Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:20, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………................13
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ...........................................13
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….................31
Физиологические системы организма в 6-7 лет должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости и именно с ней связано обучение письму.
Формирование мыслительной деятельности тесно связано с возрастным созреванием коры головного мозга и его отделов. В начале обучения у детей преобладает наглядно – образное мышление, что позволяет усваивать учебную программу на конкретном наглядном материале. В дальнейшем формируется словесно - логическое мышление, которое базируется на практических навыках. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. В данном возрасте школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.
Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Рассеянность может быть результатом неустойчивости и слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Такое внимание характерно также для детей в состоянии утомления и во время болезни.
Ребенок психологически готов к обучению. Физическое развитие детей младшего школьного возраста позволяет им заниматься от 3 до 5 часов в день. У него достаточно развита память, любознательность, воображение. Ребенок способен связно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать, пробует делать выводы. Но в уровне готовности к обучению могут быть значительные индивидуальные различия. Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:
Возрастной особенностью младшего школьника является импульсивность – склонность незамедлительно действовать. Он не умеет упорно следовать цели, преодолевать трудности, при неудаче может терять веру в свои силы.
Таким образом, чтобы не было психологической и физической перегрузки, очень важно правильно строить учебный процесс. Планируя урок, учитель должен сформулировать его цель, поставить задачи, затем отобрать содержание урока, выбрать методы обучения, продумать свою деятельность и деятельность учащихся. Не стоит стремиться «освоить» всю страничку учебника, желательно учитывать возможности конкретного класса. Не следует загромождать урок. Всякая наглядность должна быть оправдана – наглядность ради наглядности отвлекает и утомляет детей.
От учителя требуется кропотливая работа по овладению всеми тонкостями педагогической этики. Это имеет прямое отношение не только к здоровью ребенка, но и к его успеваемости. Успеваемость ученика зависит не только от сиюминутного физиологического состояния его организма, но и от психологической установки на весь учебный процесс.
Психологическое взаимоотношение учителя и ученика влияет на работоспособность детей и должны выстраиваться по следующей схеме:
– спокойное общение с ребенком и обращение к нему по имени;
– стараться не провоцировать стрессовые ситуации;
– инструкцию даем один раз, четко ее проговаривая, начиная с простой задачи, затем переходим к более сложной;
– задавая вопрос, ждем не менее 10 секунд, чтобы ребенок мог обдумать ответ;
– хвалим при всех, делаем замечания – наедине.
Таким образом, лишь в деятельности ребенок усваивает знания непринужденно и более полно. А это значит, новый материал надо не объяснять, а организовывать деятельность детей по его изучению.
Современная физиология выделяет несколько фаз работоспособности, которая меняется под влиянием целого ряда факторов.
Первая фаза умственного труда – предрабочее состояние. В организме протекают физиологические процессы под влиянием мыслей о предстоящем деле, других условных раздражителей, сигнализирующих о начале умственной деятельности. Во второй фазе происходит постепенное включение различных функций организма, налаживание необходимых регуляторных механизмов. Эта фаза характеризуется некоторым повышением работоспособности и называется состоянием «врабатываемости». В третьей фазе работоспособность стабилизируется и удерживается в течение некоторого времени. Следующая, четвертая фаза характеризуется снижением работоспособности, развитием утомления. Иногда при этом требуются отдых, временный отказ от работы.
Вторичное повышение (пятая фаза) работоспособности наблюдается в конце рабочего дня, она возникает вследствие мобилизации резервной работоспособности.
Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся типов работоспособности у школьников. Первый тип – постепенное повышение работоспособности от первого часа учебы до конца школьной смены. Второй тип – наибольший подъем работоспособности наступает в первый час и снижается в последующие. При третьем типе наблюдаются многократные колебания умственной работоспособности в течение дня. Четвертый тип отличается устойчивым сохранением работоспособности с первой минуты до окончания пребывания в школе.
Таким образом, кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Если не учитывать в учебном процессе физиологические особенности младших школьников – это может привести к различным отклонениям в здоровье.
Глава 2. Создание здоровьесберегающего пространства как повышения качества образования
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоров- это:
- совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье- это:
- высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей
1. Использование данных
мониторинга состояния
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.