Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности процесса социализации личности ребенка на основе системы М. Монтессори .
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы социализации личности ребенка.
1.1 Дать понятие социализации личности;
1.2 Изучить и проанализировать сущность процесса социализации личности;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации личности ребенка 7
1.1. Понятие социализации личности 7
1.1.1. Понятие «социализация личности» в философии 8
1.1.2. Понятие «социализация личности» в психологии 12
1.1.3. Социализация личности ребенка как проблема педагогического исследования 17
1.2. Педагогическая сущность процесса социализации ребенка 19
1.2.1. Компоненты педагогической характеристики процесса социализации 19
1.2.2. Механизм процесса социализации 27
1.2.3. Характеристика иных механизмов, стадий и факторов процесса социализации личности 29
Выводы по главе 1. 35
Глава 2. Практическая часть 39
2.1. Социализация ребенка в педагогической системе
М. Монтессори 39
2.2. Характеристика учреждения, на базе которого исследовался социализации личности по педагогической системе М. Монтессори 46
2.3. Анализ и результаты методики М. Монтессори 48
Выводы по главе 2. 50
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 55
3. Вещи, предметы и учебные пособия, окружающие ребенка, составляют саму образовательную среду. Каждый предмет (например, лист цветной бумаги, колба с водой, набор деревянных геометрически тел и др.) -- это продукт, который имеет свое точное название и определенное назначение. Этим надо овладеть, чтобы «войти» в культуру. «Обучающие материалы» устроены так, что ребенок может работать с ними самостоятельно и даже сам себя проверять, найдя ошибку, исправить. Все в образовательной среде детей должно мотивировать их к активной деятельности и побуждать к обретению собственного опыта.
4. Многие учебные упражнения строятся на действиях, которые происходят в повседневной домашней жизни ребенка: завязать шнурок на бантик, полить цветок, застегнуть ряд пуговиц. Примечательно отношение М. Монтессори к социализирующей роли детской игры. По ее мнению, взрослые традиционно наполняют мир детской игры примитивными копиями реальной жизни в виде игрушек и «ссылают» ребенка в этот мир. Ребенка действительно нужно учить действовать в роли мамы, папы, хозяйки на кухне, покупателя в магазине для будущей жизни. Но для этого не стоит обставлять игры детей пластмассовой посудой, картонными моделями дома и сада. Детям нужно позволять осваивать реальный мир, совершать осмысленные действия: мыть настоящие чашки, вытирать пыль, гладить одежду, резать овощи. Они овладевают социальными навыками именно в полезной деятельности.
5. Особое внимание уделяется свободному выбору: каждый ребенок сам для себя выбирает задание и работает в своем темпе, сам решает, будет работать отдельно или с кем-то вместе. Для самостоятельной «свободной работы» детей необходимо совместно с ними точно установить время начала и завершения работы, выработать некоторые обязательные для всех правила (например, «ходим по классу тихо», «не мешаем другим», «наводим порядок на своем месте», «доводим начатую работу до конца»). М. Монтессори советует предварять и заканчивать «свободную работу» специально выработанным ритуалом: тихая музыка во время уборки рабочего места, общее обсуждение вопросов: «что я успел сделать», «что у меня получилось хорошо», «какие я встретил трудности», «что нового я узнал и что хотел бы рассказать одноклассникам».
6. Максимальное невмешательство учителя в процесс самостоятельной деятельности детей. Общение ребенка на занятиях строится по принципу «Помоги мне это сделать самому».
Учитель ничего не делает за ребенка, не сообщает ему готового знания, а, наблюдая за ним, помогает добиться результата самостоятельно.
Центральным понятием педагогической системы М. Монтессори является саморазвитие. Она исходит из того, что природа ребенка сама позаботится о мощной движущей силе его личностного развития. Каждая способность, каждое проявление ума, воли, характера естественно созревают и совершенствуются в условиях свободы. По убеждению М. Монтессори, свобода становится для ребенка законом предопределенной ему природой жизни, без которого не состоится личность. «В чем цель этой постоянно растущей тяги к независимости? Где кроются ее причины? Она рождается в недрах формирующейся индивидуальности и начинает действовать сама по себе. Но природа устроена так, что всякое живое существо стремится к независимости: каждый организм действует самостоятельно, и даже в этом ребенок подчиняется общему плану природы. Завоевывая свободу, он выполняет первое жизненное правило природы».
Иными словами, свободное саморазвитие, как считает М. Монтессори, одновременно предполагает независимость и самостоятельность. Ребенок, действующий и обучающийся свободно, начинает рано брать на себя ответственность. Это важнейшее качество социализированной личности созревает в системе образования М. Монтессори так же естественно, как развиваются двигательные способности или учебные навыки. Например, на класс в 30-40 детей школы М. Монтессори всегда приходится только один экземпляр учебного пособия или обучающих предметов. Если ребенок захочет взять то, чем же кто-то занят, ему неизбежно придется проявить терпение и подождать. Так дети накапливают важный опыт следования правилу: необходимо уважать тех, кто начал пользоваться чем-то раньше тебя. Трудно переоценить значение такого социального опыта в будущей взрослой жизни.
По своей природе, считает М. Монтессори, дети - существа социальные и предпочитают жить вместе не как стадо, а как сотрудничающие, объединенные общим делом индивидуумы. В детскую среду именно воспитание привносит важнейшие социальные представления о правах личности, о законах сотрудничества.
Свободная
деятельность дает ребенку лишь «контуры»
границ поведения, но предоставляет возможность
выбирать, как поступать, не ожидая наград
или наказаний. На занятиях в школе М. Монтессори
в разновозрастной группе детей, поглощенных
самостоятельной работой, возникают особые
отношения свободной дисциплины, уважения
к общему благу: «…никто не завидует, если
у кого-то что-то получается лучше, напротив:
когда одному что-то удается, это становится
причиной восхищения и радости других
и дает повод для добровольного подражания.
Они все выглядят счастливыми и довольными,
потому что могут работать «по собственным
способностям» без того, чтобы работа
других вызывала неприязнь, становилась
причиной болезненного соперничества
и пробуждала высокомерие».36
2.2 Характеристика учреждения, на базе которого исследовался процесс социализации личности по педагогической системе М. Монтессори
Процесс становления социализации личности изучался и анализировался на примере исследования проведенного на базе МДОУ №14 г. Снежинск.
МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 14", работающий по образовательной системе М. Монтессори в г. Снежинске включает в себя 5 групп. В группах Монтессори ребенок занимается самостоятельно, после презентации (предварительного показа воспитателем), той работой, которая его заинтересовала.
Исследователями были определены задачи практической части исследования:
Изучить условия процесса социализации личности в группах Монтессори.
Определить
эффективность системы Монтессори в процессе
социализации личности ребенка.
Таблица 2.
Уровень социализации
Условия социализации личности ребенка | Уровень социализации |
Условия Монтессори группа 1 | высокий |
Условия МДОУ 31 группа 2 | обычный |
Одну группу составляли дети из традиционного сада №31, другую группу составляли воспитанники детского учреждения, работающего по программе М. Монтессори. Одну группу исследователи определили как экспериментальную, а другую как контрольную.
Была поставлена цель констатирующего эксперимента: изучить уровень процесса социализации у детей данных групп.
Исследователи вели наблюдение за работой воспитателя детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 30-ти дней. Наблюдение проводилось по схеме наблюдения и опроса.
В
итоге, можно было констатировать, что
группа, которая занимается по системе
М. Монтессори, имеет более высокую степень
социализации. Приведем анализ наблюдения
ниже.
2.3 Анализ и результаты методики М. Монтессори
В данной работе выдвигалась гипотеза: процесс социализации личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если: социализация ребенка проходит в педагогической системе М. Монтессори.
Итак, исходя, из наблюдения и анализа за процессом социализации личности, сделать следующие выводы.
Монтессори-дети очень адаптивны, они могут работать и сами, и в группе, у них хорошо развиты навыки общения.
Занятия в группах помогают решить проблему недостатка общения малыша с другими детьми. Ведь очень часто малыш чуть ли не до школьного возраста общается в основном с родственниками. А контакты со сверстниками просто необходимы, ведь ребенку с раннего возраста нужно учиться находить общий язык с другими людьми, уметь делиться, приходить на помощь.
Опыт общения, приобретаемый в Монтессори-группах, в будущем облегчит адаптацию к детским учреждениям. Когда домашний ребенок сразу, без подготовки, попадает в ясли или садик, он испытывает шок от новой обстановки, новых лиц. А в группах Монтессори новая обстановка и новые знакомства воспринимаются детишками спокойнее - ведь кто-то из близких взрослых всегда рядом (мама, папа, бабушка или няня). Присутствие родителей или других близких ребенку людей на занятиях не только успокаивает его, но и помогает в наиболее полной мере проявить свои способности.
Дети в группах Монтессори - разновозрастные (от восьми месяцев до трех лет). В этом возрастном диапазоне разница даже в несколько месяцев очень ощутима. Это важный социальный фактор. Младшие стараются «дотянуться» до старших, учатся у них. Старшие же учатся внимательно и заботливо относиться к малышам, чувствуют себя взрослыми рядом с ними, ведь именно малюткам можно показать то, что сам уже умеешь и научить их. Взрослым это показывать не очень-то интересно, ведь дети понимают, что мы всё это уже знаем и умеем. Детишки, посещающие подобные занятия в течение долгого времени успевают побывать в роли как младшего, так и старшего. Особенно это полезно малышам, у которых нет братьев и сестер.
Успешная социализация невозможна без осознания человеком себя как личности.
Личностный подход в воспитании - один из основных принципов методики Монтессори. И в группах Монтессори все направлено на то, чтобы ребенок почувствовал и осознал свою индивидуальность, раскрыл свои индивидуальные способности, научился самостоятельно принимать решения - большая часть занятия отводится на самостоятельную работу, когда ребенок сам выбирает чем и в течение какого времени ему заниматься.
Воспитывая в ребенке уважение к себе, педагог-Монтессори приучает его уважать окружающих. Так, одним из правил Монтессори-группы является требование никому не мешать работать, не отнимать предмет, с которым играет другой ребенок.
Есть еще одна роль, к которой привыкает ребенок, посещая занятия в группах Монтессори - роль учащегося. Малыш получает первый опыт отношения "ученик - учитель", учится уважительно относиться к педагогу и привыкает к уважительному отношению со стороны наставника. Монтессори-педагоги даже в самом маленьком ребенке видят личность. Например, в Монтессори-группе не говорят о детях в третьем лице, а обращаются непосредственно к ним, как бы малы они не были. Монтессори-педагог никогда не будет требовать выполнения того или иного задания, ни при каких обстоятельствах не будет ругать ребенка.
К сожалению, родителям далеко не всегда удается понять своего ребенка, ведь малыш еще сам не может до конца понять себя, свои чувства и эмоции, а тем более выразить их языком, понятным взрослому. А занятия в Монтессори-группе также помогают родителям лучше понять своего малыша, установить с ним контакт и взаимопонимание. Во-первых, развивающие занятия - это время, которое родитель тратит только на ребенка, не отвлекаясь на телефон и приготовление обеда.
Во-вторых, монтессори-педагог регулярно наблюдает за поведением детишек и дает родителям советы, касающиеся воспитания в целом, и подсказывает, какие упражнения нужно предлагать именно их ребенку именно на данном этапе развития.
Так
что подобные занятия полезны не только
для приобретения навыков знакомства
и общения со сверстниками, но и для установления
доброжелательных, доверительных отношений
между родителями и детьми.
Выводы
по главе 2
Процесс социализации личности, успешно проходит в системе М. Монтессори.
В
Монтессори-группах уделяется большое
внимание вопросу социализации как процессу
включения в систему общественных отношений.
Сама по себе система Монтессори является
социальной: разновозрастная группа; правила,
обязательные для всех; нетрадиционная
система групповой работы; принцип самообучения
и саморазвития - все это позволяет детям
приобретать социальный опыт. Подобные
группы готовят ребенка к плавному переходу
в Большой Мир: здесь и новые взрослые,
и незнакомые дети, и первые самостоятельные
решения.
Заключение
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию личности каждого человека.
Информация о работе Социализация детей как процесс включения в систему общественных отношений