Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:20, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………................13
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ...........................................13
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….................31
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края
Государственное общеобразовательное учреждение
среднего профессионального
«Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Руководитель:
Пермь 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………............
1.1. Построение учебного
процесса в начальной школе
с учетом возрастных
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ..............................
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Одной из центральных проблем современного российского образования является сохранение здоровья подрастающего поколения.
Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро и подстраиваться под нужный ритм. Выраженный дисбаланс нагрузок усиливает дезадаптацию к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников.
Однако, в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся, особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия.
Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, где учебная нагрузка из года в год увеличивается. Занятый приготовлением многочисленных уроков ребенок живет лихорадочной жизнью, сопровождаемой к тому же гиподинамией, нарушением режима питания, сокращением продолжительности сна и отдыха. В течение учебного года эти неблагоприятные сдвиги в организме ребенка аккумулируются в хронические заболевания – функциональные расстройства нервной системы, вегетативно-сосудистые сдвиги с наклонностью к повышению кровяного давления.
По данным исследований за последнее десятилетие, здоровыми считаются лишь от 5 до 25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры: среди первоклассников на начало учебного года нарушения здоровья имеют 20% детей, а к концу года их число увеличивается до 70%. За период обучения, у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 3 раза - патология органов пищеварения в 4 раза - психоневрологических отклонений. Все эти негативные процессы являются следствием школьной перегрузки.
В течение учебного дня,
утомление детей постепенно нарастает
и работоспособность их снижается.
В начальной стадии утомления
превалирует процесс возбуждени
Важнейшей проблемой образования, особенно в начальной школе, является создание условий для снижения негативного воздействия обучения на всех участников учебного процесса, для оптимального личностного развития обучающихся. Одним из необходимых условий является создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Чтобы создать условия для здоровьесбережения, нужна консолидация всех: семьи, государства, и, конечно, школы. Ключевую роль здесь должна сыграть именно школа.
В настоящее время в педагогических, психофизиологических и медицинских исследованиях среди ряда факторов формирования здоровья ведущим определяется здоровый образ жизни, что отражено в работах Р. И. Айзмана, В. Ф. Базарного, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Э. М. Казина, В. В. Колбанова, А. Г. Комкова, Г. А. Кураева, Ю. П. Лисицына, Н. К. Смирнова и др.
Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей и это предполагает направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников.
В связи с вышесказанным наша работа будет направлена на изучение исследуемой проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников через построение здоровьесберегающей образовательной среды.
Проблема исследования: Как организовать учебный процесс и создать здоровьесберегающее образовательное пространство для устранения перегрузки и переутомления учащихся.
Объектом исследования является процесс формирования здоровья учащихся, через создание здоровьесберегающего образовательного пространства.
Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающей технологии по системе Базарного.
Гипотеза исследования.
В данной работе мы выдвинули гипотезу о том, что использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках.
Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.
Глава 1. Проблемы обучения и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Начало обучения изменяет жизнь ребенка. Это новые контакты, требования, принципиально новый вид деятельности, значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки и постоянное ежедневное в течение 10 – 11 лет функциональное напряжение, а нередко и перенапряжение. В школе и за школьными уроками дети проводят до 70% времени бодрствования. Таким образом, ребенок растет на фоне и под влиянием учебных нагрузок. От того, насколько эти нагрузки соответствуют возрастным возможностям детского организма, какую "физиологическую цену" платит организм за интенсивный и длительный учебный процесс, зависит физическое и психическое здоровье детей.
Можно ли сделать процесс обучения педагогически эффективным и физиологически безопасным, безболезненным, не сказывающимся отрицательно на росте и развитии детей, или это невозможно – и ребенок обречен на перегрузки, перенапряжение, нарушения здоровья? Ответ на этот вопрос однозначен и прост: "Да, возможно", если вся организация учебного процесса будет строиться с учетом возрастных особенностей ребенка и позволит учитывать его индивидуальные особенности. Для этого необходимы следующие условия:
- рациональная организация учебного процесса (урок, учебный день, неделя, год) с учетом возрастных особенностей организации деятельности, внимания, способности работать не отвлекаясь, работоспособности, утомляемости и т.п.;
- соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся, особенно при использовании компьютерных технологий;
- адекватность школьных требований (прежде всего требований педагога) психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.
В процессе обучения многое имеет значение: темп речи учителя, ее громкость, взгляд, интонация, четкость задания и требования, время, которое дается для выполнения задания, как учитель оценивает работу ребенка. Необходимо помнить, что любая учебная деятельность связана со значительным функциональным напряжением всех систем организма.
Известно, что источником негативного воздействия на организм ребенка являются не только экологические и социально-экономические условия, но и собственно учебный процесс - его содержание, способы обучения и формы организации деятельности школьников.
В современной литературе встречается немало статьей по проблеме перегрузки. Например, Мензул Е.В. (заведующая лабораторией социально-педагогических исследований при Самарском государственном медицинском университете) в своей статье «Оценка психических состояний младших школьников» изучает эмоциональное состояние школьников, как один из показателей перегрузки в регулярно повторяющихся оценочных ситуациях. В своих исследованиях автор говорит о том, что большинство (более 50-60 %) обследованных учащихся находятся в состоянии обиды, тревожности, усталости, стыда, страха, беспомощности, что негативно влияет на их здоровье.
В статье «Комплекс физкультминуток на общеобразовательных уроках» Пензулаевой Л.И. (кандидат педагогических наук, г. Москва) говорится, что на общеобразовательных уроках учащимся трудно удерживать постоянное внимание и, чтобы предупредить нарастающее утомление, необходимы физические упражнения. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель. Это зависит от физической подготовленности детей, а сигналом к смене деятельности могут служить заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания и т.д. Практика показывает, что это происходит в середине урока, на 21-22-й минуте, а иногда значительно раньше. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, физическую подготовленность, поэтому их проведение так необходимо.
Таким образом, для того чтобы правильно построить учебный процесс, который бы устранял перегрузку детей младшего школьного возраста, нужно ориентироваться на личностные особенности учащегося, его физиологическое и психическое развитие.
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей
Ребенок 7–11 лет развивается физически относительно спокойно. Костная система находится в стадии формирования, поэтому необходимо заботиться об осанке, окостенение кисти и пальцев также не закончилось, в связи с чем, мелкие и точные движения затруднены и утомительны. У младших школьников происходит удлинение костей, что может иногда сопровождаться ноющими болями, мышцы увеличиваются по длине, ширине и толщине.