Семья в системе общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2


II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ


1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3

2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4


3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5

4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7

5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО
И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9

6. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
И ФУНКЦИИ СЕМЬИ…………………………….11


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….15


IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………16

Работа содержит 1 файл

Семья в системе общественных отношений.DOC

— 136.50 Кб (Скачать)

 

ГОУ ВПО Якутский Государственный Инженерно-Технический Институт

Кафедра «Маркетинга»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ  НА  ТЕМУ

 

 

«Семья в системе общественных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст.

группы Мар – 07

Говоров А.В.

Проверил:

______________

                                                                                    .

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2009

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

 

 

 

I.                    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2

 

 

II.                  СЕМЬЯ  И  ЛИЧНОСТЬ

 

 

1.       ДВЕ  ФОРМЫ  ВОСПИТАНИЯ…………………...3

 

2.       РОДИТЕЛЬСКОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4

 

 

3.       ЗАДАЧИ  ВОСПИТАНИЯ  В  СЕМЬЕ……………5

 

4.       УСЛОВИЯ  ВОСПИТАНИЯ  СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7

 

5.       СОЧЕТАНИЕ  ВОСПИТАНИЯ  СЕМЕЙНОГО 

И  ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9

                              

                               6.   СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ

                                     И ФУНКЦИИ СЕМЬИ…………………………….11

 

 

III.               ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….15

 

 

IV.               ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА……………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родился  ребёнок. Начал  обживаться  в  мире. Глядишь – он  уже  и  пошёл, и  заговорил, и  научился  понемножку  разбираться  «что  к  чему». Вроде  бы  всё  естественно, но… . Но  ведь  прежде  было  обучение, а,  обучаясь, ребёнок  постоянно  воспитывается.

Процесс  воспитания  направлен  на  формирование  социальных  качеств  личности, на  создание  и  расширение  круга  её  отношений  к  окружающему  миру – к  обществу, к  людям, к  самому  себе. Чем  шире, разнообразнее  и  глубже  система  отношений  личности  к  различным  сторонам  жизни, тем  богаче  её  собственный  духовный  мир.

Особую  сферу  жизни  и  деятельности  ребёнка  составляет  общение. Оно  отражает  человеческую  потребность  в  среде  себе  подобных. Ещё  Л.С.Выготский  подчёркивал, что  уже  младенца  можно  назвать  максимально  социальным  существом. Многие  факты  говорят  о  том, что  даже  игрушка  в  руках  ребёнка  часто  является  лишь  средством  общения  со  взрослыми. Ребёнок  прибегает  к  взрослому  не  только  для  получения  помощи, но  и  для  удовлетворения  потребности  в  общении.

Таким  образом, личность  формируется  в  процессе  активного  взаимодействия  с  окружающим  миром, овладевая  социальным  опытом, общественными  ценностями. На  основе  отражения  человеком  объективных  отношений  происходит  формирование  внутренних  позиций  личности, индивидуальных  особенностей  психического  склада, складывается  характер, интеллект, его  отношение  к  окружающим  и  к  самому  себе. Находясь  в  системе  коллективных  и  межличностных отношений, в  процессе  совместной  деятельности, ребёнок  утверждает  себя  как  личность  среди  других  людей.

Никто  не  рождается  на  свет  с  готовым  характером, интересами, склонностями, волей, определёнными  способностями. Все  эти  свойства  вырабатываются  и  формируются  постепенно, в  ходе  всей  жизни, с  момента  рождения  и  до  зрелости.

Первым  окружающим  ребёнка  миром, начальной  единицей  общества  является семья, где  и  происходит  закладывание  основ  личности.

Что  такое  семья? Многие  авторы  популярных  публикаций  рассуждают  о  ней  так, словно  это  определение ясно  всем, как  понятие  «хлеб», «вода». А  вот  учёные – специалисты  вкладывают  в  него  разный  смысл. Так, видный  демограф  Б.Ц.Урланис  дал  ей  такое  определение: это – малая  социальная  группа, объединённая  жильём, общим  бюджетом  и  родственными  связями. Такая  формулировка  принята  и  у  многих  западных  демографов, прежде  всего – у  американцев. А  венгры  за  основу  принимают «наличие  семейного  ядра», то  есть  берут  только  родственные  связи, отбрасывая  территориально-экономическую  общность. Профессор  П.П.Маслов  считает, что  трёх  показателей  недостаточно  для  того, чтобы  признать  определение, данное  Урланисом,  полным. Потому  что  при  наличии  всех  трёх  «составляющих» семьи  может  и  не  быть  вовсе, если  между  её  членами  нет  взаимопонимания, взаи-мопомощи, что  и  необходимо  ввести  в  определение  семьи.

Ребёнок  видит  семью  в  качестве  окружающих  его  близких  людей: папы  и  мамы, бабушки  и  дедушки, братьев  и  сестёр.

Итак, человек  рождается  духовно  благодаря  общению  с  окружающими  людьми. Какую  же  громадную  ответственность  налагает  это  на  семью! Как  ко  многому обязывает! Какой  тончайший  процесс  постоянно  идёт  рядом! По  сути, дом, где  растёт  маленький  ребёнок – это  сложная  психологическая  лаборатория, где  улавливаются  каждое  слово, движение, интонация. Этот  этап  собственных  действий  ребёнка – ключевой  в  дальнейшем  формировании  личности.

 

 

 

Ребёнок  подрос. В  семье  встаёт  вопрос  продолжить  домашнее  воспитание  или  довериться  воспитанию  в  специальных  заведениях. Вопрос  этот  не  такой  уж         

простой, как  может  показаться  на  первый  взгляд. Спору  на  эту  тему  не  один  век.

 

 

 

Две  формы  воспитания.

 

В  истории  развития  общества  проблема  взаимоотношений  семьи  и  школы  в  воспитании  детей  далеко  не  всегда  решалась  однозначно. Так, древние  римляне  считали, что  только  семья  должна  и  может  дать  хорошее  воспитание, а  древние  греки  отдавали  преимущество  школе. Древний  философ  Платон, вслед  за  Сократом  считал, что  истинное  воспитание  ребёнок  сможет  получить  только  в  государственных  школах, куда  надо  направлять  его  с  семилетнего  возраста.

В  средние  века, когда  церковь  имела  сильное  идеологическое  влияние, считалось, что  только  в  монастыре, в  церковной  или  монастырской  школе  дети  могут  получить  хорошее  воспитание.

В  XVIII  и  в  начале  XIX  в. меняется  взгляд  на  организацию  воспитания. И.Г.Песталоцци  ратовал  за  рациональное  воспитание  детей  в  семье. Он  идеализировал мелкобуржуазную  семью  и  утопически  мечтал  через  семейно-трудовое  воспитание  оздоровить  человечество.

На  противоположных   позициях  стоял  виднейший  представитель  утопического  социализма – Роберт  Оуэн. Он  мечтал, чтобы  дети  с  трёхлетнего  возраста  находились  в  общественных  воспитательных  учреждениях, где  должны  быть  созданы  все  условия  для  вооружения  подрастающего  поколения  глубокими  и  всесторонними  знаниями. Р.Оуэн  отрицательно  относился  к  семейному  воспитанию  и  хотел  поставить  человека  в  хорошие  условия, дать  ему  с  ранних  лет  правильное  воспитание  и  образование  в  государственных  учреждениях.

В  семьях  всех  сословий  традиционно  проявлялась  большая  забота  о  воспитании  детей. В  народе  оно  чаще  всего  строилось  по  принципу  «делай  как  я», то  есть  в  основу  семейного  воспитания  был  положен  авторитет  родителей, их  дела  и  поступки, семейные  традиции. В  качестве  образца  в  первую  очередь  выступал  отец, глава  семьи. Его  пример, как  правило, был  образцом  для  подражания  мальчиков, девочки  чаще  учились  у  матери.

Так  как  крестьянские  семьи  нередко  посещали  разные  беды: пожары, голод, болезни  и  преждевременная  смерть – дети  лишались  родителей  и  оставались  сиротами. Тогда  воспитание  детей  осуществлялось  всем  миром, общиной, а  иногда  и  совсем  посторонними  людьми, которым  отдавали  детей  в  ученики. При  этом  чётко  срабатывала  народная  педагогика  со  всеми  традиционными  правилами  и  ясными  представлениями  о  добре  и  зле, допустимом  и  запретном, разрешаемом  и  невозможном.

В  дворянских  и  состоятельных  семьях  воспитанием  занимались  кормилицы  и  няни, приставленные  к  маленькому  барину  в  услужение. Они  прививали  любовь  к 

родному  краю, родной  природе, русской  речи; воспитывали  «русский  дух», переда-

вали  вместе  с  народными  песнями  и  сказками  народные  представления  о  правде  и  справедливости, о  чести  и  достоинстве.

Взрослеющих  детей  передавали  на  воспитание  французским  гувернёрам  и  гувернанткам, которые  учили  правилам  хорошего  тона, светским  манерам, языкам.

 

 

 

Вообще  в  явлении  гувернёрства  заложен  глубокий  положительный  смысл: нотации  и  нравоучения  читает  чужой  человек, которого  за  постоянные  замечания  можно  и  не  любить, над  которым можно  подшучивать, подтрунивать. Родители  же  одаривают детей  лаской, положительными  эмоциями, поэтому  о  них  дети  всегда  вспоминают  с  обожанием  и  глубоким  уважением.

Иначе  смотрели  на  роль  семьи  в  воспитании  детей  революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский  и  Н.А.Добролюбов. Они  говорили, что  воспитание  детей  должно  осуществляться  в  семье  и  школе. При  этом  особую  роль  они  отводили  матери, её  образованию  и  культуре. По  их  мнению, без  образования  матери  нельзя  наладить  и  добрых  отношений  в  семьях.

В.Г.Белинский  считал, что  задача  общечеловеческого  воспитания  лежит  не  только  на  обществе  в  целом, но  и  на  семье  и  родителях. Семейное  воспитание, по  его  мнению, должно  развивать  в  детях  общественные  интересы  и  стремления. А.И.Герцен, развивая  эту  мысль, говорил  о  том, как  важно  научиться  в  семье  обуздывать  свой  эгоизм  и  считаться  с  требованиями  окружающих, участвовать  в  общем  деле, бороться  за  благо  всех.

Современные  педагоги  и  психологи  утверждают, что  даже  несколько  месяцев  «лишения  любви» наносят  умственному, нравственному  и  эмоциональному  развитию  ребёнка  до  трёхлетнего  возраста  непоправимый  урон. То  есть  именно  в  самом  раннем  детстве  закладывается  фундамент  всей  последующей  духовной  жизни  человека, а  от  прочности  этого  фундамента, от  того, из  каких  материалов  он  сложен, и  зависит, какое  сооружение  потом  можно  будет  на  нём  воздвигнуть, какой  величины  и  сложности.

Значит, создание  духовной  основы  личности  и  есть  цель, смысл  семейного  воспитания.

 

 

 

                               Родительское  воздействие.

 

Школа  чувстввот  в  чём  наипервейшее  значение  семьи  для

                                                ребёнка!

 

Всё, что  касается  интимно-эмоциональной  сферы  и  сферы  родственных  отношений, в  полной  мере  формируется  лишь  в  нормальной – тёплой  и  дружеской – семье. Здесь  «у  очага»  человеку  впервые  открывается, что  такое  нежность  и  забота  о  близких. Здесь  он  узнаёт  цену  доброте  и  бескорыстию. Здесь  учится  любить  и  сопереживать. Здесь  начинает  уважать  супружество, женщину, материнство.

Конечно, и  в  яслях  малыш  радостно  тянет  ручки  к  няне, и  в  детском  саду  липнет  к  воспитательнице и  смотрит  ей  в  рот, и  в  школе  привязывается  к  учителю. Но  тут  всегда  один  взрослый  приходится  на  многих  детей, и  количество  внимания  и  ласки, достающееся  каждому, естественно, не  так  уж  велико. Кроме  того, в  любом  детском  учреждении  дети  общаются  со  взрослыми  в  сфере, так  сказать, педагогической – ведь  взрослые  находятся  там  специально, чтобы  обучать  и  воспитывать  ребят.

В  семье  же  ребёнок  живёт  в  обществе  двух  или  нескольких, любящих  его близких  людей, отдающих  ему  много  времени, любви  и  тепла  и  требующих  от  него  ответной  любви. Младенец  ещё  не  научился  ни  говорить, ни  ходить, а  его  уже  побуждают  испытывать  различные  чувства. И  он  начинает  их  испытывать.

 

 

При  этом  отношение  его  к  отцу  всегда  несколько  иное, чем  к  матери, привязанность  к  брату  или  сестре  не  та, что  к  бабушке. Ему  совсем  небезразличны  отношения  между  родителями. Как  бы  мал  он  ни  был, а  всё  отлично  чувствует, чутко  воспринимает  их  лад  и  ссоры. Любовь  родителей  друг  к  другу  может  стать  главным  воспитательным  фактором, воздействующим  на  ребёнка. А  равнодушное  отношение  членов  семьи  между  собой  и  к  ребёнку  часто  порождают  у  последнего  безотчётный  страх, настороженность, а  потом  и  жестокость.

Очень  важно  и  то, что  окружающие  люди  не  только  воспитывают  его, - они  живут  рядом, у  него  на  глазах, со  всеми  своими  радостями  и  печалями, и  он  видит  и  слышит  массу  вещей, вовсе  не  адресованных  ему, но  оказывающих  сильнейшее  воздействие  на  детскую  психику. Где  же  ещё  в  столь  яркой  и  понятной

ему  форме  может  ребёнок  наблюдать  такие  отношения, как  любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность  пожертвовать  чем-то  для  другого?! Здесь  он  видит  всё  это, здесь  этому  учится.

Многочисленность  и  разнообразие  эмоциональных  связей  активно  развивают  и  обогащают душу  маленького  человека, формируют  такие  качества и  свойства  личности, которые  помогут  достойно  преодолевать  трудности  и  преграды, встречающиеся  на  жизненном  пути.

Итак,  семейное  воспитание – это  педагогика  будней, педагогика  каждого  дня, это  непрекращающийся  эксперимент, творчество, труд, не  имеющий  конца, не  позволяющий  остановиться, застыть  в  самодовольном  покое. Семейная педагогика  в  повседневной  жизни  совершает  великое  таинство – формирование  личности  человека. Семейная  работа, наконец, - сложнейшее  из  производств – производство  человека. И, как  любая  работа, семейное  воспитание  имеет  свои  задачи.

 

 

 

                              Задачи  воспитания  в  семье.

 

Развитие  интеллекта  и  творческих  способностей, познавательных  сил  и  первичного  опыта  трудовой  деятельности, нравственное  и  эстетическое  формирование, эмоциональная  культура  и  физическое  здоровье  детей – всё  это  зависит  от  семьи, от  родителей, и  всё  это  составляет  задачи  семейного  воспитания.

Воспитание – это  такой  процесс  взаимодействия  родителей  и  детей, который  непременно  должен  доставлять  удовольствие  как  той, так  и  другой  стороне.

В  первый  год  жизни  ребёнка  основная  забота  родителей  заключается  в  том, чтобы  создать  нормальные  условия  для  физического  развития, обеспечить  режим  питания  и  всей  жизни, нормальные  санитарно-гигиенические  условия. В  этот  период  ребёнок  уже  заявляет  о  своих  потребностях, реагирует  на  приятные  и  неприятные  впечатления  и  по-своему  выражает  свои  желания. Задача  взрослых  состоит  в  том, чтобы  научиться  различать  потребности  и  капризы, так  как  потребности  ребёнка  должны  удовлетворяться, а  капризы  пресекаться. Таким  образом, ребёнок  в  семье  получает  свои  первые  нравственные  уроки, без  которых  у  него  не  может  быть  выработана  система  нравственных  привычек  и  понятий.

На  втором  году  жизни  ребёнок  начинает  ходить, стремится  всё  потрогать  своими  руками, достать  недостижимое, а  подвижность  иногда  доставляет  ему  много  огорчений. Воспитание  в  этот  период  должно  строиться  на  разумном  включении  ребёнка  в  разные  виды  деятельности, следует  ему  всё  показывать, объяснять, учить  наблюдать, вместе  с  ним  играть, рассказывать и  отвечать  на  вопросы.

 

 

Но, если  его  действия  выходят  за  границы  дозволенного, надо  приучить  ребёнка  понимать  и  беспрекословно  подчиняться  слову  нельзя.         

В  дошкольном  возрасте  основным  видом  деятельности  ребёнка  является  игра. Дети  трёх, четырёх  лет предпочитают  строительные  и  бытовые  игры. Сооружая  различные  постройки, ребёнок  познаёт  окружающий  его  мир. Ситуации  для  игр  ребёнок  берёт  из  жизни. Мудрость  родителей  заключается  в  том, чтобы  незаметно  подсказывать  малышу, как  должен  поступить  в  игре  герой  (главное  действующее  лицо). Тем  самым  они  приучают  его  понимать, что  хорошо, а  что  плохо, какие  нравственные  качества  ценятся  и  уважаются  в  обществе, а  какие  порицаются.

Дошкольники  и  младшие  школьники  получают  в  семье  первый  нравственный  опыт, учатся  уважать  старших, считаться  с  ними, учатся  делать людям  приятное, радостное, доброе.

Нравственные  начала  у  ребёнка  формируются  на  основе  и  в  связи  с  интенсивным  умственным  развитием  ребёнка, показателем  которого  являются  его  действия  и  речь. Поэтому  важно  обогащать  словарь  детей, в  разговоре  с  ними  подавать  образец  хорошего  произношения  звуков  и  в  целом  слов  и предложений. С  целью  развития  речи  родители  должны  учить  детей  наблюдать  явления  природы, выделять  в  них  сходное  и  различное, слушать  сказки  и  рассказы  и  передавать  их  содержание, отвечать  на  вопросы  и  задавать  свои. Развитие  речи  является  показателем  повышения  общей  культуры  ребёнка, условием  его  умственного, нравственного  и  эстетического  развития.

В  дошкольном  возрасте  дети  очень  подвижны, не  могут  продолжительное  время  сосредоточиваться  на  одном  деле, быстро  переключаться    с  одного  вида  занятий  на  другое. Школьное  обучение  потребует  от  ребёнка  сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому  важно  ещё  в  дошкольном  возрасте  приучать  ребёнка  к  тщательности  выполняемых  поручений, учить  его  доводить  начатое  дело  или  игру  до  конца, проявлять  при  этом  упорство  и  настойчивость. Вырабатывать  эти  качества  необходимо  в  игре  и  бытовом  труде, включая  ребёнка  в  коллективный  труд  по  уборке  помещения, на  огороде  или  играя  с  ним  в  бытовые  или  подвижные  игры.

Растёт  в  семье  ребёнок, изменяются  задачи, средства  и  методы  воспитания. В  программу  воспитания  включаются  занятия  спортом, подвижные  игры  на  свежем  воздухе, продолжается  закаливание  организма  и  чёткое  выполнение  утренней  гимнастики. Большое  место  занимают  вопросы  санитарно-гигиенической  подготовки  детей, выработки  навыков  и  привычек  личной  гигиены, культуры  поведения. Закладываются  правильные  отношения  между  мальчиками  и  девочками – отношения  товарищества, взаимного  внимания  и  заботы. Семья – это  первая  школа  общения  ребёнка. В  семье  ребёнок  учится  уважать  старших, заботиться  о  престарелых  и  больных, оказывать  посильную  помощь  друг  другу. В  общении  с  близкими  ребёнку  людьми, в  совместном  бытовом  труде  у  него  формируется  чувство  долга, взаимопомощи. Дети  особенно  чувствительны  к  взаимоотношениям  со  взрослыми, не  терпят  нравоучений, резкостей, приказов, тяжело  переживают  грубость  старших, недоверие  и  обман, мелочный  контроль  и  подозрительность, нечестность  и  неискренность  родителей.

Лучшим  средством  воспитания  правильных  отношений  является  личный  пример  отца  и  матери, их  взаимное  уважение, помощь  и  забота, проявления  нежности  и  ласки. Если  дети  видят  хорошие  отношения  в  семье, то, став  взрослыми, и  сами  будут  стремиться  к  таким  же  красивым  отношениям. В  детском  возрасте  важно  воспитать  чувство  любви  к  своим  близким – к  родителям, к  братьям  и

сёстрам, чтобы  дети  чувствовали  привязанность  к  кому-либо  из  сверстников, при-

вязанность  и  нежность  к  младшим.

Большая  роль  отводится  семье  в  трудовом  воспитании. Дети  непосредственно  вовлекаются  в  бытовой  труд, учатся  обслуживать  себя, выполнять  посильные  трудовые  обязанности  в  помощь  отцу, матери. От  того, как  будет  поставлено  трудовое  воспитание  детей  ещё  до  школы, зависит  их  успех  в  учении, а  также  в  общем  трудовом  воспитании. Наличие  у  детей  такого  важного  качества  личности, как  трудолюбие, есть  хороший  показатель  их  нравственного  воспитания.

Семья  располагает  благоприятными  условиями  для  эстетического  воспитания  детей. Чувство  прекрасного  начинается  у  ребёнка  со  знакомства  с  яркой  и  красивой  игрушкой, красочно  оформленной  книгой, с  уютной  квартирой. С  ростом  ребёнка  восприятие  прекрасного  обогащается  при  посещении  театров  и  музеев. Хорошим  средством  эстетического  воспитания  является  природа  с  её  красивыми  и  неповторимыми  красками  и  пейзажами. Экскурсии  и  походы  всей  семьёй  в  лес, на  речку, за  грибами  и  ягодами, на  рыбалку  оставляют  неизгладимые  впечатления, которые  пронесёт  ребёнок  через  всё  жизнь. При  общении  с  природой  ребёнок  удивляется, радуется, гордится  тем, что  он  видел, слышал  пение  птиц, - в  это  время  и  происходит  воспитание  чувств. Чувство  прекрасного, интерес  к  красоте  помогают  воспитанию  потребности  беречь  прекрасное  и  создавать  его. Большую  воспитательную  силу  имеет  эстетика  быта. Дети  не  только  пользуются  домашним  уютом, но  вместе  с  родителями  учатся  его  создавать. В  воспитании  чувства  прекрасного  немалая  роль  принадлежит  манере  правильно  и  красиво  одеваться.

Успех  воспитания  в  семье  может  быть  обеспечен  в  том  случае, когда  созданы  благоприятные  условия  для  роста  и  всестороннего  развития  ребёнка.

 

 

 

                           Условия  семейного  воспитания.

 

Основными  условиями  успеха  в  воспитании  детей  в  семье  можно  считать  наличие  нормальной  семейной  атмосферы, авторитета  родителей, правильного  режима  дня, своевременного  приобщения  ребёнка  к  книге  и  чтению, к  труду.

 

Нормальная  семейная  атмосфера – это

       осознание  родителями  своего  долга  и  чувства  ответственности  за          воспитание  детей, основанного  на  взаимном  уважении  отца  и  матери, постоянном  внимании  к  учебной, трудовой  и  общественной  жизни, помощь  и  поддержка  в  больших  и  малых  делах, в  бережном  отношении  к  достоинству  каждого  члена  семьи, постоянном  взаимном  проявлении  такта;

       организация  жизни  и  быта  семьи, в  основе  которой  лежит  равенство  всех  членов, привлечение  детей  к  решению  хозяйственных  вопросов  жизни  семьи, ведению  хозяйства, к  посильному  труду;

       в  разумной  организации  отдыха: в  участии  в  спортивных  и  туристских  походах, в  совместных  прогулках, чтении, прослушивании  музыки, посещении  театра  и  кино;

      взаимная  принципиальная  требовательность, доброжелательный  тон  в  обращении, задушевность, любовь  и  жизнерадостность  в  семье.

 

                                                                  

 

Созданию  высоконравственной  атмосферы  в  семье  способствуют  семейные  традиции,крепкие  устои  и  принципы.  У  каждого  дома – собственное  лицо.  К  ним  относится  проведение  общественных  и  семейных  праздников  по  случаю  дня  рождения  взрослых  и  малышей. Подготовка  детьми  и  взрослыми  подарков, вручение  их  при  особом  эмоциональном  подъёме  создают  ту  атмосферу  торжественности, радости  и  счастья, которая  формирует  духовную  культуру, цементирует  семью  как  коллектив.

Важным  условием  успеха  в  воспитании  является  авторитет родителей  и  старших  братьев  и  сестёр. Отец  и  мать  уполномочены  воспитать  достойного члена  общества, на  этом  и  основывается  их  родительская  власть  и  их  авторитет  в  глазах  детей. А.С.Макаренко  определяет  авторитет  как  такое  нормальное  взаимоотношение  между  воспитателями  и  воспитанниками, когда  последние, уважая  своих  воспитателей  и  доверяя  им, подчиняются  их  воле, требованиям  и  указаниям.

Родители  являются  самыми  близкими  и  дорогими  людьми  для  детей, поэтому  дети  хотят  подражать  отцу  или  матери, быть  похожими  на  них. Поэтому  родители  обязаны  показывать  пример  своим  детям  во  всём.  Нормальные  взаимоотношения  детей и  родителей  в  семье  строятся  на  взаимном  уважении  и  доверии  из  друг  к  другу. Дети  видят  в  родителях  советчиков  во  всех  своих  делах, помощников  в  борьбе  с  разного  рода  трудностями, истинных  друзей, с  которыми  можно  поделиться  и  радостями, и  заботами. Родители  должны  предъявлять  к  детям  высокие  требования, одновременно  глубоко  уважая  их  личность.

Успешным  воспитание  в  семье  будет  при  соблюдении  чёткого  режима  дня  для  детей. Режим  дня  включает  весь  распорядок  дня  ребёнка  в  течение  суток – время  на  полноценный  сон, закаливающие  процедуры, на упорядоченный  приём  пищи, на  все  виды  труда  и  отдыха. При  этом  учитываются  возраст  и  состояние  здоровья  ребёнка. Режим  дня  должен  иметь  воспитательное  значение, что  возможно  лишь  при  обязательном  привыкании  к  его  выполнению  без  напоминания  взрослых. Со  стороны  старших  должен  осуществляться  контроль  за  качественным  выполнением  режимных  моментов и  трудовых  поручений, оценка  их, помощь  при  возникших  затруднениях.

Особое  место  в  воспитании  ребёнка  в  семье  следует  отвести  чтению. В  дошкольном  возрасте  ребёнок  особенно  любит  слушать  сказки, которые  ему  читают  взрослые, рассказы  из  жизни  людей  и  животных. Из  книг  он  узнаёт  о  хороших  людях, об  их  делах, узнаёт  о  животных, растениях. В  сказке  побеждает  всегда  сильный, ловкий, справедливый, честный  и  трудолюбивый  человек, а  злой, недобрый  карается  людьми  и  обществом. Слушая  сказку, ребёнок  не  остаётся  равнодушным  к  судьбе  героя: он  переживает, волнуется, радуется  и  огорчается, то  есть  у  него  формируются  чувства, постепенно  зарождается  интерес  к  книге. С  поступлением  ребёнка  в  школу, когда  он  научится  читать, важно  закрепить  интерес  и  выработать  навык  самостоятельного  и  систематического  чтения. Этот  навык  не  появляется  сам  по  себе, нужна  согласованная  и  умелая  работа  школы  и  семьи. Только  это  приобщит  ребёнка  к  чтению  и  он  начнёт  считать  книги  своими  спутниками  в  приобретении  новых  знаний.  Зародившийся  интерес  к  чтению  приведёт  ребёнка  в  библиотеку, в  книжный  магазин. У  него  будут  свои  герои, которым  он  будет  подражать.

Трудно  переоценить  значение  труда  в  жизни  человека. Физический  труд  обеспечивает  высокий  жизненный  тонус  мышц  и  всех  органов  человека: улучшает  все  физиологические  процессы  в  организме – правильное  дыхание, кровообращение,

обмен  веществ, рост  всего  тела  и  отдельных  органов. Физический  труд  является    средством  борьбы  с  утомлением, особенно  для  лиц  занимающимся  умственным  трудом. Смена  видов  труда, разумное  их  сочетание  в  режиме  дня  ребёнка  обеспечивают  его  успешную  умственную  деятельность  и  сохраняют  работоспособность.

Трудовое  воспитание  является  неотъемлемой  частью  всестороннего  развития  личности. По  тому, как  ребёнок  будет  относиться  к  труду, какими  трудовыми  умениями  он  будет  обладать, окружающие  будут  судить  о  его  ценности.

Важным  условием  успешного  воспитания  детей  является  единство  требований, предъявляемых  к  детям  всеми  членами  семьи, а  также  единые  требования  к  детям  со  стороны  семьи  и  школы. Отсутствие  единства  требований  между  школой  и  семьёй  подрывает  авторитет  учителя  и  родителей, ведёт  к  потере  уважения  к  ним.

Развитые  в  раннем  возрасте  духовные  потребности, умение  общаться  со  сверстниками  и  взрослыми  обогащают  личность  ребёнка, требуют  применения  возможностей  в  обществе. А  применить  их  можно, доверившись коллективным  формам  воспитания.

 

 

 

          Сочетание  семейного  и  общественного  воспитания.

 

Продолжая  семейное  воспитание  чрезвычайно  важно  найти  ключ  к  сочетанию  воспитания  семейного  и  общественного, потому  что  сочетание  такое  желательно  и  совершенно  необходимо. Ведь  в  ранние  годы  жизни  ребёнка  семья  нужна  для  формирования  определённых  областей  человеческого  сознания, человеческой  психологии, и  отсутствие  её  влечёт  за  собой  печальные  и  далеко  идущие  последствия, такие, например, как  правонарушения. Того  времени, которое  дети  проведут  дома, после  яслей, детского  сада, школы  вполне  хватит, чтобы  семья  сыграла  предназначенную  ей  роль.

В  умно  организованном, слаженном  ребячьем  общении  наши  мальчишки  и  девчонки  получают  крепкую, здоровую  закваску. Здесь  они  привыкают  к  дисциплине  и  режиму.  Здесь  познают  драгоценное  чувство  локтя, приобретают  навыки  товарищества  и  взаимопомощи. Здесь  проникаются  ощущением  ответственности  перед  товарищами  и  за  товарищей. Здесь  приучаются  беречь  честь  коллектива  и  считать  себя  частью  единого  целого. Словом, здесь  в  характере  детей  закладываются  черты, делающие  их  достойными  членами  общества.

Пусть  растут  и  совершенствуются  общественные  формы  воспитания! Не  в  противовес  семье, не  взамен  её.  А  как  средство, которое, органически  сочетаясь  с  домашним  воспитанием, дополняет  его, обогащает, необычайно  расширяет  его  «диапазон». И  нисколько  не  освобождает  родителей  от  их  родительского  долга, нисколько  не  зачёркивает  того, что  выращивание  детей  является  основной  социальной  функцией  семьи. Но  зато  обязывает  родителей  внимательно  координировать  свои  усилия  с  внесемейными  воздействиями  на  ребёнка, обязывает  активно  участвовать  в  работе  тех  учреждений, где  он  учится  и  воспитывается, обязывает  помогать  педагогам  в  пестовании  детей.

Единство  усилий, постоянный  дружеский  контакт  семьи, школы  и  общественности – это  то, к  чему  мы  должны  стремиться, это  залог  верного  успеха  в  воспитании  подрастающего  поколения!

 

 

Социальная сущность и функции семьи.

 

Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

В литературе времен “застоя” принято считать, что основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Как нам кажется, этого не достаточно, поэтому мы обратимся к зарубежным социологам.

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. “Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются”. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие Другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные раз­личия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соеди­няясь, восстанавливают.

Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской солидарности, утверждает Э. Дюркгейм.

И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Формулировка советских социологов практически не отличается от уже представленной, но она более сдержана и применима к семьям  в России.

2. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод­стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело­веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на­селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове­чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот­вращением “воспроизведения в новых поколениях различ­ного рода биологических аномалий”.

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур­налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо­лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб­ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

3. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав предыдущей.)

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. 

4. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.  Отсюда следующая важнейшая функция семьи социа­лизация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-био­логическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации лич­ности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способ­ность любить ближнего, способность к сочувствию и сопе­реживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, поз­навательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индиви­дуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребе­нок усваивает запреты и нормы поведения, которые закла­дываются в его “Сверх-Я”.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони недале­ко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ре­бенка.

Эффективность родительства как института социализа­ции личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.

5. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенци­альная, функция социальной и эмоциональной защиты сво­их членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семь­ями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопо­жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

6. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с обществен­ной точки зрения заключается в поддержании несовершен­нолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.

7. Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

8. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изуче­на, но ученые располагают достоверными фактами, доказы­вающими положительное влияние семьи на здоровье супру­гов. Следует привести некоторые примеры, подтверждаю­щие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или кос­венно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает бо­лее благоприятное воздействие на здоровье супругов, при­чем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

9. Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы усло­вимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмот­рению. Свободное время одна из важнейших социаль­ных ценностей, незаменимое средство восстановления фи­зических и духовных сил человека, всестороннего разви­тия личности. Повышению роли досуга способствуют пра­вильный ритм и режим жизни семьи, разумное распреде­ление обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В    целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Досуг включает в себя: чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного от­пуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревно­ваниях, в проведении праздников.

11. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воз­действие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

12. Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об­ъединения.

Если семья уделяет выполнению этой функции доста­точное внимание, то это заметно усиливает ее воспитатель­ный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией свя­зывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу дина­мичную эпоху сильно возрастает значение семьи как пси­хологической ячейки).

13. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями.

Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины. В соответствии с марксистской идеей женской эмансипации уже в самые первые дни революции был издан декрет о женском равноправии, а в 1918 году вступил в силу новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место жительство, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный закон не отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния. Отныне законной считалась лишь гражданская регистрация, причем как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно упрощались.

Более того, новый закон отменял понятие “незаконнорожденный ребенок” - как рожденные в браке, так и вне брака приобретали одинаковые права.

 

 

 

 

Итак,  каким  бы  замечательным  ни  было  воспитание  общественное, где  конечным  назначением  является  формирование  идеалов, формирование  личности  ребёнка  закладывается  в  семье, под  воздействием  родительской  любви  во  имя  его  будущего, под  воздействием  авторитета  родителей, семейных  традиций. Ведь  всё  то, что  он  видит  и  слышит  в  семье, он  повторяет, подражает  взрослым. А  этот  этап  собственных  действий  ребёнка (именно  действий, а  не  поступка) – ключевой  в  формировании  личности. Благодаря  этому  совершённому  действию  ребёнок  входит  в  контекст  социальных  отношений, уже  играя  определённую  социальную  роль. Воспитательный  процесс  в  семье  не  имеет  границ, начала  или  конца. Родители  для  детей – это  жизненный  идеал, ничем  не  защищённый  от  детского  пристального  глаза. В  семье  координируются  усилия  всех  участников  воспитательного  процесса: школы, учителей, друзей. Семья  создаёт  для  ребёнка  ту  модель  жизни, в  которую  он  включается. Влияние  родителей  на  собственных  детей  обеспечивает  их  физическое  совершенство  и  моральную  чистоту. Семья  формирует  такие  области  человеческого  сознания, которые  только  ей  и  дано  по-настоящему  формировать. А  дети  в  свою  очередь  несут  в  себе  заряд  той  социальной  среды, в  которой  живёт  семья.

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

 

 

 

I.                     Афанасьева Т.М., Семья  сегодня – М.: Знание,

            1977.

 

II.                  Лавров А.С., Лаврова О.Л., Товарищ  ребёнок – М.: Знание,

            1964;

 

III.                Педагогика:  под  редакцией  С.П.Баранова  и  др. – М.: Просвещение, 1976;

 

IV.                Педагогика:  под  редакцией  П.И.Пидкасистого – М.: Роспедагентство, 1996;

 

V.                  Педагогическая  энциклопедия – том 2 – М.: Советская  энциклопедия,  1965. – 659 с.                    

 

 

 

 

                                                                     -   10   -

1

 

Информация о работе Семья в системе общественных отношений