Процесс социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Содержание

1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

социология личности 2.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

 
Содержание

1. Что такое  личность

2. Личность  как объект социологического  анализа

3. Теории социализации

3.1 Теории  Ч.Кули и Дж. Мида

3.2 Теория Ж.Пиаже

3.3 Теория З.Фрейда

3.4 Теория  Э.Эриксона

4. Статусно-ролевая концепция личности

5. Процесс  социализации личности

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Что такое личность

    Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

    Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием«индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

    Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

    Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

    Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

    Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм. 

2. Личность как объект  социологического  анализа

    Проблема взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов. Древнегреческие философы отделили человека от космоса. В период средневековья человек рассматривался как Храм, созданный по образу и подобию Бога. Эпоха Возрождения утвердило разум как высшее достоинство человека. По мнению историков, понятие «индивидуальность», как и понятие «личность», появилось 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. Именно с периода ранних буржуазных революций происходит постепенное возвышение личности в европейской философии.

    В структуре личности можно выделить 3 уровня:

1.         Биологический

2.         Психологический

3.         Социальный

    Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я».

    С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений. В структуре личности различаются 2 подсистемы: отношения с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира.

    Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нём же содержится их оценка и установка на изменение или сохранение существующего положения вещей. Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения – её чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется.

    Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определённых потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности.

    Решающая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит также диспозиционной установке личности. Диспозиция означает предрасположенность личности к определённому восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях. Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие установки связывается с предрасположенностью к действию, которое характеризуется как некое состояние психики индивида.

    В отечественной социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. В соответствии с предложенной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существует иерархия диспозиций. К низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.

    Второй уровень диспозиционной структуры личности – социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из 3 основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идёт о взаимодействии индивида с отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Это и является социальной установкой. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности. Высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

    Если рассматривать личность в качестве социального субъекта, то общие и специфические социальные условия будут сказываться на интересах личности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь от субъекта к его общественному деянию: люди действуют, преследуя определённые социально обусловленные интересы. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое нестереотипное поведение. 

3. Теории социализации

Младенец  вступает в большой мир как  биологический организм и его  основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через  некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира.

    Этот процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация  – это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация – та социализация, в  которую индивид включается в  детстве. Вторичная социализация –  это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

    Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи – все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально деловыми отношениями, т.е. представители администрации школы, вуза, армии, суда и т.д. 

3.1 Теории Ч. Кули и Дж. Мида

    Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид.

По их мнению, каждый человек строит своё «я», основываясь  на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности – это результат социального  взаимодействия, в ходе которого индивид  обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Человек имеет  столько социальных «я», сколько  существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным  группам, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

    Человеческое «я», открывающееся через реакции других людей, известно как «зеркальное я». Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «я» человека. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку», 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения.

    Дополняющей и развивающей теорию «зеркального» я стала концепция «обобщённого другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо – сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» – решающая фаза социализации.

Информация о работе Процесс социализации личности