Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:36, курсовая работа
Цель: Определить степень влияния воспитательной организации на социализацию человека.
Задачи:
1) Изучить понятие и сущность социализации личности
2) Изучить факторы социализации детей и подростков в школе
3) Изучить проблемы социализации детей и подростков в школе.
Введение. 4
Раздел 1. Социализация личности. 6
1.1 Личность человека и различные подходы к ее изучению. 6
1.2 Понятие и сущность социализации. 15
1.3 Факторы социализации. 17
1.4 Агенты социализации. 18
1.5 Средства и механизмы социализации. 19
Вывод по первому разделу. 23
Раздел 2. Школа как фактор социализации личности. 24
2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося. 24
2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в 26
Раздел 3. Проблемы социализации детей в школе. 28
3.1 Группы сверстников. 28
3.2 Воспитательные организации. 30
Вывод по третьему разделу. 33
Заключение 34
Список используемой литературы. 34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
факультет педагогики и практической психологии
отделение практической психологии
кафедра социальной педагогики и молодёжной политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Социальная педагогика»
Тема: «Факторы социализации детей и подростков»
Ростов-на-Дону
2013 г.
Оглавление
Введение. 4
Раздел 1. Социализация личности. 6
1.1 Личность человека и различные подходы к ее изучению. 6
1.2 Понятие и сущность социализации. 15
1.3 Факторы социализации. 17
1.4 Агенты социализации. 18
1.5 Средства и механизмы социализации. 19
Вывод по первому разделу. 23
Раздел 2. Школа как фактор социализации личности. 24
2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося. 24
2.2 Условия
эффективности организации
Раздел 3. Проблемы социализации детей в школе. 28
3.1 Группы сверстников. 28
3.2 Воспитательные организации. 30
Вывод по третьему разделу. 33
Заключение 34
Список используемой литературы. 34
Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.
В тоже время, школьному возрасту, свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Одной из главных целей воспитательной организаций на сегодняшний день это оздоровление школьников. Разрабатываются комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических программ. Вместе с тем, условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. По данным Российских исследователей, в стране 80% детей страдают теми или иными заболеваниями, оставшимся 20% присваивается категория – «условно» здоровые. Согласно Законно РФ «об образовании», школа должна обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся. А исходя из вышеизложенного возникает противоречие между приобретением знаний, жизненного опыта и нарушением здоровья, социальной дезадаптацией.
Важнейшим направлением в деятельности воспитательной организации является развитие активности воспитанников. Собственно главной задачей воспитателей является активизация воспитанников в освоении ими социального опыта, концентрированно выраженного в знаниях, обще необходимых умениях и навыках, отношениях. Но в последние годы особенно проявляются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. На основании широкомасштабных социально-психологических исследований в стране выявлены наиболее тревожные тенденции: ведущей причиной смертности у детей и подростков стали травмы и несчастные случаи, растет число хронических заболеваний, и заболеваний, передающихся половым путем, что связано с ранним началом половой жизни, снижается порог начала табакурения, увеличивается число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.
Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого - физически и духовно - человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей, здоровье, заняло первое место, а российских - десятое.
Особую тревогу вызывает
увеличение числа самоубийств. Низкая
самооценка, большое количество стрессовых
ситуаций, тяжелая домашняя обстановка,
трудности с учебой, колебания
при выборе профессии, неудачные
попытки найти свое место в
обществе служат толчком на самоубийство.
Проблемы в семье, как экономические,
так и социальные (пьющие родители,
развод родителей, утрата взаимопонимания
и т.д.) могут спровоцировать замкнуться,
возникновение эмоциональной и
социальной изоляции. Человек чувствует
свою беспомощность и неспособность
повлиять на будущее, вследствие чего
возникает депрессия и далее
предрасположенность к
Отсюда возникает следующее противоречие между организацией процесса обучения и не освоением культурных норм, правил и стереотипов поведения учащимися.
Исходя из этих противоречий можно сформулировать проблему Факторы снижающие влияние школы на воспитание и социализацию человека.
Объект исследования: Условия социализации личности человека
Предмет исследования: Школа как фактор социализации личности
Цель: Определить степень влияния воспитательной организации на социализацию человека.
Задачи:
1) Изучить понятие и сущность социализации личности
2) Изучить факторы социализации детей и подростков в школе
3) Изучить проблемы социализации детей и подростков в школе.
Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.
Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. В конце 30-х годов прошлого, века в психологии личности началось активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности.
В данной работе мы рассмотрим и проанализируем три подхода к изучению личности: с точки зрения бихевиоризма, гуманистической психологии и трансперсональной психологии.
БИХЕВИОРИЗМ – направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась
несостоятельность
В 1913 г. сложилась первая
программа бихевиоризма, сформулированная
американским психологом Дж. Уотсоном.
В ее основу легла зоопсихология.
Экспериментальная программа
Для нового направления вопрос
о методе был одним из главных,
если не основным. Именно из-за несостоятельности
метода интроспекции отвергалось изучение
сознания вообще. Провозглашалось, что
предметом науки может быть лишь
то, что доступно внешнему наблюдению
– факты поведения. Конечно, существование
сознания не отрицалось и не подвергалось
сомнению, но утверждалось, что оно
не может выступать как предмет
психологии. Основной метод бихевиоризма
– наблюдение и экспериментальное
изучение реакций организма в
ответ на воздействия среды, с
целью выявления доступных
Исследуя дальнейшее развитие бихевиористского направления изучения личности, мы видим, что приверженцы данного направления, не удовлетворяясь полученными результатами экспериментов, вводят новые переменные (различные познавательные и побудительные факторы), принципы научения и потребностей, стараясь объяснить поведение человека, отрицая значение и влияние сознания и возможность человека контролировать его. Ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий – в частности, гештальт психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм.
Важные заслуги бихевиоризма следующие:
1) он внес в психологию
сильный крен в
2) он ввел объективный
метод, основывающийся на
3) был чрезвычайно расширен
класс исследуемых объектов, стало
интенсивно изучаться
4) в его работах были
значительно продвинуты
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в Калифорнии в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Основана она на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.
Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье.
По А. Маслоу воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограниченны, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня. Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:
5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности.
4: Потребности, связанные
с уважением других и
3: Потребности, связанные
с любовью и приятием, – в
аффективных отношениях с
2: Потребности, связанные
с безопасностью, – в
1: Базовые физиологические потребности.
Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять, и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие – менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого «блокированы».