Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
К темам, в которых сочетаются вертикальные и горизонтальные линии, относятся «Забор», «Лесенка», «Избушка».
Предметом наблюдения для рисования на эти темы могут служить физкультурные пособия, где есть забор и лесенка, на которые дети с удовольствием взбираются, настольные игры и игрушки, частью которых является забор, лесенка и т. д. Предметы эти связаны с детской игрой и живыми впечатлениями ребенка.
Несложную конструкцию забора дети прекрасно понимают, особенно если перед рисованием воспитатель склеивает «забор и дети помогают в этом и затем используют поделку и воспитатель может предложить детям построить забор для домашних животных: «Всех собрали вместе: лошадок и барашков. Вот корова с теленком, а вот козочки, чтобы ночью не убежали, сделаем забор. А завтра, когда рассветет, опять выпустите их гулять». Заранее приготавливали гладкие лучинки. Прикрепим к ним несколько коротких досок, вот так». Дети кладут короткие лучинки на длинные, соблюдая равные промежутки. Дети бережно ставят забор, загораживает животных на ночь, а утром бегут посмотреть, все ли на месте, и, отодвигая забор, выпускают животных «погулять». Когда детям после игры предлагают нарисовать этот забор, то почти все справляются с заданием. Сначала проводят длинные горизонтальные линии, а затем «прибивают» много коротких досок, ритмично нанося вертикальные линии, с ранее нарисованных горизонтальных.
И последующих работах дети сами обязательно нарисуют забор. «Курочка гуляет у забора» или «Наш садик» и т. д. Появляются даже целые, «повествования». Так, Толя рисует, как он из дома по дорожке пришел в детский сад, изображает в рисунке дорожку и забор.
Такие рисунки свидетельствуют о пробуждении у детей самостоятельной мысли и желания выразить ее графически»
Полезно закрепить умения сочетать вертикальные и горизонтальные линии, изображая другие предметы, например лесенку, рельсы. Хорошо показать иллюстрации к книжке Е. Шабад «Лесенка» или изображение пожарной лестницы. Благодаря этому дети свой рисунок дополнят персонажем (кошка, собака или петушок сидят на лесенке и т. д.).
Рисование флажка (краска). Перед майским праздником можно предложить детям нарисовать флажок: Красный флаг -- символ нашего государства, вызывающий у детей радость и ощущение праздника. Для рисования надо взять яркие, сочные краски. Изображение этого предмета довольно трудно для детей, так как используются приемы наложения двух красок (рисование древка и полотнища) и рисование сливающихся горизонтальных линий.
Программное содержание. Учить передавать форму и цвет флажка; учить рисовать полотнище (прямоугольник) сливающимися горизонтальными линиями; упражнять в пользовании двумя красками.
Воспитатель показывает флажок: «Какой красивый красный флажок! А палочка какого цвета? Палочка флажка называется древко. Сейчас нарисуем древко. Рисуем сверху вниз любой краской сбоку листа, чтобы осталось место для флага. Теперь вымоем кисточку и наберем красной краски. Будем рисовать флажок. Наверху проведем от древка красную полоску, потом еще одну и еще. Края подравняем. Вот и флажок! Теперь вы нарисуйте флажок».
В конце занятия воспитатель говорит детям: «Посмотрите, как много вы нарисовали красных флажков. Они все яркие, красивые, с ними так и хочется пойти на праздник».
После праздника можно нарисовать с детьми украшенные флагами трамвай, дом, автобус, мост.
Постепенно движения руки ребенка становятся увереннее и точнее. Теперь можно предложить изобразить предметы круглой формы, т. е. рисовать закругленные линии.
Мы учим детей замыкать линии, ведя руку по часовой стрелке, в процессе рисования уточнять и закреплять знания о форме, цвете и величине предметов. Вместе с карандашами и красками даем новый художественный материал -- цветные мелки.
Чтобы поупражнять детей в плавном, кругообразном движении кисти, необходимом при рисовании закругленных линий, воспитатель просит детей помочь ему смотать разноцветные клубки толстой шерсти. Желающих всегда более чем достаточно. С полной серьезностью они относятся к делу, внимательно следят за движением рук воспитателя, а потом пробуют мотать сами.
На занятие воспитатель приносит три клубочка: красный, синий и зеленый. Дети весело встречают знакомые предметы. Воспитатель говорит: «Сегодня карандашом нарисуем наши клубки Намотаем нитки так же, как вы делали вчера». Детям дают полосы бумаги размером 10X30 см. Посередине длинной, довольно узкой полосы предлагается нарисовать красный клубок, а по сторонам от него -- синий и зеленый. Таким образом, дети трижды повторяют упражнение, причем каждый раз получается новый результат, так как цвет меняется. Новым является прием «наматывания» и расположение на листе бумаги -- посередине и с боков.
Обучение детей рисованию замкнутых линии можно начинать с рисования мыльных пузырей. Накануне занятия, вечером дети пускают мыльные пузыри, любуются ими, радуются «Все пузыри круглые, красивые, - говорит воспитатель.-- Посмотрите, какие они легкие, прозрачные -- сквозь них все видно. Разноцветные -- и красные, и синие, и зеленые. Подуйте, они полетят, вот какие легкие».
На следующий день дети рисуют цветными мелками на томной бумаге мыльные пузыри, как бы повторяя вчерашнюю игру. Во время рисования приговаривают, смеются, радуются тому, что у них получается. Заканчивая занятие, воспитатель говорит - «Как много у вас сегодня красивых, круглых мыльных пузырей. Они легкие, прозрачные, разноцветные, большие ж маленькие. Скоро мы с вами еще такие пузыри пускать будем».
Это занятие похоже на игру. Вместе с тем дети словом и действием закрепляют такие понятия, как большой, маленький, круглый, низко, высоко, разноцветный, легкий.
В рисунках по замыслу дети возвращаются к этой теме иногда рисуют девочку с шариком в руках.
В этом же навыке -- рисовании замкнутых линий -- можно поупражняться красками, и при этом дети приобретают новые понятия.
Рисование баранок и сушек (краска). Воспитатель показывает две связки баранок и сушек. «Что это я вам принесла? -- Да, это баранки, а это сушки. Что больше? Правильно, баранки толстые, большие, а сушки маленькие, тонкие». Сравнивает, прикладывает одну к другой. Рассыпает связки на поднос. «Вот они рассыпались и перемешались,-- говорит воспитатель.-- Их много-много. Какие они гладкие, круглые, желтые. Посмотрите, как просто их можно нарисовать! На кисть надо взять много краски и нарисовать баранку, вот так (показывает). Если круг побольше, будет баранка, а круг поменьше и потоньше -- сушка. Их много на нашем подносе, и вы тоже нарисуйте много сушек и баранок».
Дети с увлечением заполняют весь лист, используя каждое свободное место. Однообразные круговые движения, повторяясь, становятся все ровнее и увереннее.
Можно предоставить детям возможность украсить мазками (отпечатками кисточки) и точками другого цвета лист бумаги, на котором нарисованы баранки, «сделать нарядным поднос»!
В конце занятия воспитатель обращает внимание на рисунки детей, где получились самые ровные баранки и сушки, затем всех детей угощают сушками.
Можно проводить подобные занятия, рассыпав на подносе яркие колечки или покатав цветные обручи.
Когда дети научатся рисовать кольца, можно показать им, как закрасить форму внутри кольца так, чтобы получился цветной силуэт предмета. Для этого используются только краски. Штриховккарандашом у трехлетних детей не получается.
Для закраски круглой формы рисуют такие предметы, как мячи, воздушные шары; нитки подрисовывают карандашом.
Появляется возможность рисовать самый простой сюжет, например: «Колобок по дорожке катится», «Снег идет; дети скатали снежный ком». Для изображения таких тем требуется два-три знакомых детям приема.
Первая тема опирается на любимый детьми сказочный образ веселого колобка. Прежде чем дети будут рисовать колобок, им показывают его в кукольном и теневом театре, дети лепят колобок из глины, играют с ним, катая по столу и напевая в догонку. Занятие воспитатель начинает с того, что катит по столу колобок (персонаж кукольного театра). «Посмотрите, кто это к ним прикатился». «Колобок, колобок»,--кричат дети. «Вот какой веселый, круглый, румяный колобок. Сейчас мы нарисуем его. Пусть он у нас покатится по дорожке « кругом зеленая трава»,--говорит воспитатель и предлагает детям нарисовать.
Другая тема требует тех же навыков, но при этом создается совсем иной образ. Рисование снега и снежного кома (краска). До занятия на прогулках воспитатель наблюдает с детьми, как падает снег, предлагает детям поймать снежинки на ладонь, побегать за снежинками, посмотреть, куда падает снег, катает с детьми снежный ком. Старшие дети делают снежную бабу для малышей. Начиная занятие, воспитатель говорит: «Помните, дети, какой вчера шел снег? Куда снег падал? Правильно, на землю, мы иге бегали по снегу. А что потом стали делать? Снежный ком катать. Посмотрите, как я снег нарисую (кончиком кисти ставит точку наверху листа). Много снежинок летит, все ниже, ниже. Вот как много снега на земле. Все дорожки стали белыми. А теперь вы нарисуйте, сначала снежинки вверху летят и нее ниже опускаются на дорожку, она вся покрывается снегом А потом можно нарисовать снежный ком. Кто хочет, может «накатать» и два, и много комьев. Покажите мне кисточкой в воздухе, какой круглый будет снежный ком».
Дети покрывают листок снежинками. Многие размещают их ритмично, рядами. Некоторые стараются заполнить снежинками все свободные места фона, рисуют дорожку и снежные комья.
В конце занятия воспитатель собирает все рисунки, расставляет их в ряд на доске и говорит: «Какая у нас снежная белая зима. Снега много-много, и дети накатали белые снежные комья, круглые, большие и маленькие».
На следующем занятии задание немного усложняется -- нарисовать три кома один над другим так, чтобы внизу был самый большой, потом поменьше, а самый маленький наверху -- получится снежная баба. Здесь от детей требуется распознание величины, а навыки изображения ими уже усвоены. Рисунок дети могут дополнить: нарисовать забор, елочку, возле которых стоит снежная баба, и т. д.
Для упражнения в рисовании кругов можно подобрать игрушки, имеющие шаровидную форму. Лучше всего для этой цели служат различные неваляшки. Воспитатель показывает куклу-неваляшку, пробует ее положить. Дети трогают куклу, играют с ней: «Неваляшка круглая», «Головка кругленькая, как мячик», «Качается», «Не хочет падать». Хорошо дать детям и неваляшки -- зайца, мишку. В этом случае детские рисунки будут разнообразнее. Некоторые дети рисуют ее наклонно, пробуя изобразить, как она качается. При рисовании неваляшки показа не требуется, так как уже рисовали круг.
Любые упражнения в рисовании детей младшей группы с декоративным рисованием: широкая дорожка может быть украшена следами, а по сторонам травка. Это уже узор.
Рисование перекрещивающихся полос (забор, лесенка) дают основу для узора по сетке, вполне доступного детям Младшей группы. Узор может быть очень простым -- достаточно украсить клетки мазками (отпечатками кисти), располагая их ритмично. Даже упражнение в рисовании баранок или разноцветных колец превращается в рисование узора, если промежутки между кольцами и кольца украсить точками.
В рисунках по собственному замыслу дети рисуют не только то, что им было показано на занятиях, но и то, что их заинтересовало в жизни. Появляются попытки изобразить человека -- маму, себя, папу; рисуют ближайшее окружение -- дома, пароходы и др.
Радуясь своим умениям, дети с удовольствием рисуют и при этом приговаривают, объясняя самим себе и окружающим смысл изображаемого. В рисунках появляются все новые детали, свидетельствующие о возросшем за год умственном и эстетическом развитии детей. При наличии хотя бы элементарных умений владеть кисточкой и карандашом дети к четырем годам проявляют устойчивый интерес к рисованию, а это очень важно для их дальнейшего художественного развития.