратовской средней общеобразовательной школы Пермского района Пермского края. Экспериментальная группа состояла из 18 детей (11 мальчиков и 7 девочек), обучавшихся с 1 по 4 класс.
Данное исследование проводилось в три этапа:
1) начало
первого года обучения – 15.09.
2) середина
первого года обучения – 17.12.
3) конец четвертого года обучения – 24.05.06 г.
Изучались основные показатели зрения и осанки, взятые из медицинских карточек детей.
По показателям остроты зрения мы можем предоставить следующие данные:
- к началу первого года обучения (2002 г.) количество первоклассников с vis 1,0/1,0 было 9 человек, т.е. 50%; (cм. таб.№1)
Таблица №1
Показатели остроты зрения
№ |
Список класса |
Острота зрения на начало первого года обучения |
1 |
Анастасия А. |
0,7/0,9 |
2 |
Василиса Б. |
0,8/0,9 |
3 |
Дмитрий М. |
1,0/1,0 |
4 |
Екатерина М. |
0,9/0,8 |
5 |
Павел Н. |
1,0/1,0 |
6 |
Юлия Н. |
1,0/1,0 |
7 |
Никита О. |
1,0/1,0 |
8 |
Александр Р. |
1,0/1,0 |
9 |
Тимур С |
1,0/0,9 |
10 |
Михаил С. |
0,8/0,9 |
11 |
Наташа Т. |
0,7/0,9 |
12 |
Екатерина Т. |
0,9/0,9 |
13 |
Константин Т. |
0,8/0,8 |
14 |
Стас У. |
0,2/0,4 |
15 |
Александр Ф. |
1,0/1,0 |
16 |
Дмитрий Х. |
1,0/1,0 |
17 |
Анастасия Х |
1,0/1,0 |
18 |
Сергей Ш. |
0,7/0,5 |