Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
Дети 6--7 лет могут лепить скульптурные группы из двух-трех фигур, укрепляют их на общем основании, передают пропорциональные соотношения, динамику действия, добиваются выразительности в передаче движения, характера образа. Педагог дает творческие задания на темы, отражающие жизненные впечатления детей («Идем на парад», «Катаемся с горы на санках», «Зимние забавы»), на темы литературных произведений («Кот, петух и лиса», «Снегурочка», «Сивка-бурка» и др.).
Лепка скульптурных групп подводит детей к выполнению коллективных работ («Парад на Красной площади», «Дедушка Мазай и зайцы», «Птицеферма», «Зоопарк» и т. д.). Главное в коллективной лепке -- развитие умения соразмерять по величине свои изображения с другими.
Большой цикл тематики в лепке связан с декоративно-прикладным искусством. Образцы народного творчества формируют у детей умение в создании лепных поделок исходить из целого, добиваясь пластического решения лаконичными средствами. Основываясь на знании объемных форм (шара, цилиндра, конуса), дети могут по типу народных глиняных игрушек лепить кукол, птиц, коней и т. д. По мотивам народных керамических изделий лепят посуду, барельефы и изображения сказочных птиц, фантастических цветов. Все эти предметы они расписывают гуашевыми или темперными красками.
На занятиях аппликацией дети вырезывают из бумаги и наклеивают вырезанные части или целые фигуры. Основными художественными средствами в аппликации являются цвет, выразительность контура.
В подготовительной группе значительное место занимает силуэтное вырезывание. Воспитатель подбирает такой иллюстративный материал, на котором легко показать четкость силуэта, выразительность линий. Можно использовать прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения такого видения предмета способствуют игры «Угадай, что я рисую», «Загадай -- я отгадаю» (ребенок или воспитатель очерчивает в воздухе задуманный предмет, а дети отгадывают, что было задумано).
Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, ребенок должен продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т. е. учится планировать предстоящее действие. Важно усвоить навык вырезывания различных форм, когда бумага поворачивается в разные стороны в лезвиях ножниц (в этом процессе должны участвовать обе руки). Интересной работой, развивающей навык вырезывания, может быть передача формы с натуры. Отбор предметов для силуэтной аппликации зависит от знания формы этих предметов и от технических умений детей. С детьми б--7 лет широко используются коллективные формы работы. Выполнение их обычно приурочивается к празднику. Дети участвуют в оформлении зала, групповой комнаты. Объединившись по 5--б человек, они вырезывают силуэты, составляют композицию, отвечающую общему замыслу.
Воспитатель учит детей сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации (из отдельных кусочков бумаги, из целого листа). Например, этим способом хорошо передать снег на деревьях, фигурки животных, птиц и т. п.
В конце года педагог проверяет уровень художественного развития детей как в восприятии произведений изобразительного искусства, так и в изобразительной деятельности. Он проводит индивидуальные беседы (например, по пейзажу, выясняя, как ребенок воспринимает содержание произведения, средства выразительности, как соотносит их с образом).
Анализируя задание нарисовать предмет с натуры, воспитатель проверяет умение ребят видеть форму, цвет, пропорции предмета, владение композицией, техническими навыками. Дополнительно к этому заданию можно дать аппликацию с натуры (ваза с цветами), что позволит выяснить, может ли ребенок красиво сочетать фон бумаги и цвет вырезанного предмета, владеет ли навыками силуэтного вырезывания.
В заданиях творческого характера педагог проверяет, как дети передают сюжет, образ, используют средства выразительности (в рисовании -- цвет, форму, композицию; в лепке -- форму, пропорции, движения и т. д.).
Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий. Действуя по своей инициативе, ребенок как бы утверждается в том, чему он научился. В процессе таких индивидуальных занятий особенно ярко проявляются особенности каждого, возникают предпочтения к тем или иным художественным материалам.
Самостоятельная художественная деятельность протекает в часы игр, поэтому особенно важно воспитателю помнить о возможности совместить эту деятельность с игрой. Например, дети лепят угощение куклам или придумывают декоративные узоры для украшения кукольного уголка, затем разворачивают игру в «семью». Воспитатель советует, как оформить комнату куклы, какие нужно взять узоры и т. д.
Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе.
Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).