Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
При рассматривании картин используются разные приемы, которые помогают детям понять замысел автора, почувствовать его настроение. Например, детям предлагается «войти» картину, «осмотреться», «прислушаться» и рассказать, что они видят и чувствуют. Вот как рассказывают дети о картине К. Левитана «Золотая осень».
Лариса. Какие красивые березки! Особенно вот эти (показывает на березы слева). Только виден ствол внизу, а вверху веточек не видно, как будто это одна густая березка, все сливаются. Небо голубое с розоватыми облаками. Очень красиво.
Света. Я попала на полянку. На ней трава разная-разная: светло-зеленая, и темно-зеленая, даже желтоватая -- это она начинает желтеть. Очень красивый куст сиреневато-фиолетовый с белыми цветами. И березки красивые (закрыла глаза) и пахнет осенью. И небо голубое-голубое. (Молча смотрит на картину.) Хочу туда по-настоящему. Девочка глубоко прочувствовала прелесть русского пейзажа.
Чтобы ребенок начал понимать художественное произведение, он должен научиться соотносить образ с изображением. Это возможно в том случае, если ребенку понятны средства выразительности.
Чтобы научить детей видеть выразительные средства, использованные художником, применяются различные методические приемы: в одних случаях ставятся перед детьми вопросы: «Что интересного заметил художник в природе», «Как он об этом рассказал в своей картине?».
В других случаях приносятся на занятие две репродукции на одну тему, например: «Сирень» И. Левитана и «Сирень» Кончаловского; «Зима» И. Шишкина и «Деревья в снегу» Бродской. Воспитатель может спросить детей при рассматривании картин «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи: «Как вы думаете, каким хотел художник показать нам лес?» Такой вопрос поможет детям понять главное в картине, что волновало художника. Сопоставление картин делает для детей наглядными средства выразительности, использованные художником. Восприятие гармонии линий, красок в природе и художественном отношении вызывает у детей эстетическое наслаждение, воспитывает чувства.
Наша задача - научить детей эстетически воспринимать художественно отраженные стороны действительности. Надо довести до сознания детей мысль, что художник изображает на картине цветы, фрукты, значит он подметил в них что-то интересное.
Самые простые вещи и явления, окружающие нас, таят неисчерпаемые эстетические ценности. Для развития эстетического вкуса нужно учить детей пристально вглядываться в окружающий мир и уметь видеть красоту в обыкновенном. От того, как воспитатель руководит восприятием картины, в какой форме и в какой последовательности ставит вопросы, как обобщает ответы детей, зависит и то, что ребенок увидит в каждой из них, и то, как он ее поймет.
Вся воспитательная
работа в подготовительной к школе группе
дает возможность детям изображать окружающую
жизнь в интересных, насыщенных содержанием
рисунках, отражая в них более глубокую
наблюдательность, возросшую силу ума
и чувств, воображения, смелость творческой
фантазии. В этом мы и видим задачу подготовки
детей к новому этапу их жизни -- к школе.
РИСОВАНИЕ НОЖНИЦАМИ
Важное значение в развитии изобразительного творчества имеют занятия аппликацией. Аппликация развивает декоративное чувство, способствует развитию колористического чувства и композиционных навыков у детей, так как дает им возможность перед наклеиванием попробовать по-разному расположить вырезанные фигуры и выбрать наилучший вариант их размещения. На занятиях аппликацией так же, как и на занятиях рисованием и лепкой, у детей развивается способность изображать предметы и явления окружающего, выражать свои впечатления и помыслы. Для этого необходимо, чтобы дети постепенно овладевали навыком складывания изображений из частей и наклеивания их, но главное, владели бы техникой самостоятельного вырезывания формы предметов.
В младших группах детского сада применяется аппликация из форм, заготовленных воспитателем. При этом дети могут получить лишь ограниченное количество упрощенных предметов. Только овладев вырезыванием, они получают возможность выражать разнообразное содержание и создавать рисунок по своему замыслу.
В средней группе первоначальные занятия аппликацией на ряду с обучением детей навыкам вырезывания для сенсорного воспитания: усвоения представлений о величине, форме, чувстве цвета и композиции.
Нужно по просто научить детей владеть ножницами, а разрезая полоски бумаги различной длины для изображения знакомых прямолинейных предметов.
Для нового занятия можно дать узкие полоски бумаги нескольких цветов. Предлагаем детям выбрать две полоски, нарезать «флажки», а потом приклеить их, чередуя флажки по цвету. Ширину полосок надо рассчитать так, чтобы ее можно было порезать одним движением ножниц.
Для последующих двух занятий надо взять для вырезывания такие предметы, которые дети уже несколько раз рисовали в младшей группе: заборчик, пожарная лестница. Выкладывание и наклеивание их из частей не представляет для детей никаких затруднений.
На этом занятии дети учатся разрезать более длинные полосы, делая несколько движений ножницами. Так, для заборчика дети разрезают поперек широкую полосу на узкие полоски-- перекладины, а длинные полосы получают готовыми. А для изображения пожарной лестницы уже сами отрезают от полосы две длинные узкие ленточки и короткие -- ступеньки -- поперек полосы. Дети получают представление о том, что полоски могут быть короткими и длинными.
Дальше перед детьми ставится задача: разрезать бумагу так, чтобы получить форму квадрата. Для этого приготовляются полоски бумаги разного цвета длиной км ждал в четыре квадрата. Дети сами выбирают полоски двух цветов, складывают их пополам и еще раз пополам и разрезают по сгибам, получая таким образом по четыре квадрата каждого цвета, из которых составляют на квадрате узор.
Составляя узор, дети учатся по-разному располагать квадраты, используя оба цвета. Наряду с этим развивается навык разрезания по сгибу.
Следующая работа дается для закрепления навыков и умений. Дети вырезают квадраты и из них составляют узор для закладки по образцу воспитателя (квадраты располагаются по углам полосы, слегка находят один на другой).
Учитывая приобретенные детьми навыки правильно держать ножницы и отрезать полоски разной длины, а также складывать полосы и разрезать их по сгибу, можно дат»» детям вырезать морковку. Перед занятием показать, как делать косые срезы на прямоугольнике, длинные и короткие, как при этом поворачивать бумагу левой рукой, не сгибая кисть правой руки, держащей ножницы. Сделав косые срезы, закруглить углы у основания. Вырезывание морковки повторить перед детьми несколько раз.
Потом из зеленых квадратов вырезать зелень, срезав углы и вырезав зубцы в верхней части квадрата косыми встречными надрезами. На этом занятии дети впервые передают характерную форму предмета с его основными особенностями.
В результате первых шести занятий дети приобретают достаточно прочные навыки разрезания по прямой. Это дает возможность предложить детям для аппликации относительно сложную тему «Дом вечером», связанную с наблюдениями детей.
Занятия по вырезыванию знакомых детям предметов (морковь, дом, снеговик, башенка, цветы) чередуются с вырезыванием геометрических форм, из которых дети составляют узоры.
За время пребывания в средней группе дети знакомятся с формами (круг, квадрат, треугольник и овал). Наряду с формой осваивают различие предметов по величине -- большой и маленький, длинный и короткий, широкий и узкий, у детей развивается интерес к подбору цветовых сочетаний. Они знакомятся и с пространственными понятиями: наверху, внизу, сбоку, между, посередине, по углам, с края. Узнают, как сложить и разрезать бумагу пополам, вдоль или поперек, с угла на угол, усваивают технику резания по прямой и технику закругления.
В средней группе аппликация оказывает заметное влияние на рисование детей: в рисунках уточняется форма предметов, исчезает хаотичная композиция. Цветовые сочетания, найденные при выполнении заданий на занятиях аппликацией, помогают подобрать эти сочетания и в рисунках.
В старшей группе на первых двух-трех занятиях даются темы (ветка с листьями, декоративный цветок), для выполнения которых дети используют знакомые приемы (резание по прямой, закругление). На этих занятиях воспитателю надо только напомнить детям, что сначала нужно отрезать узкую полоску для веточки, а потом нарезать прямоугольники для вырезывания из них лепестков цветка и листьев. Серединку -- кружок дети вырезают сами из квадратов (заготовок).
После наблюдений за транспортом, во время которых выделяются и называются основные части, можно дать вырезывание и наклеивание грузовой машины. Для каждой части машины отрезается кусок бумаги от большого прямоугольника»
На этом занятии дети осваивают новый технический прием-- сгибание прямоугольника на неравные части так, чтобы каждая из них соответствовала той или иной части грузовой машины. Накануне занятия можно показать детям, как отрезать от прямоугольника полоски для отдельных частей машины.
В средней группе дети сгибали прямоугольник пополам для срезания углов крыши, в старшей группе этим приемом можно предложить вырезать различные симметричные формы: стол, скамейку, посуду, многоэтажный дом.
Все перечисленные предметы дети учатся вырезать из одного листа бумаги. У дома сразу вырезают крышу с трубами и стену, затем прорезают окна, согнув стену несколько раз -- гармошкой. Это дает возможность вырезать одновременно несколько окон, расположенных на одной высоте. Работа с бумагой одного цвета привлекает все внимание детей к контуру и форме силуэта. Рассматривают всевозможные рисунки птиц ярких расцветок. На занятии детям предоставляется большой выбор цветной бумаги. Птица составляется из частей, которые дети вырезают сами. К склеенной и украшенной птице они самостоятельно подбирают цвет фона.
Аппликацию по собственному замыслу вначале стоит ограничить одним цветом бумаги для того, чтобы остановить внимание детей на передаче формы и композиции. Силуэтные задания выполняются за одно занятие.
В последующих занятиях аппликацией по собственному замыслу детям нужно предоставить большой выбор цветной бумаги. Выполнение таких работ требует двух-трех занятий.
На занятиях аппликацией рекомендуется сочетать различные материалы. Например, при составлении аппликативного букета ваза прорисовывается краской, а мелкие детали в сюжетной или декоративной аппликации заканчиваются черной или цветной тушью. Можно разработать акварелью фон к готовой аппликации.
К концу года дети из бумаги простых геометрических форм (заготовок) вырезывают различные листья, цветы, птиц, дома,, машины, составляют изображение предметов из частей, соблюдая некоторое соотношение по величине и расположению в пространстве.
Значительно улучшается у детей техника владения ножницами. У большинства детей левая рука активно участвует в работе; появляется плавность в поворотах бумаги при округлении углов. Дети осваивают прием сгибания бумаги и самостоятельно пользуются им. Появляется умение представить предмет, его форму, как бы вписанную в лист бумаги.
В подготовительной к школе группе мы продолжаем обучение детей «рисованию ножницами». Предлагаем для вырезывания асимметричные предметы. Молено начать с вырезывания рыбки, чтобы подготовить детей к выполнению аппликации на тему «Наш аквариум». Показываем детям, как из полоски бумаги сделать сначала заготовку: скруглить конец, где будет голова, и на противоположной стороне надрезами наметить хвост. Получив такую обобщенную форму, начать постепенно вырезывать из нее силуэт рыбки, в котором будут четко видны туловище с большим спинным плавником, жаберными и брюшными маленькими плавниками внизу на брюшке. После вырезывания плавников голова получает более удлиненную и суженную форму, переход к хвосту тоже становится более тонким. К занятию приготавливается несколько белых прямоугольников, чтобы дети могли для совершенствования навыка вырезать несколько рыбок.