Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности процесса социализации личности ребенка на основе системы М. Монтессори .
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы социализации личности ребенка.
1.1 Дать понятие социализации личности;
1.2 Изучить и проанализировать сущность процесса социализации личности;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации личности ребенка 7
1.1. Понятие социализации личности 7
1.1.1. Понятие «социализация личности» в философии 8
1.1.2. Понятие «социализация личности» в психологии 12
1.1.3. Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования 17
1.2. Педагогическая сущность процесса социализации ребенка 19
1.2.1. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации 19
1.2.2. Механизм процесса социализации 27
1.2.3. Характеристика иных механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности 29
Выводы по главе 1. 35
Глава 2. Практическая часть 39
2.1. Социализация ребенка в педагогической системе
М. Монтессори 39
2.2. Характеристика учреждения, на базе которого исследовался социализации личности по педагогической системе М. Монтессори 46
2.3. Анализ и результаты методики М. Монтессори 48
Выводы по главе 2. 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 55
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Институт педагогики и психологии
Факультет социального управления
Кафедра
организации работы с молодежью
Курсовая работа по предмету
Методы и технологии работы социального педагога
На тему:
Социализация детей,
как
процесс включения в систему общественных
отношений
Выполнила:
Студентка гр. СП - 94 А
заочного отделения
специальности
«социальная педагогика»
Бегунова
Мария Валерьевна
Научный руководитель
Пятунина Вера Михайловна
ассистент кафедры
социального управления и организации
работы с молодежью
Ярославль
2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации личности ребенка 7
1.1. Понятие социализации личности 7
1.1.1. Понятие «социализация личности» в философии 8
1.1.2. Понятие «социализация личности» в психологии 12
1.1.3. Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования 17
1.2. Педагогическая сущность процесса социализации ребенка 19
1.2.1. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации 19
1.2.2. Механизм процесса социализации 27
1.2.3. Характеристика иных механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности 29
Выводы по главе 1. 35
Глава 2. Практическая часть 39
2.1. Социализация ребенка в педагогической системе
М. Монтессори 39
2.2. Характеристика учреждения, на базе которого исследовался социализации личности по педагогической системе М. Монтессори 46
2.3. Анализ и результаты методики М. Монтессори 48
Выводы по главе 2. 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение
55
Введение
В настоящее время в России происходят серьезные изменения во многих областях наук, и в том числе в педагогической науке. Современная педагогика уточняет свой предмет и включает в него процесс социализации. Научный интерес к процессу социализации не только как к явлению социально-психологическому, но и как к педагогическому -- не чья-то научная инициатива, а настоятельная реальность. 1
Актуальность проблемы исследования. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в обществе, семье, образовательном учреждении и т.д. Социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие -- свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление -- это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.2
Одна из главных целей для дошкольного образовательного учреждения сегодня -- способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников детского сада.
Таким образом, мы видим, что процесс социализации личности имеет важное значение, как для педагогической науки, так и в целом, для человека.
Степень разработанности проблемы. Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии (Д. Дьюи, В.В. Зеньковский, И. Кант, К. Маркс, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребенка были освещены в свое время Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др. Влияние социальной среды на развитие личности ребенка и раскрытие сущности и структуры феномена «социализации» освещены в трудах В.В. Абраменковой, К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика и др.
Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. "Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью.
Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности".3
Значимость семейной педагогики для социализации личности ребенка всегда традиционно подчеркивалась в отечественной науке. Выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие обосновали положение о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщении его к общечеловеческим ценностям. Учитывать опыт народной педагогики призывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
В последние годы в исследованиях Г.Н. Волкова фундаментальное обоснование получили содержание и сущность этнопедагогики. "Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении, народную мудрость..." (35, с.5).
Благодаря усилиям отечественных ученых (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Подьяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строятся на научной основе и обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребенка. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Объект исследования - процесс социализации личности.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие социализации личности ребенка.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности процесса социализации личности ребенка на основе системы М. Монтессори .
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы социализации личности ребенка.
1.1 Дать понятие социализации личности;
1.2 Изучить и проанализировать сущность процесса социализации личности;
2. Проанализировать и охарактеризовать процесс социализации ребенка в педагогической системе М. Монтессори;
Методы исследования. В ходе исследования использована система методов, включающая в себя: теоретический анализ и изучение массовой педагогической практики, опросные методы (беседы), обобщение передового педагогического опыта, специальную опытно-экспериментальную работу, наблюдение и анализ.
Глава
1. Теоретические основы социализации
личности ребенка
1.1 Понятие социализации личности
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.4 Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.
Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.5
Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии.
Остановимся
на философских и психологических основаниях
построения теории социализации, что необходимо
для осмысления ее педагогических аспектов.
1.1.1 Понятие «социализация личности» в философии
Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлении, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.
Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в "несовершенном мире" как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию.
По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства.
Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства, однако он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, но не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. Только таким путем возможно и должно "делать людей полезными" и для государства. Предметом философствования являлся человек и его становление как автономной, свободной личности, включенной в природную и социальную среду. 6
Для античных философов формирование общественности человека - это, прежде всего, готовность его к выполнению социальных функций.
Информация о работе Социализация детей как процесс включения в систему общественных отношений