Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности процесса социализации личности ребенка на основе системы М. Монтессори .
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы социализации личности ребенка.
1.1 Дать понятие социализации личности;
1.2 Изучить и проанализировать сущность процесса социализации личности;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации личности ребенка 7
1.1. Понятие социализации личности 7
1.1.1. Понятие «социализация личности» в философии 8
1.1.2. Понятие «социализация личности» в психологии 12
1.1.3. Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования 17
1.2. Педагогическая сущность процесса социализации ребенка 19
1.2.1. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации 19
1.2.2. Механизм процесса социализации 27
1.2.3. Характеристика иных механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности 29
Выводы по главе 1. 35
Глава 2. Практическая часть 39
2.1. Социализация ребенка в педагогической системе
М. Монтессори 39
2.2. Характеристика учреждения, на базе которого исследовался социализации личности по педагогической системе М. Монтессори 46
2.3. Анализ и результаты методики М. Монтессори 48
Выводы по главе 2. 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 55
Весьма существенно, что на микросоциальном уровне (на уровне социальных влияний семьи, группы сверстников, общения в воспитательных учреждениях и школе) в качестве субъекта и объекта социализации проявляют себя традиционные персонажи педагогического процесса -- воспитатель и воспитанник. Воспитатель -- сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельности в процессе социализации предстает как бы в двух «плоскостях».
Во-первых, он воспринимается ребенком как часть, как представитель определенной среды, конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые, воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровне параллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными актами.
Во-вторых, воспитатель может действовать и открыто, целенаправленно через социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем ребенок воспринимает мягче и естественнее «социальную субъектность» воспитателя. Но при этом сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взрослом взаимодействии с социумом.
Главная характеристика воспитанника в процессе социализации -- носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.
В нашем научном обиходе в качестве метафоры встречается определение человека как существа «генетически социального». Такие штампы нередко уводят от предметного смысла характеристики, а суть ее в том, что ребенок с первых же минут рождения включается в сложный мир человеческих социальных связей. Сущностью его жизни становятся не сами по себе воздействия окружающей среды (природной, культурной, социальной), а первые опыты сотрудничества со взрослыми, осознание изменений, которые происходят как с предметом его деятельности, так и с ним самим. Бесспорно, ребенок представляем взрослым традиционно как объект социализации, на которого направлены все заботы, чтобы он занял достойное место в обществе. Но ребенок в той или иной степени (насколько он в этом плане воспитан) всегда проявляет позицию субъекта своей жизнедеятельности.
Цель как компонент процесса социализации существует не сама и себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируемся в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели социализации помогает выйти на личностный план социализации, на избирательные действия личности в системе «цель -- мотив», которые и составляют предмет воспитания и самовоспитания.
Все
рассмотренные компоненты процесса социализации
связаны как составляющие единой педагогической
системы (рис. 1).29
1.2.2 Механизм процесса социализации
Каков механизм взаимодействия основных компонентов процесса социализации? Движущей силой социального развития личности в современной науке признается противоречие между двумя моментами, двумя составляющими субъекта -- потенциальным и актуальным. Эти противоречия неизбежно возникают в «точке столкновения» объективной системы социальных требований, предъявляемых субъекту, и его реальной жизнедеятельностью.
Согласно убедительному высказыванию Л.И. Анцыферовой, личность -- это «человек, постоянно и повествующий самому себе о своих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике с подразумеваемыми собеседниками утверждающий, защищающий, осуждающий, изменяющий, совершенствующий себя».30
Иными словами, механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. А как известно, организация деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания, что прямо указывает на педагогическую природу процесса социализации. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Рис.
1. Модель социализации ребенка как педагогической
системы
1.2.3 Характеристика иных механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности
Существуют и другие обоснования механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности. И.П. Подласый описывает следующие основные механизмы социализации.
Подавление, суть которого сводится к вытеснению из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Различают внутреннее и внешнее подавление.
Внутреннее, в свою очередь, делится на непроизвольное и произвольное. Непроизвольное принимает чаще всего форму забывания.
Произвольнее подавление осуществляется усилием воли самой личности. Внешнее подавление -- распространенный метод воспитания.
Изоляция как механизм социализации связана с тем, что человек вытесняет неприятные для него впечатления. В случае действия этого механизма впечатление осознается как нейтральное и безобидное для человека. Изоляция наблюдается преимущественно при разрешении конфликтов.
Самоограничение играет важную роль в процессе социализации. Если воспитаннику кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения его товарищей, он начинает страдать, хуже учится, его самоуважение понижается. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». В некоторых случаях использование самоограничения оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации, однако длительное самоограничение может привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, после первых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенциально талантливые люди не могут раскрыться в полную силу.
Приписывание собственных недостатков другим составляет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других -- этим человек сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже вор видит всех своими сообщниками.
Один из основных механизмов социализации -- идентификация. В процессе идентификации воспитанник подсознательно уподобляет себя своим товарищам, которые служат для него образцом поведения.
Это приводит к подражанию их действиям и переживаниям, присвоению их ценностей и установок. Объектами идентификации могут стать не только реальные, но и воображаемые люди. Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой.
С идентификацией тесно связана интроекция, когда качества и установки другого как бы «встраиваются» в сознание без специальной переработки, в неизменном виде. Хотя механизм действует подсознательно, при самоанализе результаты интроекции осознаются.
Эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания, -- значимый механизм социализации для эмоционально развитых личностей.
В напряженных ситуациях «включается» механизм интеллектуализации. Воспитанник старшего возраста начинает рассуждать абстрактно и ищет выход из ситуации как бы не для себя, а для другого человека. Этот механизм обычно включается, когда воспитанник сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, переход в другую школу, поступление в вуз). Интенсивная интеллектуализация наблюдается в период полового созревания, когда возникают сильные эмоции.31
Суть рационализации состоит в том, что воспитанник изобретает, по его мнению, логичные суждения и умозаключения для объяснения своих поступков и действий. Юные рационализаторы чаще всего используют дискредитацию цели («то, что мне недоступно, никуда не годится»), самодискредитацию («не очень-то и хотелось»), самообман («не было возможности»).
Для ослабления мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования действий. Когда воспитанник просит прощения, он верит, что его поступок аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью. Многие достигают в этом совершенства, привыкая к всепрощению с детства.
В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.
В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. (Г.М. Андреева).
Отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. 32
Проф. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:33
-- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
-- мезофакторы -- условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
-- микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, -- учебные, профессиональные и др.).
В последние годы возрастает значение макрофакторов социализации, в первую очередь природно-географических условий, которые как прямым, так и косвенным путем влияют на становление личности.
Экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставляют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.
У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.
В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.
Темпы
социализации подрастающего поколения
сегодня отстают от темпов и уровня развития
общества, что приводит к торможению общественно
значимых процессов. В этом плане следует
говорить о социальном заказе общества
институтам социализации.
Выводы по главе 1
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии.
Информация о работе Социализация детей как процесс включения в систему общественных отношений