Социализация детей как процесс включения в систему общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности процесса социализации личности ребенка на основе системы М. Монтессори .
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы социализации личности ребенка.
1.1 Дать понятие социализации личности;
1.2 Изучить и проанализировать сущность процесса социализации личности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации личности ребенка 7
1.1. Понятие социализации личности 7
1.1.1. Понятие «социализация личности» в философии 8
1.1.2. Понятие «социализация личности» в психологии 12
1.1.3. Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования 17
1.2. Педагогическая сущность процесса социализации ребенка 19
1.2.1. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации 19
1.2.2. Механизм процесса социализации 27
1.2.3. Характеристика иных механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности 29
Выводы по главе 1. 35
Глава 2. Практическая часть 39
2.1. Социализация ребенка в педагогической системе
М. Монтессори 39
2.2. Характеристика учреждения, на базе которого исследовался социализации личности по педагогической системе М. Монтессори 46
2.3. Анализ и результаты методики М. Монтессори 48
Выводы по главе 2. 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая Методика рабСП.doc

— 1.82 Мб (Скачать)

     Философы (Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.), рассуждая о телесно-духовной природе человека, ее многосторонности, способности к бесконечному совершенствованию, возвращались к идеалу гармоничного физического воспитания во имя всеобщего счастья.7

     В новое время гениальный чешский педагог, мудрый философ Я.А. Коменский трансформировал в своем мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Концепция философа это - поистине гимн человеку с его безграничными способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества, с его стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии. Человек поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он высшая ценность, цель в себе. 8

     Просветители XVII- XVIII вв. не сомневались, что человек социален. Они обратили внимание на детерминацию индивидуального развития социальными условиями. Идея культуросообразности социального воспитания отчетливо, хотя и не сформировано, впервые проявляется в трудах Д. Локка. Выступив против теории "врожденных идей и принципов" и утверждая, что душа - это "tabula rasa" (т.е. чистая доска), он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия которого у людей, по его мнению, определяются воспитанием и условиями жизни.9 Основываясь на философско-педагогических воззрениях Д. Локка, французский философ XVIII в. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И Локк, и Гельвеции, акцентируя внимание на роли среды в развитии человека, уделяли серьезное внимание значению социокультурного фактора в воспитании.10

     Д. Дидро отмечал, что природа и строение человека таковы, что вне общества он не мог бы ни сохранить свою жизнь, ни развить и улучшить свои способности и таланты, ни добыть себе подлинное и прочное счастье. По мнению П. Гольбаха, «не природа создает дурных людей, а наши учреждения заставляют их быть такими. Ребенок, воспитанный среди разбойников, может стать злодеем, если бы он был воспитан среди добродетельных людей, то сам бы стал добродетельным человеком».11

     Ж.-Ж. Руссо сделал вывод о том, что человеческие пороки и страдания порождаются средой, плохим воспитанием, неразумным общественным устройством. Он представлял социум как сообщество свободных людей, мелких землевладельцев, живущих своим трудом, руководствующихся в своем поведении идеями общего блага, "всеобщего интереса". И воспитание в таком обществе - общечеловеческое, предполагающее равные права и возможности каждого его члена обрести самого себя, свою уверенность и свободу, обрести способности "работать как крестьянин и думать как философ", реализовать себя как творческую индивидуальность.12

     Особый интерес для нашего исследования представляют идеи немецких классических философов о социальной сущности человека. В немецкой классической философии выделялся аспект социального становления личности, в частности вопрос воспитания. Главная задача научного знания, по И.Канту, состоит в том, чтобы помочь индивиду стать не просто знающим и воспитанным, а человеком - членом социума. "Социальное становление есть направленный процесс осознания человеком интересов общества".

     По мнению Г.Гегеля, "у человека две стороны - единичность и всеобщая сущность.

     В связи с этим его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы - образовывать себя". Цель работы педагога (ведь от рождения человек не бывает тем, кем он должен быть) заключается в том, чтобы «показать человеку как природному существу, путь, следуя которому он снова рождается: его первая природа превращается во вторую, духовную природу». 13

     Л. Фейербах понимает сущность человека как определяемую социальными связями: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо в общении, единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между я и ты».14 Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Л.Фейербаху, самореализация человека. В ходе этого общения и совместной деятельности происходит процесс социализации.15

     В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса подчеркивается, что важным условием социального становления личности является включение индивида в социальное целое - в общественную систему. С этих позиций стало возможным увидеть социальное развитие индивида как взаимодействие личности и общества, как двусторонний процесс. Главным механизмом развития личности теоретики диалектического материализма определяли практику. Именно в ходе практической деятельности человек изменяет действительность и самого себя. Личность - продукт самосозидания.

     Большой вклад в совершенствование теории социального становления индивида внесли русские философы. В произведениях А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова указано на то, что человек и мир взаимодействуют друг с другом.

     В философско-антропологических взглядах А.Н. Радищева человек представлен как часть природы, которая развивается по единым законам с другими природными существами. Человек - это и социальное существо, он "рожден для общежития", нуждается в общественных связях и отношениях. Не случайно в воспитательном идеале Радищева мужество и стойкость, верность убеждениям, служение обществу - святые понятия.16

     В.Г. Белинский писал: "Создавши человека, природа совершила дела творчества и перестала быть творящею, приготовивши в человеке личность в возможности, природа предоставила дальнейшее развитие этой личности уже другой, более высшей, более духовной сфере жизни: отселе человек должен был развиваться через сообщество с подобными себя".

     Особым природным даром считал Н.А. Добролюбов "нежность и деликатность души", "действительную чуткость к страданиям и радостям других"; главная мысль деликатного характера - "не стеснить кого-нибудь, не быть кому-нибудь в тягость".17 

     1.1.2 Понятие «социализация личности» в психологии

     В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние регуляции (социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации и др.

     Подвергая анализу процесс приобретения индивидом опыта, психология уделяет особое внимание внутренним процессам психики человека, а также факторам, имеющим влияние на нее. Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихических, межличностных процессов.

     Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику.

     Таким образом, «индивидуальное» и «социальное» оказывается связанными друг с другом. Для обозначения процесса овладения индивидом социальным опытом, формами поведения и деятельности, становящимися содержанием его психической жизни, Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуация развития.18

     По выделению различных механизмов социализации на междисциплинарном уровне можно выделить следующие концепции социализации:

       психоаналистическую,

       интеракционистскую,

       культурологическую.

     В психоаналистической концепции (Бехтерев В.М., Кон И.С. и др.): процесс социализации понимается как усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей.19

     Такая позиция близка и интеракцианистской концепции (Дж. Г. Мид, У.М. Уэнтворт и др.), которая рассматривает социализацию как усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных взаимодействий), т.е. как интерсубъектный процесс.20

     Социальная роль трактуется как совокупность заранее данных (созданных обществом) правил и ожидаемых способов поведения и общения, которые соответствуют определенному месту человека в группе и обществе.

     Исходя из того, что социализация представляет собой сложный, состоящий из нескольких последовательно проходящих этапов, процесс, авторы психоанализа выделяют следующие этапы социализации: психогенетический, образно-символический, интеллектуально-концептуальный (См., например, К. Блага и М. Шебек (Блага и Шебек: 1991)).21

     На психогенетическом этапе у ребенка путем проб и ошибок вырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей.

     На образно-символическом этапе образы, возникающие при блокаде привычного акта, связываются с неким жестом, звуком и т.п. и последние приобретают значение символа.

     Ителлектуально-концептуальный этап характеризуется тем, что посредством символов ребенок начинает управлять своим и чужим поведением и приобретать новые значения через комбинации существующих значений.

     Содержательная сторона процесса социализации раскрыта в диспозиционной теории регуляции социального поведения В.А. Ядовым, который представил иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешних регуляций индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных отношений.

     Процесс социализации с этих позиций можно охарактеризовать как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. Самореализация в этой концепции рассматривается в рамках развивающегося взаимодействия индивида, коллектива и общества.22

     Характеристика ведущих концепций социализации представлена в таблице1.

 

     

     Таблица 1.

     Характеристика ведущих концепций социализации

     
Концепции социализации Авторы Ведущие идеи Средства социализации Ключевые понятия (термины)
Интеракцио

нистский подход

Т.Шибутани «Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм.» «Человеческое общество лучше всего рассматривать как коммуникативный процесс; это система возвратных реакций.» «Люди развивают… способность исполнять различные социальные роли… в процессе социального взаимодействия.» (Шибутани Т.) Межличностное взаимодействие (диалоговое общение): усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракций. коммуникативный процесс; символическое окружение;

система возвратных реакций

Психоанали

тический

И.С. Кон «…социализация наряду с воспитанием включает в себя и ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» «Переход от детства к взрослости характеризуется увеличением числа и расширением диапазона фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей»; (И.С. Кон) Самосознание: усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей прежде всего благодаря активности личности. Диапазон социальных ролей;

непланируемые факторы; ненамеренные (спонтанныевоздействия;

Культурологи

ческая

А.В. Мудрик Социализация - «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» (А.В.Мудрик) Трансляция культуры, творчество: развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Развитие

Самоизменение

Творчество

Культура

Трансляция (воспроизводство) культуры

 

     

     1.1.3 Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования

     Рассмотрим понятие социализации с педагогической точки зрения.

     В России в начале XX в. и в первые послереволюционные десятилетия понятие «социализация» широко использовалось для обозначения процесса внедрения социализма в ту или иную отрасль хозяйства: «социализация транспорта», «социализация лесного производства». И хотя выдающиеся педагоги 20-х гг. XX в серьезно обращались к педагогической природе социализации, к проблемам взаимосвязи воспитания и социализации, они обходились весьма разнородными категориями: «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «отношения с окружающей средой» (А.С. Макаренко) «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский). Вплоть до 80-х гг. XX в. советская педагогика объявляла социализацию предметом буржуазной науки, противостоящим воспитанию, и понятие «социализация» употреблялось исключительно в контексте критики концепций западных идеологов.23

     Важно, что педагогика как наука о педагогических процессах призвана выявить: структуру социализации, ее взаимосвязи в целостном процессе образования личности, пути, способы, организационные формы включения воспитанников в социальные отношения, педагогические условия, помогающие ребенку познавать социальную действительность и осваивать позицию субъекта социальной жизни.

     Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Социализация -- это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения.

     Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание».

     Социализация тождественна «окультуриванию» -- присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.24

     Социализация -- процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овладевают нормами социальной жизни. Отрочество -- время индивидуализации, развития потребности «быть личностью». А в юности идет приобретение черт и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития.

Информация о работе Социализация детей как процесс включения в систему общественных отношений