Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:20, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………................13
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ...........................................13
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….................31
к середине первого года обучения количество учащихся со зрением vis 1,0/1,0 увеличилось на одного человека, что составило 55,5% от общего числа учащихся; (см.таб. №2)
Таблица №2
Показатели остроты зрения
№ |
Список класса |
Острота зрения к середине первого года обучения |
1 |
Анастасия А. |
0,6/0,8 |
2 |
Василиса Б. |
0,9/0,9 |
3 |
Дмитрий М. |
1,0/1,0 |
4 |
Екатерина М. |
1,0/1,0 |
5 |
Павел Н. |
1,0/1,0 |
6 |
Юлия Н. |
1,0/1,0 |
7 |
Никита О. |
0,9/0,9 |
8 |
Александр Р. |
1,0/1,0 |
9 |
Тимур С. |
1,0/1,0 |
10 |
Михаил С. |
1,0/1,0 |
11 |
Наташа Т. |
0,7/0,9 |
12 |
Екатерина Т. |
0,9/0,9 |
13 |
Константин Т. |
0,8/0,8 |
14 |
Стас У. |
0,3/0,7 |
15 |
Александр Ф. |
1,0/1,0 |
16 |
Дмитрий Х. |
1,0/1,0 |
17 |
Анастасия Х. |
1,0/1,0 |
18 |
Сергей Ш. |
0,6/0,9 |
- к концу четвертого года обучения (2006 г.) учащихся, имеющих vis 1,0/ 1,0 стало 17 человек, что составило 94,4%;
- у
одного ребенка зрение
Таблица№3
Показатели остроты зрения
№ |
Список класса |
Острота зрения к середине первого года обучения |
1 |
Анастасия А. |
1,0/1,0 |
2 |
Василиса б. |
1,0/1,0 |
3 |
Дмитрий М. |
1,0/1,0 |
4 |
Екатерина М. |
1,0/1,0 |
5 |
Павел Н. |
1,0/1,0 |
6 |
Юлия Н. |
1,0/1,0 |
7 |
Никита О. |
1,0/1,0 |
8 |
Александр Р. |
1,0/1,0 |
9 |
Тимур С. |
1,0/1,0 |
10 |
Михаил С. |
1,0/1,0 |
11 |
Наташа Т. |
1,0/1,0 |
12 |
Екатерина Т. |
1,0/1,0 |
13 |
Константин Т. |
1,0/1,0 |
14 |
Стас У. |
0,2/0,4 |
15 |
Александр Ф. |
1,0/1,0 |
16 |
Дмитрий Х. |
1,0/1,0 |
17 |
Анастасия Х. |
1,0/1,0 |
18 |
Сергей Ш. |
1,0/1,0 |
Далее нами были рассмотрены показатели состояния осанки детей, т.к. эти данные отражают не только качество физического развития детей, но и качество энергетического и функционального статуса, в том числе уровня общего здоровья в целом. И это не случайно, т.к. осанка, в той либо иной степени всегда глубоко затрагивает не только структуру позвоночника, но и функциональное состояние центрального ствола спинного мозга, регулирующего энерго-формационные процессы внутренних органов и систем организма.
Таким образом, результаты показали, что к началу первого года обучения 100% детей уже имели отклонения в осанки. (см. диаграмму №1)
Диаграмма№1
К середине первого года обучения наблюдается улучшение состояния осанки у 28% учащихся. (см. диаграмму№2)
Диаграмма №2
К концу четвертого учебного года состояние осанки улучшилось на 44.4%. (см. диаграмму №3)
Диаграмма№3
В школе большое внимание уделяется созданию внутреннего здоровьесберегающего пространства, что предполагает:
• приведение состояния здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами;
• оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
• наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
• организация рационального питания (организация диетпитания);
• наличие здоровьесберегающей службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды ).
Также еще отличительной особенностью школы является то, что каждый учебный день начинается с утренней гимнастики, поэтому способствует система радиодификации. Комплексы зарядки записаны и меняются два раза в месяц. Такая утренняя гимнастика способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, повышает работоспособность детей.
Заключение
Изучив научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что необходимым условием решения данной проблемы является создание в начальной школе здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие составляющие:
- повышение профессиональной
компетентности учителя в
- оптимизация режима
и организации учебно-
- использование
- формирование у учащихся и их родителей мышления, направленного на сохранение и укрепление здоровья.
В ходе исследовательской работы нами были выработаны определения основных рабочих понятий. Под организацией здоровьесберегающей образовательной среды мы понимаем: совокупность педагогических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья младших школьников; реализацию здоровьесберегающего режима работы; воспитание основ здорового образа жизни у учащихся начальной школы; мониторинг здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.
Здоровьесберегающий режим работы рассматривался как совокупность организационно-педагогических (расписание занятий, режим и организация перемен) и санитарно-гигиенических (соблюдение норм и требований) условий, позволяющих обеспечить распределение учебной нагрузки, труда и отдыха, учащихся в течение дня, недели, четверти и года с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.
Наблюдения показали, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности и что система В.Ф. Базарного, используемая учителем, помогла создать условия для сохранения здоровье школьников.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. Пос. 2-е изд., перераб. СПБ., 2000.
2.Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
4. Грузков В.Н., Кулагина Л.И. Здоровый образ жизни учащихся сельской школы // Начальная школа. 2007. №9.
5. Дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. М.: АРКТИ, 2002.
6. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000.
7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 4-е изд., М.,2006.
8. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка (динамические упражнения для детей 6-10 лет). М.: Творческий центр, 2002.
9. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
10. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.
11.. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в лет.П., 1997.
12. Мензул Е.В. Оценка психических состояний младших школьников // Начальная школа. 2008. №2.
13.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
14. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.
15. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.
17.Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
18. Пензулаева Л.И. Комплексы физкультминуток на общеобразовательных уроках // Начальная школа. 2003. №6.
19. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.
20. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.
21. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.
22. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.ера, 2002.
23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2003.
24. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.
25. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования. Межрегиональная научно-практическая конференция. Сборник материалов. – П., 2005.
26. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
27. Физкультминутки для ученика и учителя: Метод. пос. 2-е изд., испр и доп. – П., ПОИПКРО, 2006.
28. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В.
29. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.
30. Чурилов И.И. мировосприятие ребенка: Личностное развитие от 7 до 18
31.Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
33. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).
34. Якиманская И. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2.
35.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: Иматон, 1997.