Создание здоровьесберегающего образовательного пространства для детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………................13
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ...........................................13
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….................31

Работа содержит 1 файл

дипломный проект.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Физиологические системы  организма в 6-7 лет должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень надежности, то есть дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости и именно с ней связано обучение письму.

Формирование мыслительной деятельности тесно связано с возрастным созреванием коры головного мозга и его отделов. В начале обучения у детей преобладает наглядно – образное мышление, что позволяет усваивать учебную программу на конкретном наглядном материале. В дальнейшем формируется словесно - логическое мышление, которое базируется на практических навыках. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему.

Возрастными особенностями  внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая  устойчивость. В данном возрасте школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.

Обычно внимание противопоставляется  рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Рассеянность может быть результатом неустойчивости и слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое.   Такое внимание характерно также для детей в состоянии утомления и во время болезни.

Ребенок психологически готов к обучению. Физическое развитие детей младшего школьного возраста позволяет им заниматься от 3 до 5 часов в день. У него достаточно развита память, любознательность, воображение.  Ребенок способен связно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать, пробует делать выводы. Но в уровне готовности к обучению могут быть значительные индивидуальные различия. Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:

    • 10% того, что читают;
    • 26% того, что слышат;
    • 30% того, что видят;
    • 50% того, что видят и слышат;
    • 70% того, что обсуждают с другими;
    • 80% того, что основано на личном опыте;
    • 90% того, что проговаривают, в то время как делают;
    • 95% того, чему они обучаются сами.

Возрастной особенностью младшего школьника является импульсивность  – склонность незамедлительно действовать. Он не умеет упорно следовать цели, преодолевать трудности, при неудаче может терять веру в свои силы.

Таким образом, чтобы не было психологической и физической перегрузки, очень важно правильно строить учебный процесс. Планируя урок, учитель должен сформулировать его цель, поставить задачи, затем отобрать содержание урока, выбрать методы обучения, продумать свою деятельность и деятельность учащихся. Не стоит стремиться «освоить» всю страничку учебника, желательно учитывать возможности конкретного класса. Не следует загромождать урок. Всякая наглядность должна быть оправдана – наглядность ради наглядности отвлекает и утомляет детей.

От учителя требуется  кропотливая работа по овладению  всеми тонкостями педагогической этики. Это имеет прямое отношение не только к здоровью ребенка, но и к  его успеваемости. Успеваемость ученика  зависит не только от сиюминутного физиологического состояния его организма, но и от психологической установки на весь учебный процесс.

Психологическое взаимоотношение  учителя и ученика влияет на работоспособность  детей и должны выстраиваться по следующей схеме:

– спокойное общение с ребенком и обращение к нему по имени;

– стараться не провоцировать стрессовые ситуации;

– инструкцию даем один раз, четко ее проговаривая, начиная с простой задачи, затем переходим к более сложной;

– задавая вопрос, ждем не менее 10 секунд, чтобы ребенок мог обдумать ответ;

– хвалим при всех, делаем замечания – наедине.

Таким образом, лишь в  деятельности ребенок усваивает  знания непринужденно и более  полно. А это значит, новый материал надо не объяснять, а организовывать деятельность детей по его изучению.

Современная физиология выделяет несколько фаз работоспособности, которая меняется под влиянием целого ряда факторов.

Первая фаза умственного труда – предрабочее состояние. В организме протекают физиологические процессы под влиянием мыслей о предстоящем деле, других условных раздражителей, сигнализирующих о начале умственной деятельности. Во второй фазе происходит постепенное включение различных функций организма, налаживание необходимых регуляторных механизмов. Эта фаза характеризуется некоторым повышением работоспособности и называется состоянием «врабатываемости». В третьей фазе работоспособность стабилизируется и удерживается в течение некоторого времени. Следующая, четвертая фаза характеризуется снижением работоспособности, развитием утомления. Иногда при этом требуются отдых, временный отказ от работы.

Вторичное повышение (пятая фаза) работоспособности наблюдается в конце рабочего дня, она возникает вследствие мобилизации резервной работоспособности.

Можно выделить несколько  наиболее часто встречающихся типов работоспособности у школьников. Первый тип – постепенное повышение работоспособности от первого часа учебы до конца школьной смены. Второй тип – наибольший подъем работоспособности наступает в первый час и снижается в последующие. При третьем типе наблюдаются многократные колебания умственной работоспособности в течение дня. Четвертый тип отличается устойчивым сохранением работоспособности с первой минуты до окончания пребывания в школе.

Таким образом, кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Если не учитывать в учебном процессе физиологические особенности младших школьников – это может привести к различным отклонениям в здоровье.

 

 

Глава 2. Создание здоровьесберегающего пространства как повышения качества образования

 

2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие

 

 

Охрану здоровья детей  можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений  понятия «здоровье». Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое  здоров- это:

- совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

- состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого  составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье- это:

-  высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

- состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное  здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное  здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия  «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней  среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды  обитания. Здоровье формируется в  результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

 

2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии

 

 

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные  технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

•  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной  технологией можно рассматривать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входят:

1.  Использование данных  мониторинга состояния здоровья  учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.   Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.

3.  Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных  видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развива­ется эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью  и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Информация о работе Создание здоровьесберегающего образовательного пространства для детей младшего школьного возраста