Психология детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологии детей дошкольного возраста.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- изучить психологический конфликт у дошкольников.
- рассмотреть дошкольный период детства.
- разобрать внутренние и внешние психологические конфликты до - школьников.
- рассмотреть игру и общение детей дошкольного возраста.
- изучить методы психолого-педагогической коррекции нарушений отноше -
ний у дошкольников со сверстниками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Психологический конфликт у дошкольников…………………..5
Исследование причин и симптомов.
1.1. Дошкольный период детства…………………………………………5
1.2. Внутренние и внешние психологические
конфликты дошкольников………………………………………………...9
1.3. Игра и общение детей дошкольного возраста……………………...11
Глава II. Методы психолого-педагогической коррекции
нарушений отношений у дошкольников со сверстниками…………….15
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

             Федеральное агентство по образованию

      Тверской государственный технический  университет 

                      Кафедра психологии и философии 

                                               Реферат 

                       По курсу «Психология и педагогика». 

             На тему «Психология детей дошкольного возраста».                        

  
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
 
 

                                                         Выполнил студент заочного факультета:

                                                         Калугина Ольга Михайловна

                                                         Курс: 3

                                                         Группа: СКСТ

                                                         Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             

                                                 Тверь 2010 г. 

Содержание:      

Введение…………………………………………………………………….3                                                                                              

Глава I. Психологический конфликт у дошкольников…………………..5

Исследование  причин и симптомов.

1.1. Дошкольный период детства…………………………………………5

1.2. Внутренние  и внешние психологические

конфликты дошкольников………………………………………………...9

1.3. Игра  и общение детей дошкольного  возраста……………………...11

Глава II. Методы психолого-педагогической коррекции

нарушений отношений у дошкольников со сверстниками…………….15

Заключение………………………………………………………………..17

Список  литературы……………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять  свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С  самого рождения он вступает в разнообразные  отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Ребенок живет, растет и развивается в  переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Опасность заключается и в том, что появившиеся  у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного  возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

В центре внимания - внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.

Для исследования данной темы были использованы разные источники.

При изучении дошкольного периода детства  были использованы материалы авторов: Выготский, Л.С. [3], Козлова, С.А. [4], Обухова, Л.Ф. [5].

При рассмотрении внутренних и внешних психологических конфликтов до – школьников, игры и общение детей дошкольного возраста, были использованы материалы авторов: Божович Л.И. [1], Бондаренко А.К. [2], Выготский Л.С. [3], Козлова С.А. [4], Обухова Л.Ф. [6].

При рассмотрении методов психолого-педагогической коррекции нарушений отношений у дошкольников со сверстниками были использованы материалы авторов: Божович Л.И. [1], Козлова, С.А. [4].

Целью данной работы является изучение психологии детей дошкольного возраста.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели: 

-  изучить  психологический конфликт у дошкольников.

-  рассмотреть  дошкольный период детства.

- разобрать внутренние и внешние психологические конфликты до - школьников.

-  рассмотреть игру и общение детей дошкольного возраста.

-  изучить  методы психолого-педагогической коррекции нарушений отноше -

ний у  дошкольников со сверстниками. 
 
 

Глава I. Психологический  конфликт у дошкольников. Исследование причин и симптомов. 

    1. Дошкольный  период детства.
 

До последнего времени основное внимание как ученых, так и воспитателей было обращено на школьный возраст. Казалось, что именно в школе ребенок «вырабатывается» в человеческую личность, приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности. Стоит только получше построить школьные программы! Что же касается более ранних возрастов, то они выглядели как бы «пустыми»: дитя просто подрастает, развлекается, что с него, несмышленыша, возьмешь? Нередко учителя начальных классов утверждали: «Мы начинаем с нуля». Теперь, однако, положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» — знамение нашего времени. Школьные программы «трещат» под напором стремительно возрастающей лавины научных знаний. Больше нельзя, как прежде, рассчитывать на память учащихся — все равно всего не упомнят. Школа срочно переориентируется с памяти на мышление — ученик уже с первых шагов учебы должен уметь выделять и усваивать главное, рассуждать и делать выводы, словом, самостоятельно думать. И вот здесь-то обнаруживается, что школа отнюдь не начинает с нуля. Взоры специалистов по детской психологии устремились к дошкольным возрастам. Может быть, там скрыт секрет успехов и неудач маленьких школьников? Первое, что удалось обнаружить у дошкольников, — огромные возможности, резервы умственного развития и усвоения знаний и навыков. Оказалось, что при помощи особых, приспособленных к возрасту методов обучения можно, например, 2 — 3-летних детей обучить грамоте, а пятилеткам преподать начала высшей математики. И, что еще важнее, можно изменить сам тип мышления детей, заменить обычно свойственное им наивное, образное, окрашенное фантазией понимание мира строгими и последовательными логическими рассуждениями. Выигрыш? Во времени — безусловно. Ведь можно перенести в детский сад часть школьной программы или вообще начинать систематическое обучение основам науки с 6, с 5 лет. Но...В самом ли деле дошкольное детство — «пустой» период, который не жаль «подсоединить» к школе?

Постепенно  вопрос о том, что может усвоить  дошкольник, сменился вопросом, что  ему нужно усвоить для полноценного развития, что дает ребенку дошкольное детство в своих специфических, исторически сложившихся формах. И дальнейшие углубленные исследования показали, что оно дает очень и очень много. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно в этот период ребенок становится Человеком. Основы нравственности, умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь — это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство. Иначе говоря, оно создает наилучшие условия для формирования у ребенка самых общих способностей, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Конечно, эти условия не «срабатывают» автоматически. Чтобы их полностью использовать, нужно огромное внимание к ребенку со стороны взрослых, а порой и необычайное терпение, нужно знать и учитывать особенности возраста. Но как можно обеднить личность будущего человека, если ограничить введение ребенка в широкий мир узкими рамками отдельных учебных предметов! Тут следует кое-что уточнить. Обучение дошкольников началам грамоты и математики вполне целесообразно. Но оно не может выдвигаться на первый план и должно осуществляться с прицелом на общее развитие ребенка. О том, что такое обучение возможно, свидетельствуют проведенные в последние годы исследования советских психологов. Итак, наука совсем недавно открыла дошкольный возраст как возраст становления общечеловеческих способностей.

Дошкольный  возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой,- большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника. [5].

Для рассмотрения проблемы, необходимо отметить значительность периода дошкольного детства  в процессе всего личностного  формирования человека.

Итак, дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование  обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный  период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения  к другим людям. Если основы этих качеств  не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка  может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Но в  дошкольном возрасте на фоне благоприятной  обстановки воспитания в детском  саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее.

Вот почему ранняя диагностика и коррекция  симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта  ребенка среди сверстников приобретают  столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

Дети  приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными  притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.

В свою очередь требования и потребности  окружающих находят разный отклик у  самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей. [4]. 

Информация о работе Психология детей дошкольного возраста