Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:08, реферат
Целью данной работы является изучение психологии детей дошкольного возраста.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- изучить психологический конфликт у дошкольников.
- рассмотреть дошкольный период детства.
- разобрать внутренние и внешние психологические конфликты до - школьников.
- рассмотреть игру и общение детей дошкольного возраста.
- изучить методы психолого-педагогической коррекции нарушений отноше -
ний у дошкольников со сверстниками.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Психологический конфликт у дошкольников…………………..5
Исследование причин и симптомов.
1.1. Дошкольный период детства…………………………………………5
1.2. Внутренние и внешние психологические
конфликты дошкольников………………………………………………...9
1.3. Игра и общение детей дошкольного возраста……………………...11
Глава II. Методы психолого-педагогической коррекции
нарушений отношений у дошкольников со сверстниками…………….15
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы…………………
Федеральное агентство по
Тверской государственный
Кафедра психологии и философии
По курсу «Психология и педагогика».
На тему «Психология детей дошкольного
возраста».
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психологический конфликт у дошкольников…………………..5
Исследование причин и симптомов.
1.1. Дошкольный период детства…………………………………………5
1.2. Внутренние и внешние психологические
конфликты
дошкольников………………………………………………
1.3. Игра и общение детей дошкольного возраста……………………...11
Глава II. Методы психолого-педагогической коррекции
нарушений отношений у дошкольников со сверстниками…………….15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
Опасность
заключается и в том, что появившиеся
у ребенка отрицательные
В центре внимания - внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.
Для исследования данной темы были использованы разные источники.
При изучении дошкольного периода детства были использованы материалы авторов: Выготский, Л.С. [3], Козлова, С.А. [4], Обухова, Л.Ф. [5].
При рассмотрении внутренних и внешних психологических конфликтов до – школьников, игры и общение детей дошкольного возраста, были использованы материалы авторов: Божович Л.И. [1], Бондаренко А.К. [2], Выготский Л.С. [3], Козлова С.А. [4], Обухова Л.Ф. [6].
При рассмотрении методов психолого-педагогической коррекции нарушений отношений у дошкольников со сверстниками были использованы материалы авторов: Божович Л.И. [1], Козлова, С.А. [4].
Целью данной работы является изучение психологии детей дошкольного возраста.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- изучить психологический конфликт у дошкольников.
- рассмотреть дошкольный период детства.
- разобрать внутренние и внешние психологические конфликты до - школьников.
- рассмотреть игру и общение детей дошкольного возраста.
- изучить методы психолого-педагогической коррекции нарушений отноше -
ний у
дошкольников со сверстниками.
Глава
I. Психологический
конфликт у дошкольников.
Исследование причин
и симптомов.
До последнего времени основное внимание как ученых, так и воспитателей было обращено на школьный возраст. Казалось, что именно в школе ребенок «вырабатывается» в человеческую личность, приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности. Стоит только получше построить школьные программы! Что же касается более ранних возрастов, то они выглядели как бы «пустыми»: дитя просто подрастает, развлекается, что с него, несмышленыша, возьмешь? Нередко учителя начальных классов утверждали: «Мы начинаем с нуля». Теперь, однако, положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» — знамение нашего времени. Школьные программы «трещат» под напором стремительно возрастающей лавины научных знаний. Больше нельзя, как прежде, рассчитывать на память учащихся — все равно всего не упомнят. Школа срочно переориентируется с памяти на мышление — ученик уже с первых шагов учебы должен уметь выделять и усваивать главное, рассуждать и делать выводы, словом, самостоятельно думать. И вот здесь-то обнаруживается, что школа отнюдь не начинает с нуля. Взоры специалистов по детской психологии устремились к дошкольным возрастам. Может быть, там скрыт секрет успехов и неудач маленьких школьников? Первое, что удалось обнаружить у дошкольников, — огромные возможности, резервы умственного развития и усвоения знаний и навыков. Оказалось, что при помощи особых, приспособленных к возрасту методов обучения можно, например, 2 — 3-летних детей обучить грамоте, а пятилеткам преподать начала высшей математики. И, что еще важнее, можно изменить сам тип мышления детей, заменить обычно свойственное им наивное, образное, окрашенное фантазией понимание мира строгими и последовательными логическими рассуждениями. Выигрыш? Во времени — безусловно. Ведь можно перенести в детский сад часть школьной программы или вообще начинать систематическое обучение основам науки с 6, с 5 лет. Но...В самом ли деле дошкольное детство — «пустой» период, который не жаль «подсоединить» к школе?
Постепенно
вопрос о том, что может усвоить
дошкольник, сменился вопросом, что
ему нужно усвоить для
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.
Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой,- большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника. [5].
Для рассмотрения проблемы, необходимо отметить значительность периода дошкольного детства в процессе всего личностного формирования человека.
Итак, дошкольное
детство — чрезвычайно важный
период развития человека. Его существование
обусловлено общественно-
Дошкольный
период детства сенситивен для формирования
у ребенка основ
Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почему
ранняя диагностика и коррекция
симптомов конфликтных
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
В свою
очередь требования и потребности
окружающих находят разный отклик у
самого ребенка, среда оказывается
разной для детей, а в отдельных случаях
- крайне неблагополучной. Неблагополучие
ребенка в дошкольной группе может проявляться
неоднозначно: как малообщительное или
агрессивно-общительное поведение. Но
независимо от специфики детское неблагополучие
- очень серьезное явление, за ним, как
правило, скрывается глубокий конфликт
в отношениях со сверстниками, вследствие
которого ребенок остается в одиночестве
среди детей. [4].