Социализация детей как процесс включения в систему общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности процесса социализации личности ребенка на основе системы М. Монтессори .
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы социализации личности ребенка.
1.1 Дать понятие социализации личности;
1.2 Изучить и проанализировать сущность процесса социализации личности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации личности ребенка 7
1.1. Понятие социализации личности 7
1.1.1. Понятие «социализация личности» в философии 8
1.1.2. Понятие «социализация личности» в психологии 12
1.1.3. Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования 17
1.2. Педагогическая сущность процесса социализации ребенка 19
1.2.1. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации 19
1.2.2. Механизм процесса социализации 27
1.2.3. Характеристика иных механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности 29
Выводы по главе 1. 35
Глава 2. Практическая часть 39
2.1. Социализация ребенка в педагогической системе
М. Монтессори 39
2.2. Характеристика учреждения, на базе которого исследовался социализации личности по педагогической системе М. Монтессори 46
2.3. Анализ и результаты методики М. Монтессори 48
Выводы по главе 2. 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая Методика рабСП.doc

— 1.82 Мб (Скачать)

     Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

     В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания

     В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и водит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.

     Существуют различные взгляды на социализацию.

     Некоторые ученые говорят периодизации социализации, причем эти периоды часто совпадают с основными этапами жизненного пути.

     Так, И.С. Кон считает основными стадиями формирования личности детство, подростковый возраст и юность.

     Другие исследователи, например, Шибутани, считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь, и не представляют его жестко нормативным. Шибутани понимает социализацию как продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям.

     Но даже если мы считаем, что социализация продолжается всю жизнь и не выделяем ее этапов привязанных к возрасту, нельзя игнорировать большее значение тех или иных институтов в определенном возрасте.

     Безусловно, то, какие институты оказывают влияние на социализацию, во многом зависит от типа общества, его культурных особенностей.

     Но каждое общество готовит для своих членов более или менее схожий путь социализации.

     Так в определенном возрасте большинство детей в нашем обществе идут в детский сад, а затем в школу, и их социализация проходит пол влиянием этих институтов.

     Нужно отметить, что дошкольное детство -- уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых -- родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

     Социализация личности ребенка по системе М. Монтессори имеет большое практическое значение для дальнейшего использования в практике, думается, элементы данной системы нужно внедрить в систему традиционных детских учреждений для оптимизации данного процесса

 

     

     Список использованной литературы 

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

Выготский Л.С. «Педагогическая психология». - М., 1996.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. -272с.

Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Мин-во образования РФ. Якутский гос. ун-т им. М.К. Амосова; Под общ. ред. ак. РАО Г.Н. Волкова.- 2003.-160 с

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.1.: Методология и история. М.:-ИНФРА-М, 2000.

История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (предыстория социологии и первые программы науки об обществе). М., 1995.

История философии в кратком изложении. М., 1991.

Кон И.С. Ребёнок и Общество. М., 1988.

Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М., 1988.-С10

Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.-640с.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.

Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -- 423 с.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. -- М.: Педагогика 1990. -- 288 с.

Философский словарь. / Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др._ М.: Просвещение, 2008.-399с.

Философский словарь. - М., 2007.

Ядов. В.А. Методологические проблемы социальной психологии. 1975.

Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. - Л., 1979.

 

     

     Приложение 

     Основные принципы Монтессори-системы

     
Основные принципы Монтессори-системы Как реализовать Чего достигаем, соблюдая их
Педагогические принципы
Свобода выбора Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате ситуации выбора

ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;

учится делать выбор;

учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;

свобода выбора формирует в ребенке инициативность;

наряду с соблюдением правила «поработал - убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

Наличие специального комплекта дидакти-ческого материала Монтессори Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды. всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;

взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

Контроль ошибок В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. формирование адекватной самооценки;

развитие поисковой активности ребенка, инициативности;

самоконтроль;

развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.

Монтессори-педагог - педагог, прошедший специальную подготовку по системе Монтессори Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку). максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;

возможность поэтапного освоения навыка;

развитие точности восприятия;

развитие концентрации внимания;

развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;

развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).

Наличие определенных правил работы в Монтессори-среде Соблюдение правил:

- Убери за собой;

- Работа на ковриках;

- По классу передвигаемся тихо;

-Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.

приучение к порядку;

умение организовать свое рабочее место;

умение рационально использовать пространство;

умение нести ответственность за собственный выбор;

потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);

развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.

Разновозрастность Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок - давать ему эту возможность. Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);

дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;

формируется чувство взаимопомощи;

младшие имеют возможность учиться у старших;

старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.

Дети - активные участники процесса обучения Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.

Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.

Такой вид работы способствует:

развитию уверенности в себе, самостоятельности;

удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;

развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;

умению задавать вопросы и отвечать на них;

профилактике страха публичных выступлений;

развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;

умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.

Психологические принципы
Не делай за ребенка то, что он может сделать сам Помоги мне это сделать самому! Всё, что ребенок может сделать самостоятельно - он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной. уверенность в собственных силах;

самостоятельность,

решительность;

более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;

формирование адекватной самооценки;

удовлетворение потребности во взрослении.

Отсутствие оценок взрослого Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность. независимость от чьей-либо оценки;

формирование позитивного образа «Я»;

уверенность в себе;

умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;

ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.

Отсутствие соревновательного мотива Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим». формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;

самодостаточность;

уверенность в себе.

Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори

Информация о работе Социализация детей как процесс включения в систему общественных отношений