Процессы социализации на примере сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:52, контрольная работа

Описание работы

Уже давно сказки, истории и притчи стали объектом исследования лингвистов, фольклористов и психологов. Различные психологические направления исследуют сказочные сюжеты, находят в них скрытые смыслы и стереотипы человеческого поведения. Есть даже целое направление в психотерапии, называемое сказкотерапией. Но самое главное – сказка выступает мощным инструментом социализации.
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Работа содержит 1 файл

скаски.docx

— 29.98 Кб (Скачать)

Дніпропетровський національний університет  імені О. Гончара

КАФЕДРА СОЦІАЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЇ ТА ПСИХОЛОГІЇ УПРАВЛІННЯ

 

 

КОНТРОЛЬНА РОБОТА

                                           з дисципліни: «Соціологiя »

                               Тема:” Процессы социализации на примере сказки.”

 

 

 

 

 

Студента  курсу 2 групи ДС 11-1з

напряму підготовки:Практична психологія.

Диденко В.А.

                                                                   Керівник – Легеза C.В.

Кількість балів____________ 

 

 

 

                                       м. Дніпропетровськ – 2013 р.

 

Процессы социализации в сказках.

Уже давно сказки, истории  и притчи стали объектом исследования лингвистов, фольклористов и психологов. Различные психологические направления  исследуют сказочные сюжеты, находят  в них скрытые смыслы и стереотипы человеческого поведения. Есть даже целое направление в психотерапии, называемое сказкотерапией. Но самое главное – сказка выступает мощным инструментом социализации.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических  установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему  успешно функционировать в данном обществе.

Чтение сказок не стоит  рассматривать только как простой способ занять ребенка. По сути, сказка - это существенный механизм развития в человеке, особенно в раннем возрасте, тонкого понимания внутреннего мира людей. Всё чаще обращаются психологи к анализу сказок, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения.

Будем рассматривать  процессы социализации на примере главной  героини сказки Ганса Христиана Андерсена ”Дюймовочка” 
 
Краткое изложение сказки 
Бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм ростом — Дюймовочку. Колыбелькой для нее стала ореховая скорлупка, лодкой — лепесток тюльпана в блюде с водой и цветами, где девочка плавала и пела. Однажды ночью ее украла жаба, чтобы сделать невестой для своего безобразного сына. Плач Дюймовочки, сидящей на листе кувшинки, пока жабы украшали свое жилище, разжалобил рыбок — они перегрызли стебель и девочка поплыла по течению, запрягнув в свою лодку мотылька. Красавицу унес к себе майский жук, но его сородичам не понравилась щуплая девочка, и он оставил ее в ромашке. Дюймовочка разрыдалась от того, что считала себя некрасивой, хотя на самом деле была очень хорошенькая.

Зимой девочка ушла из леса и добрела до норки полевой мыши. Та обогрела и накормила бедняжку, оставила ее у себя и посоветовала выйти замуж за богатого крота. Будучи в гостях у этого завидного жениха, Дюймовочка увидела ласточку — ее все считали умершей, но девочка, укрывая птичку покрывалом из травы, услышала, как бьется птичкино сердце. Всю зиму Дюймовочка ухаживала за ласточкой, поранившейся о терновый куст и отставшей от сородичей, а весной та улетела, предложив девочке полететь с ней (отказалась — жалко было бросать мышь).

Тем временем к Дюймовочке уже посватался крот, и все готовились к свадьбе. Осенью приданое было готова, а на слова девушки о том, что она не хочет выходить замуж за крота, мышь пригрозила своими зубами. В день свадьбы невеста вышла попрощаться с солнцем и цветами, и встретила ласточку. Птица опять предложила улететь — и в этот раз Дюймовочка не отказалась. В теплом краю ласточка посадила подругу в цветок, где сидел король эльфов. Он сделал предложение красавице; на свадьбу ей подарили пару прекрасных крыльев.

 
Этапы процесса социализации 
 
Социализация – процесс интеграции индивида в общество. Обычно процесс социализации сопровождается агентами социализации.

  •  
    Первичная социлизация (социальная адаптация) – период от младенчества до раннего детства. Связана с приобретением общекультурных знаний с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Данный период длится с рождения до раннего детства.
  •  
    Вторичная социализация – обычно это период социализации после выхода человека за рамки первичных контактов.
  •  
    Ресоциализация – усвоение «новой» системы цененостей взамен «старой».
  •  
    Десоциализация – частичная или полная потеря усвоеных норм и принципов социального взаимодействия (пребывание в тюрьме, инвалидность, и др. изоляция от общества).

 
Социализация  на пример еДюймовочки.

 
Первичная социализация 
 
В данной сказке описан процесс первичной социализации. Но мы можем явно видеть результаты этого процесса. Дюймовочка была долгожданным и любимым ребенком. Однако, воспитанная матерью-одиночкой, она с самого начала знала, что женская судьба родительницы не задалась (для рождения дочки той пришлось даже прибегнуть к искусственному зачатию в цветочном горшке).Агентом социализации на данном этапе социализации является мама.

С одной стороны, цветок, в котором  родилась Дюймовочка – символ материнской любви, заботы, подчинения своей жизни развитию и счастью другого существа. А с другой – мама, вроде ребеночка ждала, а вот имя так и не придумала, только прозвище в соответствие с размером дала (Дюймовочка – дюйм). Похоже, мама дочку всерьез не воспринимала, растила ее в игрушечном, ненастоящем мире. Может и Дюймовочка для нее своего рода игрушка: нарядить, показать, а подлинной заботы о ребенке - нет? Оставить скорлупу ореха, в которой спала Дюймовочка, на подоконнике…да, поистине «материнская» забота…

Нет никаких отношений, потому что папы у Дюймовочки нет. Следовательно, нет и образа мужчины рядом с женщиной. Отец является первой маскулинной фигурой в жизни девочки, служит примером формирования свободных и безопасных отношений с противоположным полом. Так как он является «Другим», т.е. отличающимся и от нее, и от ее матери, он также формирует ее уникальность и индивидуальность. 
В итоге, отсутствие отцовской фигуры сделало нашу героиню совершенно беспомощной в отношениях с мужчинами, неспособной самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Возможно, поэтому, она проходит такой непростой путь, ей встречаются такие разные партнеры.

С самого детства  Дюймовочке суждено играть роль незаметного и слабого существа. Это кроткое, безобидное на первый взгляд, создание, которое ни за что ни про что подвергается репрессиям со всех сторон. 
Вторичная социализация 
Дюймовочку забирают как вещь и ставят перед фактом свадьбы. Мама-жаба, увидев это эфемерное существо, решает очень быстро. Сына женить пора, жена должна быть покорная и незаметная на фоне маминой массивной фигуры. Такая, что и слова лишнего ни ей, ни мужу не скажет, а все делать будет, что от нее потребуют. Мама лучше знает, что ее ребенку-жабененку подойдет! И решительно забирает Дюймовочку в свое болото.

Помните?

…«Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату пробралась большущая старая жаба, мокрая и безобразная. С подоконника она прыгнула на стол и заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.

- Как хороша! - сказала старая  жаба. - Славная невеста будет  моему сыну!

Она схватила ореховую скорлупку с  девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

Возле сада протекала речка, а под  самым ее берегом было топкое болотце. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном. Сын был  тоже мокрый и безобразный - точь-в-точь мамаша!

- Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! - только и мог он сказать, когда увидел маленькую девочку в ореховой скорлупке»...

Наша героиня, сначала  вообще не понимает что произошло, и  только потом, увидев своего мужа, осознает…что не готова к таким отношениям. Здесь все за нее решили, и даже муж-жаб все время с мамой ходит, а на нее особого внимания не обращает.                                                 В реальной жизни, Жаб – типичный маменькин сынок, мужчина-тряпка, который слушает маму во всем, она ему говорит, что есть, как одеваться и на ком жениться. Маменькины сынки не умеют принимать решения самостоятельно и привыкли перекладывать свои проблемы на плечи других.Агентами на данном этапе социализации думаю, можно назв Такой первый брак - типичное испытание для наивной юной девушки: если выбор партнера был несамостоятельным и неосознанным. Из неудачного брака можно понять хотя бы, чего точно не хочется. Тем не менее, Дюймовочка все еще оставляет свою судьбу на волю обстоятельств: кто-то другой ее жалеет, крадет или спасает.ать жабу маму и жабу сына.

В качестве второго  жениха Дюймовочке попадается тот еще Жук, который приносит ее к себе на дерево, словно экзотическую новинку.

Жук постоянно «тусуется» с разного рода насекомыми, мнение которых для него куда важнее, чем его собственная подруга. Вся его жизнь – праздник, он живет «здесь и сейчас», у него все так легко и просто, что наша героиня им просто очарована. Он спасает ее из опостылевших отношений и вносит в ее унылый мир феерию новых красок. Эти отношения яркие, наполненные событиями, явная противоположность прежним. Дюймовочка и рада бы остаться с Жуком, но, как-то не складывается, скучно ему становится. Не такая она как он ожидал. В «рот заглядывает», чего от жизни хочет не знает…Сначала это Жуку льстило, а потом…надоело. Образ Дюймовочки потускнел, каждый день ее спасать расхотелось… В его яркой жизни и женщины должны быть неординарные. А здесь – мелочь какая-то неформатная...

Образ жизни Жука - по шаблонам общества, по мнению авторитетов, ведёт к тому, что Дюймовочка не вписывается в принятые в данном обществе стандарты, признаётся некрасивой, отторгается обществом и Жуком.

«Майский жук уселся на ветке  большого дерева, усадил рядом Дюймовочку и сказал ей, что она ему очень нравится, хоть и совсем не похожа на майских жуков.

Потом к ним пришли в гости  другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они с любопытством разглядывали Дюймовочку, а их дочки в недоумении разводили крылышками.

- У нее только две ножки! - говорили одни.

- У нее даже нет щупалец! - говорили другие.

- Какая она слабенькая, тоненькая!  Того и гляди, переломится пополам, - говорили третьи.

- Очень на человека похожа, и  к тому же некрасивая, - решили наконец все жуки.

Даже майскому жуку, который принес Дюймовочку, показалось теперь, что она совсем нехороша, и он решил с ней распрощаться - пусть идет куда знает. Он слетел с Дюймовочкой вниз и посадил ее на ромашку»...

И улетел наш Жук, под шорох переливающихся крылышек, которых у Дюймовочки не было, чтобы лететь с ним на небо. «Поматросил» и бросил.. Нелегко ей пришлось. Сменив болото на небеса, почувствовав вкус жизни, снова вернуться на землю.                                      В неизвестность. Дюймовочка вновь остается только рыдать, однако эти слезы означают уже вторую ступень личностного развития.                                                                 Нарциссическое самоупоение и роль жертвы у каждого из нас однажды должны смениться горьким, но нужным пониманием реальности: где-то можно оказаться чужой, непривлекательной, не всем мы кажемся идеальными и далеко не каждый рвется беспрестанно нами восхищаться. В сказке реальность наступает и в самом конкретном смысле — приходят зима, голод и холод. И снова героиню спасают, давая еще один шанс.

В сказке Дюймовочка встречает мудрую женщину – Мышь (либо развивает внутреннюю мудрость). Мышь всю свою жизнь жила тем, что тащила все в дом – в свою нору, обустраивала жизнь самостоятельно и поэтому знает цену вещам. Она берется учить Дюймовочку тому, как нужно жить, объясняет, что для нормальной жизни, ей нужен новый мужик, «при деньгах и статусе», чтобы, как сама Мышь, не приходилось всю жизнь на своем горбу тянуть все заботы и тяготы. Дюймовочке предлагают выгодную «партию» - выйти замуж за очень состоятельного субъекта, продать себя «подороже». С ним она будет жить в достатке, но без любви.

Таким образом, стараниями старой благодетельницы, покровительницы  Мыши (почти крестной-феи),  Дюймовочка едва не стала женой богатого старика, инвалида по зрению. Жених, за которого бы руками и зубами ухватились бы многие другие девушки и с которым, возможно, была бы счастлива сама старая хитрая мышь, был  богатый, ученый и солидный. Этот последний вариант даже мог бы рассматриваться всерьез, и, как показывает жизнь, многие женщины выбирают такой союз из соображений выживания.

Даже наша сказочная  героиня, которая была бы рада найти  опору в подобном отцовском образе, чуть не соблазнилась его надежностью  и консерватизмом. Возможно, она  какое-то время действительно думала, что счастье в покое и стабильности. Может и нет ее, той Любви…Кто ее видел? Что может маленькая Дюймовочка? А Крот мужчина серьезный, уважаемый и молодая жена ему по статусу положена, тем более такая тихая и покорная, и, кстати, ест не много…  Кроту, возможно, и правда нравилась Дюймовочка. Ему не важна ее внешность, он ценит скорее ее умение рассказывать сказки и послушание.

Дюймовочкае на каком-то этапе отношений  действительно нужен «папа», «мужчина-отец». Лучший спутник жизни для юной Дюймовочки  – сильный властный мужчина, который будет мало считаться с ее мнением и будет воспринимать ее… как хрупкую девочку-цветочек, очаровательное, но декоративное создание. Может и не лучший – но безопасный и удобный.                                                                                                               Но, наша Дюймовочка уже знает, что по-настоящему любит сама: солнце, пение птиц — то, к чему Крот слеп и буквально, и душевно. Выйди Дюймовочка за Крота их отношения превратились бы, скорее всего, в историю Алексея и Анны Карениных, не принеся счастья ни одному из супругов. Так что она проявила твердость очень вовремя: не пожелав смириться с сытой жизнью в подземелье, отстояла свою свободу — и (как мы знаем) получила в итоге именно то, что ей было нужно. А нужна ей, как оказалось, новая идентичность, новое «я».                                                                                                                               Что касается реальной жизни, то Дюймовочка в этой части сказки все еще соответствует архетипическому жизненному паттерну «вечная девочка». Наша культура всегда потворствовала развитию данного сценария у женщины. Женщин хвалили за их покладистость, умение приспосабливаться и доброту, за их очарование юности, за послушание и покорное содействие мужьям, - и они становились как бы «формой без содержания». Преимущества, связанные с таким сценарием, очевидны. Наверное, очень приятно испытывать чувство, что тебя обожают как сладкую девочку, зависеть от другого человека, более сильного, при необходимости принимающего важные решения, блаженствовать, наслаждаясь романтическими фантазиями о Принце, подобно хамелеону менять личины, быть усладой мужской души и взора, покорительницей его сердца, или даже уйти от жизни в свой внутренний мир желаний и фантазий. Однако такой феминный стиль жизни имеет и множество недостатков. Роль «вечной девочки», несмотря на видимые преимущества, зачастую лишает женщину независимости и заставляет ее жить пассивной, зависимой жизнью. Вместо того чтобы добиваться личного и профессионального роста, работать над формированием своей идентичности, вместо того, чтобы узнать, кто она такая на самом деле, решая трудную задачу трансформации, - «вечная девочка» обычно формирует свою идентичность на основе проекций на нее других людей. Она похожа на фотомодель, образ которой определяется и воплощается в жизнь взглядом фотографа. Вместо того чтобы укреплять свою силу, реализовывать собственные возможности и при этом принимать на себя ответственность за содеянное, «вечная девочка» прибывает в состоянии беспомощности. Мужчины забавляются ею, как она в детстве своими игрушками. Подобно гуттаперчевой кукле, она позволяет другим делать себя и свою жизнь такой, как им вздумается. А потом расплачивается за предательство себя:Агентами выступают крот и мышь.

Информация о работе Процессы социализации на примере сказки