Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:40, контрольная работа
Предмет исследования – проблема асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Целью данной работы является анализ социальных и социально-психологических проблем асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Содержание
Развитие уравновешенной и сильной личности ребенка возлагается, в первую очередь, на родителей, которые, считают психологи, должны принимать свое дитя безоговорочно. Различные исследования демонстрируют существование соотношения между упавшим уровнем сплоченности семьи и последствиями преступного поведения ребенка. Специалисты определяют семейную сплоченность прямой эмоциональной связью между членами семьи, которая может быть измерена посредством различных переменных: эмоциональное вовлечение, независимость, барьеры, коалиции, время, пространство, друзья, принятие решений, интересы и свободное время.
Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.
Гипотеза дети
подросткового возраста, находящиеся
без должного родительского присмотра,
менее социализированы в
Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.
Изучение
возрастного состава
Можно
выделить типичные группы безнадзорных
подростков по следующим основаниям:
среда преимущественного
Первая группа – «благополучные» подростки, живущие непосредственно в семьях, но лишенные внимания, любви, надзора близких им людей (родителей, учителей, родственников и т.д.). Равнодушие семьи к судьбе своего ребенка, пренебрежение его интересами приводит к разрыву отношений подростка с семьей, создавая тем самым, условия для его психической и нравственной депривации. Причины подобных проявлений состоят в ослаблении семьи, в связи со значительным сокращением ее экономических, образовательных, культурных возможностей. К причинам безнадзорности, эти исследователи относят также педагогическую несостоятельность, некомпетентность родителей, что приводит либо к излишней уступчивости в отношениях с подростками, либо к неоправданной требовательности. Среди «благополучных» подростков, относящихся к безнадзорным условно можно выделить две подгруппы: 1) одаренные подростки, не получившие признание в семье и нуждающиеся в этом; 2) нормальные подростки, контроль за поведением, времяпрепровождением, учебной деятельностью, кругом общения которых осуществляется родителями и (или) замещающими их лицами слабо или вовсе отсутствует.
Вторая группа – «проблемные» подростки. К ней можно отнести подростков, равнодушно относящихся к учебе и школе, для которых характерны периодические нарушения дисциплины (прогулы, драки), у которых проявляются такие отрицательные качества личности, как: грубость, лживость, нечестность и т.д. Основными причинами отклонения в поведении «проблемных» подростков считаются: нарушения в физическом и психическом здоровье; нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярны, неприняты, пренебрегаемы, изолированы в классном коллективе, конфликтны, бесконтрольны, выталкиваемы из семей); ошибки семейного воспитания; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний; конфликты в семье; ошибки педагогов (лишение подростков индивидуальных стимулов, наказания, связанные с унижением личности, противоречивость предъявляемых требований и т.д.). Ко второй группе следует отнести следующие подгруппы: 1) подростки, имеющие какие-либо проблемы, мешающие им и их окружению в самореализации: из семей «группы риска»; имеющие проблемы во взаимоотношениях с родителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях с учителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; 2) подростки, относящиеся к категории с особыми нуждами: подростки-инвалиды, имеющие различные дефекты от рождения (хромота, глухота и др.) [4, с. 20].
Третья группа – «педагогически запущенные» подростки. «Педагогически запущенный» это – подросток, который не получил (недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей. Такая запущенность обусловлена, прежде всего, отсутствием (недостатками) воспитательно-образовательной работы с подростком, следствием которых является его социальная несформированность (недостаточная в формировании) личности подростка, ее отдельных сторон как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями являются недостаточное развитие, невоспитанность, упущения в развитии и воспитании, непосещение школы (необученность), низкая успеваемость и, как следствие, отсутствие или недостаток запаса знаний, низкая мотивация к обучению, не сформированные навыки и активность в обучении. Выделяют следующие основные подгруппы «педагогически запущенных» подростков: 1) запущенные в развитии; 2) запущенные в воспитании, 3) запущенные в обучении, комплексная запущенность.
Четвертая группа – подростки, склонные к девиации (правонарушениям). Под девиацией понимается поведение подростка, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. Как отмечают Л.Н. Анисимов, В.С. Битенский, С.С. Гиль, А.Е. Личко, О.В. Морозова и другие, независимо от средства или способа ухода от реальности целью девиации является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Именно таким образом, подростки стремятся снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции. Причинами девиации подростков являются: социальное неблагополучие семьи (в том числе и материальное), чувство социальной неполноценности, несправедливости, утрата позиций в социально значимой для них группе, наличие в ближайшем окружении лиц, употребляющих наркотики и многое другое. В эту группу входят три подгруппы: 1) подростки с девиантным поведением; 2) подростки с делинквентным поведением; 3) подростки с аддиктивным поведением.
Нередко безнадзорный подросток может сочетать в себе характеристики нескольких групп. Любая из них имеет различную выраженность в зависимости от особенностей подростков, от времени безнадзорности, от адаптивности к среде и др. Как правило, подростков, склонных к безнадзорности, относят к трудновоспитуемым.
Представленная классификация свидетельствует о том, что в целом причиной подростковой безнадзорности выступают социально-педагогические факторы (ослабление социальной роли семьи как воспитателя, самоотстранение родителей от воспитания своих детей, ошибки школьного воспитания, негативное влияние окружающей среды, недостаточная развитость системы воспитательной работы с подростками и родителями по месту жительства и др.), что диктует необходимость совместной ее профилактики.
Причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
Наряду с традиционными бедными – неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в Республике Беларусь появились так называемые «новые бедные» – полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных [3, с. 76].
В результате роста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей.
Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.
Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.
Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все дети, в т.ч. из благополучных семей.
Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.
Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующих проявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогической профилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участие родителей, лиц их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическое влияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактика заключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другой стороны – изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контроля воспитателя и оказаться на улице.
Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности.
Вторичная профилактика безнадзорности состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию.
Под третичной профилактикой безнадзорности понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.
Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление ее последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений.
Большой социально-педагогический потенциал в профилактике безнадзорности среди подростков принадлежит школе, социальным учреждениям, службам по месту жительства и семье. Каждый из институтов на своем уровне решает проблему профилактики подростковой безнадзорности по месту жительства. Их взаимодействие способствует интеграции усилий в профилактической деятельности. Сложилось противоречие между возможностями таких учреждений и недостаточной эффективностью, направленной на интеграцию их усилий в профилактике подростковой безнадзорности. Эффективность такого взаимодействия может быть обеспечена, если [4, с. 23]:
– взаимодействие осуществляется координирующим органом, обеспечивающим создание и функционирование системы учета, контроля за социально-педагогической деятельностью субъектов профилактики подростковой безнадзорности;
– содержание взаимодействия субъектов профилактики включает интеграцию усилий каждого участника, сотрудничество в совместных акциях и действиях, направленные на обеспечение профилактики безнадзорности каждого подростка и создание условий для его духовного, нравственного, физического развития и на успешную социализацию;