Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, реферат
Каждый этап развития требует от человека адаптации к новым социальным условиям, которые обогащают индивида новым опытом, обогащая его новым социальным опытом, делает социально зрелым. Психологи считают, что многие этапы развития семьи можно предвидеть и подготовиться к ним. Однако, часто в жизни происходят такие события, которые не возможно предвидеть, поскольку они наступают мгновенно (тяжелая болезнь, смерть близкого человека, потеря работы). Такие явления требуют от всех членов семьи быстрой адаптации, частичной перестройки взаимоотношений.
Введение___________________________________________________________3
Семья и ребенок: возрастная динамика отношений________________________5
Рождение ребенка ___________________________________________6
Поступление в школу ________________________________________10
Подростковый возраст _______________________________________13
Уход детей из семьи _________________________________________14
Заключение________________________________________________________16
Список использованной литературы___________________________________17
Содержание
Введение______________________
Семья и ребенок:
возрастная динамика отношений_____________________
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение
В жизни человека родители играют важную роль. Именно они дают ребенку образцы поведения, с помощью которых он начинает выстраивать отношения с окружающими.
Каждый этап развития требует от человека адаптации к новым социальным условиям, которые обогащают индивида новым опытом, обогащая его новым социальным опытом, делает социально зрелым. Психологи считают, что многие этапы развития семьи можно предвидеть и подготовиться к ним. Однако, часто в жизни происходят такие события, которые не возможно предвидеть, поскольку они наступают мгновенно (тяжелая болезнь, смерть близкого человека, потеря работы). Такие явления требуют от всех членов семьи быстрой адаптации, частичной перестройки взаимоотношений.
Совместное
преодоление кризисных
В семье,
где царят дружеские
Специфика
родительского отношения
С самого начала процесс развития личности ребенка осуществляется под контролем родителей. Ребенок учится у родителей понимать и контролировать свои реакции, мыслить, говорить.
Поступив в школу, ребенок расширяет круг своего общения, вносит в семейную систему новые элементы.
Переходный возраст является периодом повышенной эмоциональности 2, проявляющийся в легкой возбудимости, а так же частой смене настроений.
В ходе этого процесса очень важна роль семьи, которая имеет механизм воздействия на личность подростка путем передачи социального опыта, путем межличностных общения.
Период ухода ребенка из семьи начинается с процесса его внутреннего от нее отделения, который начинается еще в позднем подростковом возрасте.
Процесс отпускания детей
в самостоятельную жизнь
Семья и ребенок: возрастная динамика отношений
Проблема взаимоотношений между детьми и их родителями является одной из наиболее сложных и вечно актуальных проблем психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители3. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни.
Специфика
родительского отношения
С рождением ребенка границы
семьи и внутрисемейных подсистем
подлежат корректировке. Способы взаимодействия
и разрешения проблем, которые были
найдены молодыми супругами до рождения
ребенка, больше им не подходят, так
как они были «игрой для двоих».
Семья должна реорганизоваться для
решения новых проблем и
На рождение ребенка родители могут реагировать по-разному. Даже желанный ребенок может стать причиной стрессов и трудностей. У мужа и жены появляются новые родительские роли. Родители испытывают чувства гордости и волнения, но они должны принять на себя обязанности, связанные с воспитанием ребенка. Одним из сильных переживаний является чувство возросшей ответственности, которая иногда воспринимается как слишком большая и пугающая. Новорожденный ребенок целиком зависит от ухода за ним, и ответственность за этот уход лежит на родителях. Младенец требует к себе постоянного внимания, и некоторых родителей может тяготить постоянная зависимость от потребностей ребенка. В то же время он проявляет элементы собственной индивидуальности, к которым родители вынуждены приспосабливаться. Насущные, требующие немедленного удовлетворения потребности младенца могут вызывать сходные потребности у самих родителей. Например, некоторые родители не переносят детского плача.
Молодые супруги, особенно те,
которые надеялись стать
С появлением в семье ребенка
отношения между супругами
В начале общения с новорожденным ближе всех к нему находится мать. Отец чаще всего оказывается на периферии взаимодействия. Если мать чрезмерно поглощена заботами о ребенке, отец дистанцируется и от ребенка, и от жены. Муж может чувствовать, что получает недостаточное внимание жены, которая постоянно занята ребенком. Жена может чувствовать, что разрывается между мужем и ребенком, которые оба претендуют на ее внимание. Каждый из супругов может испытывать своеобразную ревность, считая, что другой супруг больше привязан к ребенку или ребенок больше привязан к другому супругу, чем к нему. В значительной степени подобных осложнений можно избежать, если муж способен оказать жене поддержку в ее новой роли. Она может проявляться в его готовности взять на себя большую часть ежедневной домашней работы, которую до этого выполняла жена. Уважительное и поддерживающее отношение к роли молодой матери со стороны ближайшего социального окружения также очень важно.
С рождением ребенка члены
расширенных семей
Расширенные семьи могут
вступать в конкурентные отношения
по поводу ребенка. Если ребенок рождается
с дефектом или в его развитии
и воспитании возникают проблемы,
другая расширенная семья обычно
считается их источником. Воспитательные
установки прародителей могут конкурировать
между собой и с
Родители составляют первую общественную среду ребенка.5 Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
С самого начала процесс развития личности ребенка осуществляется под контролем родителей. Ребенок учится у родителей понимать и контролировать свои реакции, мыслить, говорить. Поведение родителей служит образцом отношений к окружающим, способов выражения своих эмоций. Поведение ребенка зависит от воспитания в семье. Дети дошкольного возраста часто видят себя глазами взрослых, одобрение или отрицание со стороны взрослых формирует личностную самооценку ребенка.
Дети
с заниженной самооценкой недовольны
собой, что происходят в семьях, где
родители часто ругают ребенка, или
ставят перед ним невыполнимые задачи.
Помимо этого при расставании
родителей ребенок зачастую считает
себя виновным, из-за чего самооценка также
занижается. Ребенок чувствует, что
не соответствует требованиям
Причина формирования у ребенка завышенной самооценки, как правило, семья в которой родители поощряют ребенка по мелочам, не прибегают к наказаниям, либо они очень мягкие. Дети с завышенной самооценкой испытывают проблемы в общении, так как не все окружающие признают их уникальность, а так же сложно найти друзей «достойных» общения с таким ребенком.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Момент поступления детей в школу считается очень важным в связи с тем, что семейная система начинает испытывать давление в виде обратной связи со стороны внешних систем — соседей и школы. Когда ребенок идет в школу, результат воспитательной деятельности родителей как бы выносится на широкое обозрение.
Перед семьей встает задача научиться общению с этими новыми для нее системами: внешние границы семьи должны быть снова пересмотрены, чтобы ребенок мог приобретать опыт внесемейных контактов. Влияние школы на семью психологи описывают примерно следующим образом.
Расширяя круг своего общения, ребенок вносит в семейную систему новые элементы6. Бывая в домах своих друзей, ребенок узнает, что они живут по иным правилам, которые кажутся ему более справедливыми. Когда в дом приходят друзья ребенка, родители также могут видеть иные способы поведения детей, более зрелые и привлекательные. Это заставляет семью подвергать сомнению свои собственные способы взаимодействия с ребенком и переопределять внутрисемейные границы. Кроме того, увеличение автономизации ребенка в связи с его поступлением в школу заставляет родителей вспомнить о том, что когда-нибудь он вырастет и навсегда покинет дом — это усиливает внимание к супружеским отношениям.
Такой подход вполне правомерен
для американской психологии, так
как в большинстве американских
семей ребенок дошкольного
В российской действительности большинство дошкольников посещает детские дошкольные учреждения (детские сады), как правило, с 2—3 лет и проводит в них большую часть дня. В связи с этим, школа не является первой внешней системой, оценивающей уровень развития и воспитания ребенка. Поступление ребенка в школу заставляет родителей вернуться к вопросам, связанным с распределением обязанностей: кто должен контактировать со школой, кто должен помогать ребенку в учении в случае возникновения трудностей7. Если мать вынуждена отказаться от работы, так как поменять рабочее место нет возможности, перед отцом может встать задача взять на себя все тяготы по материальному обеспечению семьи.
Нередко работающие родители, которые не хотят прерывать свою карьеру, обращаются за помощью к бабушкам и дедушкам. Помощь прародителей и их участие в воспитании ребенка могут нарушать внешние границы семьи. Помогая ребенку с учебой, прародители, чаще всего бабушка, считают, что получают тем самым право вмешиваться в воспитательный процесс. Часто их воспитательные воздействия идут в разрез с родительскими, они указывают родителям на «ошибки» в воспитании и т. п. Нередко бабушка пытается принять участие и в других сферах жизни семьи. Такая ситуация является потенциально конфликтной. Родители или один из них обычно недовольны этим вмешательством, но не могут его ограничить, опасаясь, что в этом случае прародители вообще откажут в помощи. Эта ситуация в определенном смысле возвращает семью к необходимости переопределения внешних границ и зон влияния членов расширенной семьи.