Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется рисованию сюжетному и по собственному замыслу. Поэтому большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми во время занятий. Некоторые дети затрудняются в рисовании какого-либо предмета, нужного в их сюжетном рисунке. В этом случае педагог может показать, как рисовать весь предмет или ту его часть, которая никак не удается ребенку. Иногда стоит предложить ребенку сделать изображение нарядным, введя в рисунок узор. Украсить можно не только изображение, но и фон. Мы уже говорили, что детском, рисунку присуща декоративность и это качество надо развивать.
Опорой рисования в подготовительной к школе группе являются наблюдения реальных предметов и явлений. Предлагая детям изобразить городской пейзаж, необходимо предварительно на прогулках рассмотреть с ними окружающие здания, помочь выбрать каждому дом, который он хотел бы нарисовать, хорошо рассмотреть его и запомнить, чем он отличается от других домов: есть ли архитектурные украшения витрины магазинов, арки и т. п.
Рассматривая дома, дети тут же наблюдают и за движущимся транспортом, людьми. Каждый ребенок видит и запоминает то, что особенно привлекает его внимание.
Обычно дети, особенно мальчики, проявляют удивительную осведомленность в машинах, точно знают, чем одна марка машин отличается от другой, как они называются и пр. Особый интерес вызывают машины -- уборщики снега, поли вальные машины, автомобили технической помощи, автокраны и т. д. Дети могут часами стоять, наблюдая их работу. Показать приемы изображения машин можно только тем детям, которые не знают, как их нарисовать; большинство же детей справляются с этим самостоятельно, еще раз посмотрев технические игрушки (см. в конце книги).
Работа по теме «Наша улица» выполняется детьми за 2--3 занятия. Между занятиями, на прогулках по улице, дети снова еще с большим интересом рассматривают дома, транспорт, пешеходов. Все это обогащает дальнейшее развертывание темы и воспитывает устойчивый интерес к работе. В рисунках детей жизнь городской улицы представлена достаточно полно, причем каждый показывает то, что его больше увлекает. У одних, кроме домов, много разных машин, у других -- старательно нарисованы витрины магазинов; третьи -- с особым усердием передают человеческие фигуры.
Дети подготовительной группы рисуют человека. Сложность заключается в том, что нужно не только наблюдать индивидуальные особенности предмета, но и его в движении. К этому дети подготовлены всей предстоящей работой, когда они рисовали отдельных представителей окружающего мира. Так, в средней группе дети рисовали мишку, который шел, бежал. В рисунках детей старшей группы больше места занимает передача движений. Но они однообразны.
Чтобы дети могли передать разнообразные движения, нужно обращать их внимание на положение рук при ходьбе, беге. Проверить это дети могут наблюдая движения товарищей.
На заданиях по изображению движущейся фигуры нарисовать человека в боковом повороте, показываем натуру. Можно придать фигуре любое движение, нарисовав основные направляющие линии (схема движения, а потом «одеть» своего человека, рисуя поверх линий одежду.
Как только дети овладевают секретом передачи движения направляющие линии становятся ненужными. Дети рисуют сразу в одежде и при этом представляют, как движутся руки и ноги, как наклонено туловище.
Аналогично они овладевают приемами изображения животных, дети легко передают их движения. Иногда нужно показать элементы движения -- это относится главным образом к положению ног бегущих и скачущих животных.
Посмотреть, как движется животное, в условиях города легче всего, наблюдать за кошкой. Ее можно покормить на участке детского сада, потом посмотреть, как она умывается, лижет свои лапки, спинку, хвостик; поиграть с ней, посмотреть, как она, пугаясь, убегает, залезает на ствол дерева. У многих детей дома тоже есть кошки, что дает возможность повторного наблюдения за животным. Такая предварительна и работа возбуждает интерес и животному и желание его на рисовать. На занятии детям предлагается каждому нарисовать кошку, как он хочет как он лучше запомнил. Цвет шерсти дети также выбирают сами -- многие хотят рисовать свою кошку. Можно предложить детям после наблюдения сделать наброски простым графитным карандашом, передать в них разнообразные движения животного, пофантазировать, нарисовать кошку с котятами, кошку на заборе, на дереве -- по-разному. Свои наблюдения и умения передавать в рисунке движения кошки дети переносят на рисование других животных.
Наиболее сложно для детей рисовать в движении лошадь, но они часто стремятся ее изобразить. После чтения сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершова детям можно предложить нарисовать по этой сказке то, что им захочется. Возможно, будут выбраны эпизоды, где «кобылица молодая» несется по темному небу, а Иван держится за хвост, или дети захотят нарисовать Конька-горбунка. Воспитателю необходимо объяснить, как передать динамику движения лошади. Педагогу необходимо напомнить детям, чтобы они сначала представили, как расположить задуманное на листе бумаги, чтобы для всех деталей хватило места. Для тех детей, которые будут затрудняться в изображении, можно нарисовать на листе бумаги очертания скачущей лошади и обратить внимание детей на то, как выброшены вперед и остро согнуты передние ноги и задние с силой отталкиваются от земли, чтобы прыгнуть как можно дальше. Такой показ не принесет вреда, где дети приучены к самостоятельной работе, если воспитатель скажет, что можно и иначе нарисовать скачущую лошадь. В противном случае он только прибавит лишний штамп. Приемы рисования лошади могут быть использованы при рисовании других животных.
Птицы также находят свое место в рисунках детей реалистического или сказочного содержания. Еще в младшей группе дети на занятии по аппликации составляют изображение птиц из готовых частей, придавая и некоторое разнообразие движений. А в средней и старшей группах уже самостоятельно вырезают птиц, сидящих на ветка или с раскрытыми в полете крыльями. Для рисования птиц (воробья, снегиря и т. д.) можно использовать карандаши, пастель или цветные мелки. Переход оттенков оперения птиц хорошо удаются детям при легкой штриховке: от красного к розовому, от черного к серому.
Научившись рисовать птиц, дети могут нарисовать сказочную Жар-птицу или взять темой для рисования какой-нибудь эпизод из сказки «Гуси-лебеди». Воспитатель знает, что содержание сказки детям легко передать в рисунке, и останавливается только на наиболее трудных в изобразительном отношении деталях. Можно показать небольшую, но очень вы разительную фарфоровую скульптуру Ю. Васнецова -- яга уносит Ванюшу. В ней передано стремительное движение птицы: шея вытянута, лапы откинуты назад, крылья широко раскинуты. Затем воспитатель несколькими мазками белой краски рисует взмах крыльев в полете, придавая им разные движения, изображает крылья распластанными.
Рисование Жар-птицы (краска). Программное содержание. Развивать творческое воображение, фантазию. Учить на основе знакомой реальной формы птицы создавать сказочный образ, используя декоративные элементы. Материал: гуашь, акварель, тушь, мелки, пастель. «Дети, я расскажу вам отрывок из сказки,-- обращается воспитатель к детям.-- Шел Иванушка и видит: огонек светится. Подошел поближе -- никакого огня нет, а лежит на дороге перо, как жар горит. Чье перо нашел Иванушка? (Ответ детей.)
-- Из какой это сказки?
-- А почему эта птица называется Жар-птица? (Из ответов детей выбрать самый правильный.) Верно, эта птица, как жар горит. Вы видали, как дрова горят в печке или в костре? А какого цвета огонь?
-- Мы сегодня нарисуем Жар-птицу, послушайте, я прочитаю вам отрывок из сказки,-- Огонек горит светлее, Горбунок бежит скорее. Вот уж он перед огнем. Светит поле словно днем; Чудный свет кругом струится, Но не греет, не дымится.
Можно нарисовать, как Иванушка поймал Жар-птицу на серебряной горе, как царевич несет Жар-птицу, как она клюет золотые яблоки. Во всех рисунках самым главным будет Жар-птица -- большая, яркая, необыкновенно красивая и нарядная. Выберем для нее самые красивые краски».
Дети называют яркие цвета красок. Воспитатель подчеркивает, что желтый, красный, оранжевый цвета кажутся еще ярче, если рядом положить синий, серый или черный, обращает их внимание на то, что хвост у Жар-птицы длинный и может изгибаться в любую сторону, крылья большие, как жар горят.
В конце занятия педагог вывешивает все рисунки на доске, чтобы дети могли полюбоваться яркостью красок, нарядностью, привлекает их к самостоятельной оценке рисунков. Таким образом, животный мир в рисунках детей 6--7 лет представлен достаточно широко. Движения животных становятся разнообразными, подчиняются содержанию, и в то же время изображения животных обогащаются новыми подробностями. Не требуется добавления большого количества новых предметов, но уже знакомые приобретают новые черты, трактовка усложняется, оставаясь по-прежнему плоскостной.
Наблюдения растительного мира также находят большое место в рисунках детей 6--7 лет. Они рисуют деревья, кустарники, особенно цветущие, комнатные растения, садовые и посаженые цветы.
Преследуя цель -- развитие творческой самостоятельности на изобразительных занятиях, надо стараться давать детям такие темы в рисовании, лепке, аппликации, чтобы эта задача осуществлялась в первую очередь, чтобы тема была связана с жизнью детей, с теми воспитательно-образовательными задачами, над выполнением которых в данный момент работаем.
Например, такая тема: «Что мы делаем в детском саду? В оценке работ по этой теме в первую очередь обращается внимание на выдумку детей, на проявление самостоятельности, на выразительность в передаче отдельных предметов, подбор красок, а также и на нравственную основу сюжета.
На тему «Угадай-ка» дети придумывают картинку по стихотворению или песенке, а в конце занятия угадывают, про что нарисовали.
Для того чтобы заинтересовать детей рисованием на тему «Парк», воспитатель может так начать занятие: «Дети, мальчик Петя каждый день, как и мы, ходил гулять в парк, подолгу любовался красивыми его уголками, старался запомнит понравившиеся деревья. Ему очень хотелось нарисовать парк, но красок у него не было, а в детский сад он не ходил. Наконец мама купила ему краски, и он смог нарисовать парк. Как вы думаете, каким он его нарисовал?» После такого вступления рисунки детей будут взаимообразными.
В этой группе карандашные рисунки должны занять определенное место. Рисование карандашом наиболее распространено в детских садах. Но рисунки детей чаще всего схематичны и невыразительны. В чем же причина этих неудач и что надо сделать, чтобы карандашные рисунки получались красивыми, не были такими трудоемкими, и дети, работа карандашами, укладывались во время, отведенное программой для занятий?
Карандаши, и простые, и цветные, как художественный материал, заключают в себе много возможностей. Ими можно наносить тонкие, легкие точные штрихи, осторожными линия ми искать форму, Густая сплошная штриховка дает ровную цветную поверхность, придает выразительность рисунку, особенно при передаче растительных мотивов, оперения птиц. Ко не все эти возможности правильно используются детьми. Иногда и воспитатели не задумываются над тем, какой художественный материал наиболее уместен при исполнении той или иной темы. Отсюда и неудовлетворительный эстетический результат карандашного рисунка. Если краски несколькими широкими мазками заполняют сразу сравнительно большую поверхность, то при рисовании карандашами дети за 20 минут занятия могут закрыть лишь небольшие плоскости. Поэтому при рисовании карандашом следует давать небольшие листы бумаги: для передачи сюжета -- не более 20X30 см, а для предметных рисунков -- 10X15 и даже 9X12 см.
Уменьшение размера листа в соответствии с возможностями детей и временем занятия помогают добиться тщательного выполнения рисунка при правильном применении художественных приемов.
Чем старше дети, тем больше места в их рисунках занимает графитный карандаш. Он нужен, когда дети легкими линиями находят контур животных, человека. Черным карандашом зарисовывают деревья, кустарники. Летом на даче можно давать натурные зарисовки после того, как дети выберут какое-либо интересное дерево -- старое раздвоенное, кривое и пр. В карандашных рисунках так же, как и при всяком изображении, важно наблюдение.
Хорошо получаются и пейзажи, нарисованные только графитным карандашом.
Беседы по картинам художников помогают активному восприятию окружающей жизни. Рассматривание пейзажных картин для детей дошкольного возраста без руководства взрослого представляет известную трудность. Им трудно выразить словами то настроение, которое художник передает в пейзаже, дать описание того, что они видят и чувствуют, так как там нет действия.
Однако после длительных систематических наблюдений пейзажа на экскурсиях понимание его на картине становится доступным.