Создание здоровьесберегающего образовательного пространства для детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 08:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение влияния здоровьесберегающей технологии на улучшение состояния здоровья и качество жизни детей в процессе учебной деятельности.
Для подтверждения этой гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности детей начальной школы;
2. изучить научно-методическую литературу по проблемам перегрузки в учебном процессе и ее влияния на здоровье младших школьников;
3. изучить влияние здоровьесберегающей технологии по системе Базарного на состояние учащихся;
4. обработать результаты исследования по использованию здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Метод исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ результатов исследования, сравнение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7
1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………................13
2.1. Понятие «здоровье», его основные составляющие ...........................................13
2.2. Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии…...…14
2.3. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения………………………….20
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОНДРАТОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ..........................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….................31

Работа содержит 1 файл

дипломный проект.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

 

  к середине первого года обучения количество учащихся со зрением  vis  1,0/1,0  увеличилось на одного человека, что составило 55,5% от общего  числа учащихся; (см.таб. №2)

Таблица №2

Показатели остроты  зрения

 

Список класса

Острота зрения

к середине первого года обучения

1

Анастасия А.

0,6/0,8

2

Василиса Б.

0,9/0,9

3

Дмитрий М.

1,0/1,0

4

Екатерина М.

1,0/1,0

5

 Павел Н.

1,0/1,0

6

Юлия Н.

1,0/1,0

7

Никита О.

0,9/0,9

8

Александр Р.

1,0/1,0

9

Тимур С.

1,0/1,0

10

Михаил С.

1,0/1,0

11

Наташа Т.

0,7/0,9

12

Екатерина Т.

0,9/0,9

13

Константин Т.

0,8/0,8

14

 Стас У.

0,3/0,7

15

Александр Ф.

1,0/1,0

16

Дмитрий Х.

1,0/1,0

17

Анастасия Х.

1,0/1,0

18

Сергей Ш.

0,6/0,9


 

- к  концу четвертого года обучения (2006 г.)  учащихся, имеющих  vis  1,0/ 1,0   стало 17 человек, что составило 94,4%;

- у  одного ребенка зрение осталось  без изменений. (см. таб.№3)

Таблица№3

Показатели остроты  зрения

 

Список класса

Острота зрения

к середине первого года обучения

1

Анастасия А.

1,0/1,0

2

Василиса б.

1,0/1,0

3

Дмитрий М.

1,0/1,0

4

Екатерина М.

1,0/1,0

5

Павел Н.

1,0/1,0

6

Юлия Н.

1,0/1,0

7

Никита О.

1,0/1,0

8

Александр Р.

1,0/1,0

9

Тимур С.

1,0/1,0

10

Михаил С.

1,0/1,0

11

Наташа Т.

1,0/1,0

12

 Екатерина Т.

1,0/1,0

13

Константин Т.

1,0/1,0

14

Стас У.

0,2/0,4

15

Александр Ф.

1,0/1,0

16

Дмитрий Х.

1,0/1,0

17

Анастасия Х.

1,0/1,0

18

Сергей Ш.

1,0/1,0


 

 

Далее нами были рассмотрены показатели состояния  осанки детей, т.к. эти данные отражают не только качество физического развития детей, но и качество энергетического и функционального статуса, в том числе уровня общего здоровья в целом. И это не случайно, т.к. осанка, в той либо иной степени всегда глубоко затрагивает не только структуру позвоночника, но и функциональное состояние центрального ствола спинного мозга, регулирующего энерго-формационные процессы внутренних органов и систем организма.

Таким образом, результаты показали, что к началу первого года обучения 100% детей   уже имели отклонения в осанки. (см. диаграмму №1)

 

Диаграмма№1

 

 

К середине первого года обучения наблюдается улучшение состояния осанки у 28% учащихся. (см. диаграмму№2)

Диаграмма №2

 

К концу  четвертого  учебного года состояние  осанки улучшилось на 44.4%. (см. диаграмму №3)

Диаграмма№3

 

     

 

В школе большое внимание уделяется созданию внутреннего здоровьесберегающего пространства, что предполагает:

• приведение состояния  здания и помещений школы в  соответствие с гигиеническими нормативами;

• оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок  необходимым оборудованием и  инвентарем;

• наличие и необходимое  оснащение медицинского кабинета;

• наличие и необходимое  оснащение школьной столовой;

• организация рационального  питания (организация диетпитания);

• наличие здоровьесберегающей  службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды ).

Также еще отличительной особенностью школы является то, что каждый учебный день начинается с утренней гимнастики, поэтому способствует система радиодификации. Комплексы зарядки записаны и меняются два раза в месяц. Такая утренняя  гимнастика  способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, повышает работоспособность детей.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Изучив научно-методическую литературу, мы пришли  к выводу, что необходимым условием решения данной проблемы является создание в начальной школе здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие составляющие:

- повышение профессиональной  компетентности учителя в области  сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся; формирование значимых для сохранения  здоровья ценностных ориентаций и смысловых установок учителя;

- оптимизация режима  и организации учебно-воспитательного  процесса, санитарно-гигиенических  условий, режима двигательной активности учащихся;

- использование здоровьесберегающих  приемов, средств, форм и технологий  обучения;

- формирование у учащихся  и их родителей мышления, направленного  на сохранение и укрепление  здоровья.

В ходе исследовательской  работы нами были выработаны определения основных рабочих понятий. Под организацией здоровьесберегающей образовательной среды мы понимаем: совокупность педагогических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и формирование здоровья младших школьников; реализацию здоровьесберегающего режима работы; воспитание основ здорового образа жизни у учащихся начальной школы; мониторинг здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.

Здоровьесберегающий режим  работы рассматривался как совокупность организационно-педагогических (расписание занятий, режим и организация перемен) и санитарно-гигиенических (соблюдение норм  и требований) условий, позволяющих обеспечить распределение учебной нагрузки, труда и отдыха, учащихся в течение дня, недели, четверти и года с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.

Наблюдения  показали, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности и что система В.Ф. Базарного, используемая учителем, помогла создать условия для  сохранения здоровье школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. Пос. 2-е изд., перераб. СПБ., 2000.

2.Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.

3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.:       Издательство Института психотерапии, 2002.

4. Грузков В.Н., Кулагина Л.И. Здоровый образ жизни учащихся сельской школы // Начальная школа. 2007. №9.

5. Дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. М.: АРКТИ, 2002.

6. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000.

7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 4-е изд., М.,2006.

8. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка (динамические упражнения для детей 6-10 лет). М.: Творческий центр, 2002.

9. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.

10. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.

11.. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в лет.П., 1997.

12. Мензул Е.В. Оценка психических состояний младших школьников // Начальная школа. 2008. №2.

13.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.

14. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.

15. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: психология образования.

17.Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.

18. Пензулаева Л.И. Комплексы физкультминуток на общеобразовательных уроках // Начальная школа. 2003. №6.

19. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.

20. Поляков С. Не ходите, дети, в школу…: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.

21. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.

22. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.ера, 2002.

23. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2003.

24. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.

25. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования. Межрегиональная научно-практическая конференция. Сборник   материалов. – П., 2005.

26. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.

27. Физкультминутки для ученика и учителя: Метод. пос. 2-е изд., испр и доп. –     П., ПОИПКРО, 2006.

28. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В.

29. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.

30. Чурилов И.И. мировосприятие ребенка: Личностное развитие от 7 до 18

31.Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.

33. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).

34. Якиманская И. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. -  № 2.

35.Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: Иматон, 1997.

 

 


Информация о работе Создание здоровьесберегающего образовательного пространства для детей младшего школьного возраста